Об отношении к прошлому

Наталья Кремлева
        Вопрос об отношении к прошлому, к истории страны волнует меня очень давно. Я знаю, как тяжело и порой невозможно докопаться до истины  даже в отношении исторических  фактов, а уж в оценках прошлого и говорить не приходится. Кто-то оценивает прошлое с точки зрения этических норм, другие - главным аргументом развития  считают прогресс, а большинство по наличию туалетной бумаги, колбасы, сапог, молока, т.е.   с точки зрения желудка и туалета.  Последнее считается главным аргументом при оценке прошлого, особенно советского.   При этом не учитываются такие объективные обстоятельства как, две мировые войны, восстановление разрушенного хозяйства. На Западе в 1945  считали, что Советскому Союзу понадобится 50 лет для восстановления разрушенного войной хозяйства. Восстановили за 5 лет. Но это не берется в расчет, когда  упрекаем, что стояли в очередях за хлебом после войны. Не берется в расчет и то обстоятельство, что огромная территория страны находится в зоне рискованного земледелия. И это вам не Америка с Канадой и Австралией.  Понятно, что без колбасы и сапог  тоже не прожить, но ведь не хлебом единым жив человек. Почему бы не взять критериями оценки развитие науки, искусства, человека, наконец.
       Так каким же  должно быть отношение к прошлому?

       Критикуя прошлое,  мы должны помнить о том, что  критикуем огромное количество своих родственников, предков,  которые дали нам жизнь. А родных, родителей, как известно, не выбирают, их принимают такими, какими они есть. Кто – то скажет,  мои предки были зажиточные крестьяне, дворяне и прочее, у которых революция отняла все. К сожалению, мы мало знаем о своих предках.  Среди них, как правило, были представители разных политических направлений

        Интересно, в Советский период мы все были детьми рабочих и крестьян, борцов за Советскую власть, а с 90-х годов прошлого века стали потомками  привилегированных сословий, а также репрессированных, раскулаченных, сосланных и т. д.  Но никто и никогда не причислял себя к потомкам доносчиков, стукачей, так называемых "добрых людей" из-за которых пострадало огромное колличество невинных людей.

       Лично я не собираюсь отказываться от Советского прошлого своих предков. По рассказам отца среди них был и участник штурма Зимнего дворца.  Удалось обнаружить недавно воспоминания еще одного родственника, который с 15 лет включился в революционную деятельность, был участником 5 войн и конфликтов, закончивший несколько военных академий и принимавший непосредственное участие в великих стройках того времени. Были среди родственников жертвы"добрых людей". В семейном фото-архиве хранится фото тети из глухой сибирской тайги с письмом на обороте. Были и растреленные, в 1937 году, потом реабелитированные. Оба - выходцы из  крестьян. Никаких особых улик не обнаружила, вероятно тоже прошли по доносу.

         Даже историю своей семьи, не говоря уже об истории всей страны,  мы знаем «более-менее» за что учитель истории Илья Семенович и поставил единицу ученику в фильме «Доживем до понедельника». Но судить мы судим и говорим о прошлом так,  как будто знаем все.
          В этом фильме  Илья Семенович  преподносит урок того, как следует относиться к истории. Он говорит: «Бедный Шмидт, если бы он мог представить посмертный и строгий выговор. То и дело слышишь – Жорес не учел, Герцен не сумел, Толстой недопонял, словно в истории орудовала компания двоечников».
Он советует  ученикам, не ориентироваться на 15 строчек в учебнике, а читать  другую литературу и «тогда не сможете с высокомерной скукой осуждать ошибки и иллюзии человека». Он призывает не рубить с плеча, почувствовать высокую себестоимость ошибок. Я бы сказала, он призывает учиться понимать прошлое. А для этого предлагает  мысленно встать на место конкретного исторического лица в конкретный исторический период и задать вопрос – А как бы ты поступил на его месте? Это ли не путь к пониманию, а не к огульному  осуждению прошлого?
          Когда мы с презрительной усмешкой осуждаем прошлое, не уместно ли обратить внимание на себя любимого и свое поколение. И тут вспоминаются строки лирического отступления Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души». «Много совершилось в мире заблуждений, которых теперь, казалось бы не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь………Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблуждениям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо, начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки».
          Я предлагаю читателям задуматься над таким вопросом - что будут осуждать, и над чем будут смеяться наши потомки, вспоминая нас и наше время?