Раскол 17 века стал национальной трагедией

Новосельцев Григорий Петрович
Эта реформа стала национальной трагедией, которая до сих пор остается неразрешенной. В конце 18-го века старообрядцам было разрешено продолжать служить по старому обряду, но РПЦ по-прежнему контролировала назначение иерархии, самостоятельно выбирая кандидатов.

Я считаю, что нет смысла вступать в взаимные обвинения и оскорбления между сторонами конфликта. Мы живем в разных мирах, с различными менталитетами. Русское православие столкнулось с расколом и не смогло найти мирные способы проведения реформ, не учитывая духовность. Обе стороны делали акцент на ритуалах, что привело к столкновению двух верующих групп. Одни из них имели доступ к административным ресурсам, тогда как другие не имели. Были предприняты попытки разрешить конфликт, как до 1917 года, так и после него. В 1929 году Синод Русской Православной Церкви под руководством митрополита Сергия, будущего патриарха, принял решение считать богослужение старообрядцев и никониан равноценными. Это решение было подтверждено на Соборе Русской Православной Церкви в 1971 году, а также Русской Православной Церковью зарубежом в 1974 году, и было аргументировано богословскими доводами. Однако пришлось пройти много времени, прежде чем было достигнуто евхаристическое общение. Есть несколько причин этого:
1. Внутри старообрядчества произошел разрыв - некоторые признают священство, в то время как другие нет. Первая группа объединилась и нашла общий язык, тогда как вторая превратилась в секты и даже между собой не могут достичь согласия.
2. Даже среди тех, кто признает священство, возникли разногласия относительно восстановления священства после раскола. Была создана синодальная комиссия при Патриархе, которая изучает литургическое и богослужебное наследие старообрядчества и внедряет его в повседневную практику. Работа по сближению позиций продолжается, так как Русская Православная Церковь зарубежом и Русская Православная Церковь были восстановлены по Божьей воле. Однако вернемся к началу раскола. Более того, можно сказать, что результаты раскола включали в себя прекращение патриарших полномочий через полвека. Вместо патриарха появился синод - административный орган управления, возглавляемый гражданским чиновником, часто не имеющим веры. Митрополит был первым в ряду синодалов, но у него не было решающего голоса, и синод часто принимал решения без его участия. Русская Православная Церковь прошла путь от конструктивной оппозиции к одному из инструментов государственного управления. Через два столетия стало невозможным выразить свое мнение о событиях 1917 года. К тому времени старообрядцы уже владели около 20% экономики Российской империи и финансировали все политические партии, включая большевиков, которые выступали против существующей власти. Результатом раскола стало то, что старообрядцы, выбравшие этот путь, привели к власти сатанистов. В соответствии с епископом Никодимом (Милашем), экспертом в церковном праве, расколы возникают из-за различия мнений по некоторым церковным вопросам, которые, однако, могут быть легко преодолены. Согласно священнослужителю Игнатию Брянчанинову, расколом следует называть "нарушение полного единства с Святой Церковью, сохраняя при этом верное учение о догматах и таинствах". Святой Иоанн Златоуст называет раскол не меньшим злом, чем ересь, а святой Киприан Карфагенский учит, что основатели и лидеры раскола, разрывая единство Церкви, противостоят Христу и ранили Тело Христово, что является грехом, невозможным загладить даже кровью мучеников. Епископ Оптат Милевитский считал раскол одной из величайших скверн, более греховной, чем убийство и идолопоклонство. Важно помнить о большой опасности для духовного состояния каждого человека, которую представляет отпадение в ересь через раскол, потому что еретическое учение проникает глубже в душу и заражает ее греховными язвами, от которых трудно избавиться.
Иоанн Златоуст предупреждает о двух опасностях, которые грозят Церкви. Первая, это экуменизм, который разделяет людей на разные веры и отдаляет их от истины. Вторая опасность - фанатизм, который в конечном счете приводит к богохульству и ереси. Для того чтобы избежать этих опасностей, необходимо идти «прямым путем», не отклоняясь ни вправо, ни влево.

Пример решения сложной моральной дилеммы в истории Церкви дает Иоанн Златоуст. Он советует оставаться верным своей церкви и поддерживать связь с духовенством, чтобы не вызывать раскол в Церкви, но при этом не подписывать подозрительные документы, которые противоречат учению и канонам. Таким образом, главный принцип для православных христиан заключается в защите веры и непозволении раскола.

Хороший выбор для христианина заключается в том, чтобы защищаться от ложного учения и соблазна собственного произвола.