Агата Кристи. Убийство в Восточном экспрессе

Марлен Герлен
          Люблю  поезда.
          Скоростные, конечно нежно люблю, все остальные -  как неприятных родственников -  со сдержанной страстью.
          Но иногда никуда не денешься-  если нужно ехать, так нужно. Сильная нужда может тебя впихнуть и в  потасканный поезд, и в  последнее свободное кресло. Куда -нибудь в  уголок, без  места для ног, без откидных полочек и  без пространства для маневра. Будешь там тренировать аскетизм, группируясь  всеми конечностями все время переезда.
          Вот такое местечко мне  и досталось накануне. Поезд  относительно быстрый, а  кресло  относительно  скромное. И рядом сосед — русский богатырь.  Руки-ноги раскидывать поостережешься, на гипотетическом  баяне не поиграешь.
          Хорошо, что у меня выдался  переезд недолгий. Четыре с половиной  часа в поезде — критическое время для   проведения его в неподвижной позе. И хоть я и люблю мечтательно смотреть в окно, и могу с удовольствием это делать часами,  но в ранних зимних сумерках  смотреть в окно — это примерно как смотреть в экран выключенного  телевизора. Компьютера. Ну, или пялиться в  черную дыру  окуляра фотоаппарата. Бессмысленное  занятие, навевающее только  желание еще раз взглянуть на часы — а долго ли еще осталось.
          В таких ситуациях выручают  гаджеты. Нормальных современных людей. Тыркаешь в экранчик, пока палец не отвалится и никаких проблем. Интернет жрет время,  как  Змей Горыныч  невинных девушек.
          Я же,  странная, с детства, предпочитаю   книги. 
          Книга в поезде  - лучший портал  в беспамятство. Если интересная -  то  тебя даже радует факт, что  тебе некуда деваться  и не надо отвлекаться. Занырнул вглубь — и  плыви до  последней страницы.
          К тому же большинство   книг  такого формата, что за  время  путешествия ты  вполне  можешь прочитать среднестатистическую  повесть    целиком.
          В общем, поняв, что мне, в скромном моем уголке  нужно как-то пережить предстоящие 4 с лишним часа, я  порылась в своем планшете (слава прогрессу) и вытащила из него тематическую  книжку.
          Да, мне очень стыдно, что  мои руки дошли до нее так поздно.
          Да, я конечно, слышала про нее много раз. Но, нет, я не люблю детективы и за всю жизнь прочитала только парочку (один понравился, другой нет, на чем я и закрыла этот жанр для себя). 
          Да, я люблю  европейские  интерьеры и их образ жизни и вообще все, что где-то там, в начале  прошлого века — это очень романтично и  очень красиво.  Но, нет, я не люблю убийства ни в каком виде и мне не интересно в принципе, кто убийца,  и для меня это не занятная головоломка — разгадывать по мелочам,  кто там мог старушку кокнуть и какие мотивы им двигали.
          Да, я смотрела пару фильмов  снятых по этим книгам,  и, да, они мне понравились, но больше  игрой актеров,  великолепными  декорациями и  бытовыми сценками,  но совсем не напряжением атмосферы, нагнетанием  страхов и парочкой бессоных ночей  потом.
Мой выбор , когда я закачивала эту книжку был обусловлен совсем другим.
          В  моей многолетней борьбе с английским, где я безнадежно проиграла, есть пунктик «чтение».
          И точно так же, как я любила читать в детстве на русском, я полюбила читать и на иностранных языках. Но   так как я все-таки безнадежно проиграла мою битву и в чистом виде я вряд ли пойму все нюансы  на английском, я должна, конечно, его  прочитать сначала на  русском. Ну, чтобы  быть в курсе. 
          Закачанная книжечка ездила со мной вовсюда много лет. И  вот только в этом поезде  до нее дошла очередь.
          И, окинув унылым взглядом   из своего крошечного угла, моих попутчиков,   я   нырнула  в другой поезд.

Агата Кристи.
Убийство в восточном экспрессе.

          Хорошо, что я не профессиональный рецензент. За рецензию, где   больше половины текста занимают описания   собственных мыслей и пожеланий, такого  молодчика бы выгнали бы взашей.
          А по факту хочется написать только пару строчек. Ну, что-то типа «Боже, какое удовольствие это читать!»  и  « Как давно я не испытывала подобного кайфа  от чтения!»
          Ну, большинство, наверное,  это и без меня знает.
          Я не сомневаюсь,  что я опоздала  со своими открытиями, простите меня все. Представим, что мои впечатления интересны тем, кто идет  по моим следам. То есть  пока выбирает и думает «А не  почитать ли...» - « Всенепременно, голубчик!!!»- хочется воскликнуть голосом профессора Преображенского  и добавить - Получите истинное наслаждение!»

         Легкий слог.  Не просто легкий, а потрясающе воздушный, какой-то кружевной литературный язык, без приторности и    заигрываний, не отягощенный ничем   лишним, с самого начала увлекает , словно ручеек — подхватывает читателя и  уносит в глубь повествования. И сопротивляться ему нет никаких сил.
         Переходя с персонажа на персонаж, повествование задерживается на каждом ровно, сколько нужно,  ненадолго, чтобы читатель не заскучал, но  понял, с  кем ему предстоит провести следующие несколько часов.
         Экзотика востока сменяется экзотикой  шикарного поезда. Масса персонажей,  появляющиеся  из небытия и сразу же  кажущиеся  знакомыми.  Размеренные события, разговоры,  мелкие штучки, которые  по закону жанра будут связаны в одно полотно позже. Но даже в начале, пока еще все не началось, такое неспешное, но и не медленное  развитие   завораживает.
         Необычные обстоятельства, замкнутое пространство, в котором оказалась компания,   только придает шарма и романтизма. Все эти снега, в которых увяз поезд,  тоже, наверное, символизируют что-то вроде непреодолимых обстоятельств,  холодного внешнего мира, с которым иногда невозможно бороться, как с любой стихией.
         Но даже  убийство, трагичное  обстоятельство само по себе,  уже вскоре не кажется таким  ужасным, потому что   по сути является возмездием и    так или иначе, через всю книгу  пролетают эти мысли  то в одном виде, то в другом.
         Расследование   увлекает, оно выглядит  логичным  и элегантным, в разговорах между  людьми,  в размышлениях  про себя и разговорах вслух, и, даже в составленном списке подозреваемых в который раз резюмируются выводы, чтобы еще раз взглянуть на них со стороны и  пройтись  по второму кругу.
         Персонажи восхитительны. Агата Кристи с любовью тетушки описывает их почти всех,   красивые девушки у нее красивы,  благородные леди — благородны,   джентльмены -  корректны.  Неизвестная, гоняющая по вагону в  алом кимоно — так  и остается неизвестной.
         Образы настолько четко  выписаны, что они оживают в воображении читателя  легко и  ненатужно, как музыка оживает  в   воздухе, когда  музыкант играет ноты.
         И концовка непредсказуема, да. Думаю,  даже  не то, что не предсказуема, а  абсолютно неслыхана для   такого рода  жанров.
         И тут,  только в конце повествования  начинаешь понимать, что в  эту, в общем, не очень  тяжеловесную  историю вложена и более глубокая мысль.
         Что закон и справедливость  не всегда одно и то же. И что совсем не просто так корни истории  автор   зарыла на территории Америки, в этом царстве правосудия и справедливости, на первый взгляд,   где это же правосудие с  его формализмом и догмами  позволили  преступнику избежать наказания и  уйти от ответственности.
         А расплата за  свое преступление догнала его  на востоке, где  люди более эмоциональны и  более экспрессивны, живут больше чувствами справедливости, и выстраивают свои законы по другим,  критериям, подчиняясь больше  сердцу, чем разуму.
         И, да,  автор не случайно  собрала вместе людей, совершенно разных  профессий и конфессий,  разных   социальных слоев, словно показывая, что истинная справедливость выше всех этих слоев и  условностей, и что она все равно восторжествует, и именно стремление к справедливости  может объединить людей.
         И да, она даже оставила открытым финал, хотя  читателю и так понятно, какую из двух версий выберут   действующие лица для  официальных органов.
      
        Агата Кристи взяла  реальную историю для своего сюжета. В жизни преступник был пойман и наказан. 
        Но  ничто не может помешать  вдохновению . И, слегка изменив линию повествования,   она оставила нам прекрасное произведение, красочное, легкое для чтения и    занимательное для ума.
        Шикарное.
        Как и  поезд,  в котором разворачивались  все те нетривиальные события.