Смех победивший смерть

Анна Колбасова
                Я сидела на скамейке и ждала друга, пока он спустится ко мне по больничным ступенькам, чтобы поговорить о предстоящем дне его рождения. Передвигался с помощью костылей он медленно. Дорога от палаты до выхода в больничный двор раньше, ему казалась километровой. Несмотря на это он ее преодолевал. А ведь до этого он больше лежал и постанывал, от нестерпимой боли в мышцах и суставах. Как-то мне на глаза попалась статья о Нормане Казинсе – человеке рассмешившем смерть. Американский журналист, который с помощью смеха победил смерть.

 В сорок девять лет Норману поставили диагноз "болезнь Бехтерева" – аутоиммунное заболевание, которое разрушает костно-мышечную систему.
С каждым днем Казинс становился все более неподвижным: не мог ходить, сидеть, с трудом поворачивался с боку на бок. Он замкнулся в себе, перестал разговаривать с близкими и друзьями, проводил целые дни, на койке отвернувшись к стене больничной палаты.

Однажды лечащий врач Казинса доктор Хитциг сказал, что из пятисот человек с болезнью Бехтерева выживает только один. В ночь после этого разговора Норман, не спал. Ему в голову пришла мысль: «Если медицина бессильна, нужно действовать самому!». Он вспомнил, как доктор Хитциг говорил, что при отрицательных эмоциях надпочечники выделяют гормоны стресса, которые не дают организму бороться с болезнью. А смех и радость, наоборот, положительно влияют на выздоровление.

Казинс начал изучать работы ученых о пользе смеха и понял, в каком направлении нужно двигаться. Он смотрел кинокомедии, читал смешные книжки. Его глаза опухли от слез, но это были слезы выздоровления. Сначала у него прошла боль в мышцах и суставах, затем нормализовались сон и аппетит, а позже болезнь и вовсе отступила, журналист вернулся к нормальной жизни и работе.

Выздоровел ли он полностью? Нет – скорее, он добился стойкой компенсации заболевания и длительной ремиссии. Гораздо важнее другое: с помощью смеха Казинс выиграл у смерти двадцать шесть лет жизни и сделал ее полноценной. После выздоровления он написал книги "Анатомия болезни с точки зрения пациента" и «Врачующее сердце», которые стали мировыми бестселлерами и первыми учебниками по смехотерапии.

Я смотрела, как по ступенькам на костылях с широкой улыбкой на лице спускался мой друг. Не осталось и следа от его упаднеческого настроения. Он подошел ко мне, присел на скамейку.
- Как дела? Спросила я.
- Все нормально, я почти совсем перестал принимать лекарства, от которых мало толка, а вот смех, действительно для меня и не только меня и моей палаты – лекарство. Спят ночью, как младенцы, вдоволь насмеявшись над рассказами Михаила Зощенко. Спасибо, что приносишь мне книги, - поблагодарил меня друг.

- Если так пойдет дело, я через месяц буду дома, и уже наверно без костылей, с тросточкой.

Конечно же, я была рада тому, что история из жизни американского журналиста помогает моему другу в борьбе с болезнью. Мы тепло попрощались, и я поехала с легким сердцем к себе на работу.