Григорий Васильевич Романов умел шутить

Александр Бастрыкин
Григория Васильевича Романова я видел много раз. С 1982 по 1985 год я работал секретарём Ленинградского горкома и Ленинградского обкома ВЛКСМ.

В первый раз я увидел Григория Васильевича, когда после избрания секретарём Ленинградского горкома комсомола меня утверждали на заседании бюро Ленинградского обкома КПСС. Тогда был такой порядок - руководители комсомола города и области учреждались на бюро обкома партии.

Перед заседанием меня предупредили, что у членов бюро обкома КПСС могут  быть вопросы ко мне, поэтому я должен очень ответственно отнестись к этой внешне формальной процедуре. Ну а если вопрос будет задан первым секретарём Ленинградского обкома партии Григорием Васильевичем Романовым, то я должен отвечать ясно, четко и со знанием дела. При этом мне было сказано, что если вдруг случится, что я не владею информацией, необходимой для ответа, ни в коем случае не надо что- либо придумывать или фантазировать, а тем более врать. Лучше прямо сказать, что заданным мне вопросом  я не владею. Объяснили это тем, что Григорий Васильевне очень хорошо владеет обстановкой по всем направлениям жизнедеятельности города и области, он сразу отличит правду от лжи и это может иметь для меня весьма  пагубные последствия.

Заседание, о котором идёт речь, проходило  15 апреля 1982 года в Смольном, в зале заседаний бюро обкома и горкома КПСС. Мне пригласили в зал немного раньше, чем начиналось рассмотрения кадровых вопросов. И вот что я там увидел.

Григорий Васильевич обсуждал с участниками заседания вопрос о ценах на продукты питания. Он поднимал одного за другим первых секретарей райкомов партии и строго спрашивал о том, по каким ценам продаются на рынках продукты питания - картофель, мясо, рыба, овощи.

Он очень сердился, если кто-то из секретарей не знал цен на эти продукты. Ещё больше он негодовал, когда выяснялось, что цены на рынке были значительно выше, чем в магазине. Он призывал секретарей райкомов чаше бывать на рынках, знать цены и влиять на ситуацию с тем, чтобы цены на продукты питания не были чрезмерно высокими.

Так продолжалось минут пятнадцать. Потом приступили к рассмотрению кадровых вопросов. Передо мной были утверждены четыре руководителя партийных и советских руководителя города и области, а затем очередь дошла до меня.

Я встал, докладчик  коротко сообщил данные обо мне и Григорий Васильевне внимательно посмотрел на меня. Потом вдруг неожиданно для всех и, разумеется, меня для спросил - какого я роста. Я ответил 1 метр 92 сантиметра. Тогда Григорий Васильевне сказал:
- Есть преложения назначить Александра Ивановича комсоргом Ленинградской баскетбольной команды! Последнее время команда плохо играет и в ней надо усилить комсомольскую работу. Его высокий рост позволит ему успешно и в короткий срок справиться с этой задачей.

Разумеется, это была шутка и присутствующие адекватно отреагировали на неё. В зале послушался смех. 

Но мне было не до смеха. Да, я занимался спортом, неплохо играл в волейбол, мог сыграть, если надо и в баскетбол, но переход в профессиональный спорт в мои планы не  входил. И это совершенно неожиданное для меня предложение повергло меня в легким ступор и я не знал, как на него реагировать .

Когда смех в зале затих, Григорий Васильевич улыбнулся и дал мне понять, что это была шутка а потом поинтересовался если у присутствующих вопросы ко мне или желание выступить по моей кандидатуре. Желающих задать вопрос или высказаться не оказалось и поскольку все необходимые для моего утверждения документы были озвучены и находились в полном порядке, Григорий Васильевич предложил утвердить меня на должность секретаря Ленинградского горкома ВЛКСМ.

Решение было принято единогласно. А мне на всю жизнь запомнился этот эпизод. Не только потому, это утверждение меня на ответственную комсомольскую работу стало важным событием в моей жизни, но и потому что событие это прошло очень весело, благодаря хорошему чувству юмора, которым обладал Григорий Васильевич Романов