Перезацепки

Алексей Добров
  Когда-то из книги «Диагностика кармы» (С.Н. Лазарев) усвоил понятие «зацепки» – идеи, учения, специальности, профессии, соц.роли, способности, достижения, окружение, обстановка, вещи, мгновения, негативные чувства, гордыня и т.д. – всё, за что цепляешься, на чём застреваешь, теряя счастье постоянного обновления. Не говоря уже о возможности избавления от несчастья застойности, сравнимой с нарушением лимфо-кровотока, мышечными зажимами. Причём застойность телесная часто бывает следствием застревания психологического и причиной болезней.
  Чтобы избавляться от текущих зацепок, например, нежелательных чувств, идей, нужно переключаться на другие чувства, впечатления, другие идеи, развиваться таким образом, избавляясь от зацикленности на каких-либо знаниях, образах, учениях за счёт сосредоточения на новых. В результате «расширяется сознание», арсенал представлений обогащается, формируется собственная «дорожная карта» жизни, постоянно развивающаяся система своих смыслов-целей-способов.
  Преодолению дискомфорта застоя, застревания на своих чувствах, тупиках неразрешимостей способствует практика сопереживания людям и героям, практика постановки себя на их место, поиск решения их проблем.  Целенаправленное познание себя и мира, каких-либо сторон жизни. Отслеживание причинно-следственных цепочек, уходящих в прошлое – к Истоку. Наконец, поиск пересечения этих временных проекций с целью ощутить исходную точку – обрести оптимальное состояние. Новое же будущее творить из этого состояния Источности, если настоящее продолжать не хочется, если оно видится тупиком.
  Чем больше таких позиций души, точек зрения, положений, ролей – тем выше вероятность схождения их проекций в некой истинной исходной точке, исходном положении души, изначальном духе.

  «Выдающиеся личности» – это формы, аватары, части цельномирия, как и каждый из нас. Но как почувствовать их состояние, их дух, как проникнуться их содержанием, усвоить подходящее именно моей форме? Наконец, ощутить общий с ними дух? Исполняться им, пусть бесконечно,  но и это счастье. Это возможно на пути перезацепления – освоения новых идей, учений, ролей, профессий, … «Творить и познавать – призванье человека!» (Аррани).
  Либо судьба заставит это делать. Например, хороший специалист вдруг попадает в тюрьму, становится инвалидом, профнепригодным, его оговаривают, с ним разводятся, он становится изгоем и т.д. 

  Мои перезацепки. На примере самоидентификации:  если в подростковом возрасте отождествлял себя с внешним видом, бицепсами, например, в молодости – с характером, способностями, знаниями, умениями, то в зрелости – с духом. В начале составления сборника афоризмов «добро» связывал с понятием «жить по душе» - наилучшими интересами, чувствами, волей-свободой, «призванием», затем – с понятием «счастье», извечным духом, истоком жизни, центром цельности и т.п. Перезацеплялся за учения (больше по верхам) – Евангелие, Кришнамурти, Дзен, философов (на уровне афоризмов) – Монтень, Джебран Халиль, В.С.Соловьёв и др., книги (случайный выбор) – «Приключения Незнайки», «Идиот», «Мастер и Маргарита», ... В итоге сосредоточился на одной – идее добра как оптимального состояния. Насколько удалось обрести искомое – настолько отпала необходимость в абсолютизации какой-либо идеи, смысла. Появилась возможность подбирать смыслы и цели по ситуации, причём моё участие в этих выборах стремится к нулю, всё начинает происходить как бы само собой.
***
  По мере перезацепления идей становится всё меньше, наконец, остаётся одна. Например, идея Добра, проживание, следование которой вводит в безыдейное состояние. Состояние безыдейности – когда руководствуюсь не мыслью о Добре, а оно руководит мной, минуя сознание. При этом остаётся навык доброздравого образа жизни, добрые привычки, соответствующий образ мысли, когда приходится думать.