Американка - моя любовь

Сергей Плетнев
     Это было послевоенное,  предкосмическое время, с транспортом в городе было не просто, и в мире транспорта города главенствовал, конечно - трамвай. По улицам Ленинграда ходили элегантные «американки» -  угловатые красно - белые трамваи, которым много стало легче бегать, потому, что открылась вторая линия метро. Метрополитен, конечно быстрый вид транспорта, но трамвай еще долго оставался более удобным для поездок из центра на окраины города и составлял достойную конкуренцию метро.
    Вообще-то этот тип вагонов полюбили сразу. Появились эти красавцы до войны и пережили с городом блокаду. Они были вместительней, старомодных, подчас без дверей, с открытыми площадками вагончиков. У них было три двери – гармошки, новинки трамвайного мира того времени – дверь посередине вагона. Через нее люди заходили внутрь, отплачивали проезд и сразу садились на сидения в салоне. А выходили пассажиры на остановках уже через две крайние двери.
    Еще в приоритете было отопление вагонов. Под сидениями, через одного стояли трамвайные печки, тепло которых было неоценимо, во время зимних поездок. Местоположение печек внешне легко угадывалось по оттаявшим окнам. Остальные окна покрывались матовым налетом кристалоподобной измороси, на которых дети оставляли свои рисунки, или каракули, впрочем, и вышедшие из этого возраста были не прочь развлечься подобным образом.
   Ребенок путешествовал в трамвае бесплатно. Ведь в то время с детей брали плату за проезд не только по возрасту, но и по росту. Отсюда и фраза «метр с кепкой».
До  роста метр двадцать сантиметров и восьми лет, ребенок проезжал бесплатно.
    А потому можно было услышать:
 - «Если тетя кондуктор спросит - сколько тебе лет?  -  Говори семь».
    Кондуктор взирал на все действа внутри вагона, как смотритель из башни. Он сидел возле среднего входа за деревянной перегородкой высотой около метра. Это не то что бы баррикада, скорее безмолвный помощник для глазомера и наблюдения за порядком.
    Впрочем, кондуктор не был безмолвным, со своего поста объявлялись названия остановок и требования о передаче платы за проезд. Часто по салону слышалась просьба: Передайте, пожалуйста, и деньги уплывали от пассажира к пассажиру до кондуктора, тем же путем возвращался билетик.
   Причем очень часто, потом счастливый обладатель билетика, начинал исследовать цифры, на предмет приобретенного счастья. Если же из шести цифр - три первой половины сходились с суммой второй половины, считалось, что счастье привалило.
    И компоновка салона была прогрессивная. Деревянные панели закрывали незастекленную часть салона и сидения. Половинка ближе к водителю традиционная – сидения параллельно стенке, а хвостовая часть сидения, как в электричке.
    А еще была тамбурная часть у заднего выхода, ступенькой ниже, там обычно толпилась молодежь, и попадались безбилетники. Сохранится и гроза модниц — неровный реечный пол. Хотя на каблуках ходить по нему неудобно, зато грязь и вода в ненастную погоду будут стекать в желобки, не пачкая салон.
И ходили эти трамвайные поезда по самым красивым маршрутам, пересекая город с севера на юг. Если значение - ЮГ – приемлемо к нашему городу.
Американки ходили только по Ленинграду с 1933 по 18 марта 1979 года, в Санкт-Петербурге их не стало.