Румянцевский садик счастья

Александр Бастрыкин
С Румянцевским садом в Санкт- Петербурге меня связывают воспоминания о том дне, когда я был несказанно счастлив.

Было это в августе 1970 года в Ленинграде, когда после окончания школы я поступал на юридический факультет Ленинградского государственного университета.

На курс набирали сто человек, а желающих поступить на юридическом факультет было очень много.

Значительная часть абитуриентов имела предусмотренное законом преимущество при поступлении на факультет: отслужившие в армии парни  а также девушки, имеющие трудовой стаж не менее двух лет, могли быть зачислены на факультет, имея немного меньших проходной бал, чем вчерашние школьники. Это приводило к тому, что только 20 школьников могли поступить на курс и для этого им надо было большее количество баллов.В итоге конкурс для школьников составлял 40 человек на место.
Я поступал будучи школьником и, естественно, очень волновался - смогу ли я поступить.

Конечно я очень серьезно готовился к экзаменам. Ночи напролёт проводил за письменным столом, изучая предметы, по которым мне предстояло сдавать экзамены. Но волнения от этого меньше не становилось меньше.

И вот экзамены позади. Результаты были таковы: по сочинению, русскому языку и литературе получил пятерки, а английский язык с трудом сдал не тройку. Это вызывало серьёзные сомнения в конечном успехе процесса поступления.

После сдачи экзаменов состоялось собеседование в общественной приёмной комиссии юридического факультета. Таковые действовали в то время в университете. В их состав входили представители общественных организаций факультета.

Помню, как на комиссии меня спросили, кем я хочу работать после окончания университета и я очень быстро и четко ответил - в милиции. Реакция комиссии была явно положительной и это было важно, поскольку мнение комиссии учитывалось при окончательном решении о зачислении на факультет. Тем не менее серьёзные сомнения в окончательном успехе оставались.

Через два дня мне предстояло придти к комнате приёмной комиссии и ознакомиться со списком поступивших на юридический факультет после вступительных экзаменов и собеседования в общественной приёмной комиссии. Двухдневное ожидание показалось мне бесконечным.

Наконец долгожданный день настал. Я приехал к зданию, где на располагалась приёмная комиссия, поднялся на третий этаж и с чувством глубокого волнения подошёл к щиту на котором был вывешен список поступивших.

Стал читать список и поскольку он был составлен в алфавитном порядке, очень быстро нашёл быстро нашёл свою фамилию в списке настоящих счастливчиков. Тех, кто поступил на юридический факультет славного Ленинградского университета.

Я был поистине счастлив! Моя мечта сбылась! Я стал студентом!

Преисполненный радостью я пошёл домой. Путь мой пролегал от главного здания Университета по университетской набережной в сторону моста лейтенанта Шмидта - так тогда назывался ныне Воскресенский мост.

Мне предстояло на первой линии Васильевского острова сесть на 5 трамвай и ехать к Театральной площади, чтобы от неё пройти по улице Союза Печатников к моему дому 17.

Но вдруг мне не захотелось садиться на трамвай. Совсем рядом  со мной располагался Румянцевский садик. Мне почему-то захотелось войти в него и сесть на скамейку. Я немного прошёл по садику и выбрал скамейку обращённую к прекрасной Неве.

Я сел на эту замечательную скамейку и мысленно обратился к самому  себе: « Остановись, мгновение! Ты прекрасно!». Я хотел ещё раз пережить мгновения счастья от своей очень важной для меня Победы! Я победил! Я добился своего - я стал студентом.

Так, преисполненный счастья я просидел на этой скамейке минут сорок. И эти минуты счастья навсегда остались в моей памяти.

Теперь немного о том садике, в котором я был счастлив.

В красивом саду на берегу Невы открывается прекрасный вид на Исаакиевский собор. Уже полтора века на Васильевском острове располагается Румянцевский сад. Это популярное место для прогулок местных жителей.

Румянцевский сквер расположился между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова вблизи знаменитого дворца Александра Меншикова. С юга ограничен Университетской набережной Большой Невы.

Площадь сквера — 1,3 га. Первоначально на этом месте располагался Меншиковский рынок. Кроме этого, участок использовался в качестве временного склада для грузов, доставляемых по реке. После того, как Меншиковский дворец был отдан в пользование государственному Кадетскому корпусу, территория бывшей рыночной площади получила значение парадного плаца. В 1818 году в центре площади появился обелиск, посвящённый победам графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского в сражениях русско-турецкой войны (прежде памятник находился на Марсовом поле).

Румянцевский сад возник в 1865 — 1866 годах. Его организатором стал петербургский купец первой гильдии Степан Фёдорович Соловьёв, вложивший свои денежные средства в создание на Румянцевской площади общедоступного городского сада; отсюда же пошло второе распространённое название — Соловьёвский сад. Соловьёв был владельцем двух домов, выходящих к площади. Здесь же он проживал сам.

Разрабатывал проект сквера и его художественно выполненную ограду архитектор Николай Николаевич Ковригин. По имеющимся свидетельствам, строительство обошлось купцу в 25 тысяч серебряных рублей. Поначалу плата с горожан, взимавшаяся за прогулку в саду, находилась в ведении самого Соловьёва; однако вскоре купец умер, и спустя три года — в 1870 году — сквер перешёл под контроль городского управления и стал содержаться за счёт казны.

В 1939 года в ходе массовых переименований Румянцевская площадь стала официально носить имя украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Название Румянцевского сада ему вернули в 2001 году, а спустя ещё два года сквер был отреставрирован и открылся для посетителей уже в обновлённом виде.

Обелиск, посвящённый победам Румянцева в битвах 1770 года на Ларге и Кагуле, спроектирован зодчим Винченцо Бренна и поначалу стоял на Марсовом поле (позже на том месте был воздвигнут памятник Суворову). В 1818 году под руководством Росси он переместился на Румянцевскую площадь к Кадетскому корпусу, где обучался знаменитый военачальник. Высокий четырёхгранный обелиск из гранита увенчан скульптурным изображением орла, сидящего на золотом шаре.

Важным элементом композиции являются чугунные фонтаны, которые располагаются с обеих сторон от обелиска в начале лучевых дорожек. Эти фонтаны, создание архитектора Иенсена, были вывезены из Парижа устроителем сквера купцом Соловьёвым и запущены в 1867 году. Каждый из них имеет большую гранитную чашу, над которой установлена чаша поменьше. Фонтаны украшены скульптурными изображениями львиных голов, цветов и ракушек. При жизни купца для обеспечения фонтанов водой во дворе его дома работала водокачка, а уже с 1876 года действовал водопровод. В 1950-х годах фонтаны отключили, они возобновили свою работу только в 2011 году.

В конце XX века, в 1999 году в саду установили фигуры двух знаменитых художников, Репина и Сурикова. Первый бюст находится с левой стороны от входа, второй – с правой.

Музыкальный павильон, также построенный в девятнадцатом веке (архитектор неизвестен) и предназначавшийся для выступлений музыкантов, занимает место около ограды Румянцевского сада. Это помещение с большой открытой эстрадой, стоящей на высоком гранитном цоколе. Железный потолок павильона, укреплённый на шести фигурных винтообразных чугунных столбиках, имеет закруглённую форму, что способствует хорошему отражению звука. С лицевой стороны Музыкальный павильон имеет деревянную обшивку. При строительстве сооружения в его состав было включено небольшое подвальное помещение.

Сейчас летний концертный зал сада приглашает петербуржцев и гостей города на концерты. Здесь можно услышать старинные романсы и песни, насладиться классической музыкой и поэзией серебряного века.

Интересна еще одна история, связанная с этим местом. 20 июня 1803 года с лужайки в саду кадетского корпуса был совершен первый в России полет на воздушном шаре. Его осуществил французский воздухоплаватель Андре-Жак Гарнерен вместе со своей женой. Приземлилась супружеская чета в районе Малой Охты.

Много позже, работая в главном здании университета, я часто возвращался домой пешком этим же маршрутом, каким я шёл в тот счастливый для меня августовский день. И проходя мимо Румянцевского сада, часто вспоминал те минуты восторга, которые я пережил здесь после как увидел себя в списках первокурсников юридического факультета Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова.