Люблю поезда.
Скоростные, конечно нежно люблю, все остальные - как неприятных родственников - со сдержанной страстью.
Но иногда никуда не денешься- если нужно ехать, так нужно. Сильная нужда может тебя впихнуть и в потасканный поезд, и в последнее свободное кресло. Куда -нибудь в уголок, без места для ног, без откидных полочек и без пространства для маневра. Будешь там тренировать аскетизм, группируясь всеми конечностями все время переезда.
Вот такое местечко мне и досталось накануне. Поезд относительно быстрый, а кресло относительно скромное. И рядом сосед — русский богатырь. Руки-ноги раскидывать поостережешься, на гипотетическом баяне не поиграешь.
Хорошо, что у меня выдался переезд недолгий. Четыре с половиной часа в поезде — критическое время для проведения его в неподвижной позе. И хоть я и люблю мечтательно смотреть в окно, и могу с удовольствием это делать часами, но в ранних зимних сумерках смотреть в окно — это примерно как смотреть в экран выключенного телевизора. Компьютера. Ну, или пялиться в черную дыру окуляра фотоаппарата. Бессмысленное занятие, навевающее только желание еще раз взглянуть на часы — а долго ли еще осталось.
В таких ситуациях выручают гаджеты. Нормальных современных людей. Тыркаешь в экранчик, пока палец не отвалится и никаких проблем. Интернет жрет время, как Змей Горыныч невинных девушек.
Я же, странная, с детства, предпочитаю книги.
Книга в поезде - лучший портал в беспамятство. Если интересная - то тебя даже радует факт, что тебе некуда деваться и не надо отвлекаться. Занырнул вглубь — и плыви до последней страницы.
К тому же большинство книг такого формата, что за время путешествия ты вполне можешь прочитать среднестатистическую повесть целиком.
В общем, поняв, что мне, в скромном моем уголке нужно как-то пережить предстоящие 4 с лишним часа, я порылась в своем планшете (слава прогрессу) и вытащила из него тематическую книжку.
Да, мне очень стыдно, что мои руки дошли до нее так поздно.
Да, я конечно, слышала про нее много раз. Но, нет, я не люблю детективы и за всю жизнь прочитала только парочку (один понравился, другой нет, на чем я и закрыла этот жанр для себя).
Да, я люблю европейские интерьеры и их образ жизни и вообще все, что где-то там, в начале прошлого века — это очень романтично и очень красиво. Но, нет, я не люблю убийства ни в каком виде и мне не интересно в принципе, кто убийца, и для меня это не занятная головоломка — разгадывать по мелочам, кто там мог старушку кокнуть и какие мотивы им двигали.
Да, я смотрела пару фильмов снятых по этим книгам, и, да, они мне понравились, но больше игрой актеров, великолепными декорациями и бытовыми сценками, но совсем не напряжением атмосферы, нагнетанием страхов и парочкой бессоных ночей потом.
Мой выбор , когда я закачивала эту книжку был обусловлен совсем другим.
В моей многолетней борьбе с английским, где я безнадежно проиграла, есть пунктик «чтение».
И точно так же, как я любила читать в детстве на русском, я полюбила читать и на иностранных языках. Но так как я все-таки безнадежно проиграла мою битву и в чистом виде я вряд ли пойму все нюансы на английском, я должна, конечно, его прочитать сначала на русском. Ну, чтобы быть в курсе.
Закачанная книжечка ездила со мной вовсюда много лет. И вот только в этом поезде до нее дошла очередь.
И, окинув унылым взглядом из своего крошечного угла, моих попутчиков, я нырнула в другой поезд.
Агата Кристи.
Убийство в восточном экспрессе.
Хорошо, что я не профессиональный рецензент. За рецензию, где больше половины текста занимают описания собственных мыслей и пожеланий, такого молодчика бы выгнали бы взашей.
А по факту хочется написать только пару строчек. Ну, что-то типа «Боже, какое удовольствие это читать!» и « Как давно я не испытывала подобного кайфа от чтения!»
Ну, большинство, наверное, это и без меня знает.
Я не сомневаюсь, что я опоздала со своими открытиями, простите меня все. Представим, что мои впечатления интересны тем, кто идет по моим следам. То есть пока выбирает и думает «А не почитать ли...» - « Всенепременно, голубчик!!!»- хочется воскликнуть голосом профессора Преображенского и добавить - Получите истинное наслаждение!»
Легкий слог. Не просто легкий, а потрясающе воздушный, какой-то кружевной литературный язык, без приторности и заигрываний, не отягощенный ничем лишним, с самого начала увлекает , словно ручеек — подхватывает читателя и уносит в глубь повествования. И сопротивляться ему нет никаких сил.
Переходя с персонажа на персонаж, повествование задерживается на каждом ровно, сколько нужно, ненадолго, чтобы читатель не заскучал, но понял, с кем ему предстоит провести следующие несколько часов.
Экзотика востока сменяется экзотикой шикарного поезда. Масса персонажей, появляющиеся из небытия и сразу же кажущиеся знакомыми. Размеренные события, разговоры, мелкие штучки, которые по закону жанра будут связаны в одно полотно позже. Но даже в начале, пока еще все не началось, такое неспешное, но и не медленное развитие завораживает.
Необычные обстоятельства, замкнутое пространство, в котором оказалась компания, только придает шарма и романтизма. Все эти снега, в которых увяз поезд, тоже, наверное, символизируют что-то вроде непреодолимых обстоятельств, холодного внешнего мира, с которым иногда невозможно бороться, как с любой стихией.
Но даже убийство, трагичное обстоятельство само по себе, уже вскоре не кажется таким ужасным, потому что по сути является возмездием и так или иначе, через всю книгу пролетают эти мысли то в одном виде, то в другом.
Расследование увлекает, оно выглядит логичным и элегантным, в разговорах между людьми, в размышлениях про себя и разговорах вслух, и, даже в составленном списке подозреваемых в который раз резюмируются выводы, чтобы еще раз взглянуть на них со стороны и пройтись по второму кругу.
Персонажи восхитительны. Агата Кристи с любовью тетушки описывает их почти всех, красивые девушки у нее красивы, благородные леди — благородны, джентльмены - корректны. Неизвестная, гоняющая по вагону в алом кимоно — так и остается неизвестной.
Образы настолько четко выписаны, что они оживают в воображении читателя легко и ненатужно, как музыка оживает в воздухе, когда музыкант играет ноты.
И концовка непредсказуема, да. Думаю, даже не то, что не предсказуема, а абсолютно неслыхана для такого рода жанров.
И тут, только в конце повествования начинаешь понимать, что в эту, в общем, не очень тяжеловесную историю вложена и более глубокая мысль.
Что закон и справедливость не всегда одно и то же. И что совсем не просто так корни истории автор зарыла на территории Америки, в этом царстве правосудия и справедливости, на первый взгляд, где это же правосудие с его формализмом и догмами позволили преступнику избежать наказания и уйти от ответственности.
А расплата за свое преступление догнала его на востоке, где люди более эмоциональны и более экспрессивны, живут больше чувствами справедливости, и выстраивают свои законы по другим, критериям, подчиняясь больше сердцу, чем разуму.
И, да, автор не случайно собрала вместе людей, совершенно разных профессий и конфессий, разных социальных слоев, словно показывая, что истинная справедливость выше всех этих слоев и условностей, и что она все равно восторжествует, и именно стремление к справедливости может объединить людей.
И да, она даже оставила открытым финал, хотя читателю и так понятно, какую из двух версий выберут действующие лица для официальных органов.
Агата Кристи взяла реальную историю для своего сюжета. В жизни преступник был пойман и наказан.
Но ничто не может помешать вдохновению . И, слегка изменив линию повествования, она оставила нам прекрасное произведение, красочное, легкое для чтения и занимательное для ума.
Шикарное.
Как и поезд, в котором разворачивались все те нетривиальные события.