Обещай мне

Людмила Михейкина
      В рабочем коллективе жизнь Светланы обрела новые краски, исчезала ее замкнутость, прогулки с подругами вносили свежую струю, и порой являлась мысль, а так ли уж страшно не получить высшее образование, к которому она стремилась, если все вокруг замечательно.
    - Ты уже отнесла документы на подготовительные курсы? – спросила у нее мама, помешивая в кухне борщ у плиты. – Женщины с нашей фабрики говорят, что девушке ближе экономика или бухгалтерия…
    -  Только не это, - ответила Светлана, допивая чай.
    -  На журналистике свет клином не сошелся. А если не поступишь и в этом году?
    -  У меня уже есть опубликованные работы.
    -  Какие работы?
    -  В заводской газете напечатали мои стихи, я тебе их показывала.
    -  Да, но я не думала, что это работы.
    - Напишу еще статью о семейной династии, родители Насти всю жизнь работают на заводе, а ее подруга Валя устроилась в прошлом году в цех ученицей, ее перевели контролером, скоро повысят разряд, а с каждым разрядом растет зарплата. Мне тоже неплохо работается…
      Но увидев, как резко отключив плиту и повернувшись к ней, мама переменилась в лице, Светлана, замолчала.
     – Ты на самом деле так думаешь или сегодня не очень устала на работе? –  тихо произнесла Татьяна Петровна, стараясь говорить спокойнее. - Конечно, молодой девушке многое может показаться приключением, но молодость проходит быстрее, чем ты думаешь. И оглянуться не успеешь. Настя, когда  окончит институт, упорхнет на другую работу, а ты так и будешь возить детальки на тележке? Ей уже станет не нужна такая неинтересная подруга, которой природа дала способности, а она их даже поленилась взять. И парням в цеху не захочется лишний раз помочь нерасторопной грузчице. Тебе же надо сегодня вложить не так много труда, чтобы воспользоваться им завтра. Выпускные экзамены в школе на пятерки сдала. Если бы меньше читала свои сказки, и лучшие оценки были раньше, могла бы золотую медаль получить, тогда и в первый год проблем с поступлением не было бы.
     – Не сказки, а книги. Вот ты, мама, так хорошо говоришь, умеешь за себя и за меня постоять, так почему ты сама не взяла этот дар природы и не получила никакого образования, даже специального?
     - У нас в сельской школе восьмой класс был последним, а во время войны ее закрыли, и я уже доучивалась переростком. Старшие уезжали в город работать, чтобы помочь младшим, или хотя бы оставить им свой кусок хлеба за столом. В восемнадцать лет я встретила в городе твоего отца, он стал моей первой любовью и самой большой ошибкой в жизни, и я не хочу, чтобы ты ее повторила.
    - А зачем ты развелась с ним? Я могла бы жить в нормальной семье, как все соседи в переулке и все нормальные люди. Может, тогда и поступила бы с первого раза, если бы так часто не меняла школы. Отец много читал, мне было интересно с ним, я не хотела от него уезжать.
      Татьяну Петровну, словно ударили ее слова, но, не поддавшись обиде, она уверенно продолжала:
    - Наша жизнь началась с обмана. Чтобы меня, простую сельскую девушку, приняли в семью твоего образованного отца, он сказал своим родителям, что я окончила техникум и работаю на фабрике мастером, а не простой швеей, и они думали, что я буду их всех обшивать. А когда им открылась правда, свекровь невзлюбила меня и не стала этого скрывать.
    -  А почему ты не сказала им правду?
    - Потому что я узнала ее, когда мы уже поженились. Раньше не надо было ждать, и мы расписались в тот день, когда он мне сделал предложение. Да, я умела за себя постоять, но в этой войне я проиграла. А с твоим отцом мы были разными не только потому, что он много читал. Но в семейной жизни все познается, когда проходит любовь, и чем больше разница между людьми, тем быстрее она проходит… -  взявшись за спинку стула, Татьяна Петровна  тяжело опустилась на него.
     –  Мама, тебе плохо? – испуганно взглянула на нее Светлана.
     –  Сейчас, пройдет…
        Татьяна Петровна не жаловалась на здоровье и редко обращалась к врачам, но этот неожиданный разговор словно подкосил ее. Светлана будто перекрыла ей дыхание, и на какой-то миг ей показалось, что вся ее жизнь утратила смысл. Расставшись с ее отцом, она не искала любви, хотя была еще молодой и красивой, все внимание отдавала ей, надеясь, что дочь получит высшее образование, у нее будет надежная работа и хорошая семья, все то, чего не хватало ей самой.
     – Завтра отнесу документы на подготовительные курсы. Я узнавала, когда они начинаются. А о заводе рассказала тебе от хорошего настроения, там на самом деле хорошие люди, твоя подруга ведь тоже работает в цеху, ты же ее уважаешь, - словно в оправдание растерянно добавила Светлана.
     – Да, кто ж говорит, что они плохие? – пришла в себя Татьяна Петровна. - Просто у каждого свой путь. Обещай мне - прежде, чем что-то совершить, заглянешь немного вперед. И помни - один шаг порой определяет всю жизнь. Ты же не хочешь повторить мою судьбу? Разве я требую от тебя чего-то лишнего?
     - Не лишнего. Тебе уже лучше? – и в этот момент Светлана готова была пообещать все, что угодно, лишь бы с ее мамой ничего не случилось. Она уже сожалела о своих резко вылетевших словах, и не оттого, что они показались ей не справедливыми, а от реакции на них, по силе воздействия, может быть, даже больше  на того, кем сказаны.
(Из повести "Дорогами любви" в продолжение последовательно расположенных рассказов "Развод"...- "Обещай мне")