Старение болезнь? 4. опять? утомили...

Самвел Гелецян
 яндекс картинки           (НАУКЕЛЛА)      
О сути: член-корр. РАН Алексей Москалев уверен, что «старение – это болезнь,
         которую надо научиться лечить».
Интервью от 28.04.2022  Информация с портала «Научная Россия» https://scientificrussia.ru/;. Статья-интервью:  Беседовала Наталия Лескова

Немалое число ученых в мире задалось целью открыть законы и механизмы старения (МС) с целью омоложения и увеличения продолжительности жизни.  Существуют ли МС, и если да, то познаваемы ли? ДА! Но удалось только одному.
Свою позицию о старении высказывает Алексей Москалев, дбн, член-корр РАН, зав лаб. Института биологии ФИЦ Уральского отделения РАН, дважды ведущий научный сотрудник: Института молекулярной биологии им. Энгельгардта и Института общей генетики им. Вавилова, начлаб в московском Физтехе и директор Института изучения старения в Нижнем Новгороде.

К удивлению автора данной заметки (СГ) оказалось, что механизмы старения (МС) уже известны и их немало.  Член-корр РАН А. Москалев назвал следующие:
АМ (сокр.): – Есть механизмы долголетия: аутофагия («самопожирание»-очистка), убиквитинирование [1], репарация ДНК, есть механизмы старения, такие как гликирование (не ферментативное добавление сахаров к белкам в кровотоке), хроническое воспаление, которое в основе всех возрастозависимых заболеваний, окислительный стресс – это тоже механизм старения.
СГ: В научном плане реальные МС далеки от названных Москалевым. Пришлось мне использовать термин «Реальные механизмы старения» (РМС). Причина в том, что:
РЕАЛЬНЫЕ МС НАУКОЙ НЕ ОТКРЫТЫ!

В данной заметке речь будет о воззрениях и подходах АМ. Начнем с первых шагов.
АМ (сокр.): «Помимо наблюдательных исследований на человеке, в ХХ веке проводились исследования на модельных животных. Еще в 80-е годы было показано, что селекция через несколько поколений приводит к созданию долгоживущих линий мушек дрозофил. То есть, они могут в разы дольше жить.
К концу 80-х такой прорыв был достигнут на модели червя нематоды Caenorhabditis elegans. Научились прицельно вызывать мутации в определенных генах. С тех пор это излюбленнейший объект исследования генетики старения.
Было доказано, что влияя на активность одного определенного гена в один момент времени, можно достичь выдающихся эффектов, увеличивающих продолжительность жизни за видовой предел мишеней. Таким у животных оказался ген инсулиноподобного сигнального пути (ИСП).

Исследования на долгожителях ашкенази в колледже Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке показали, что действительно у долгожителей снижена естественная активность ИСП. Мы с коллегой из Гарвардской медицинской школы Вадимом Гладышевым тоже внесли определенный вклад в эту тему».

СГ: Какой вклад? Продлили жизнь человеку? Нет, просто зафиксировали факт.
(пара слов о В. Гладышеве). Он наиболее амбициозный ученый из тех, кого я встречал. Автор гипотезы о том, что старение начинается в эмбриональном периоде (плод не успел формироваться, а уже стар!). Чушь какая-то.
В 90-е он эмигрировал в Штаты. Акад. Скулачев пригласил его в МГУ на должность профессора. Выступал он как-то с научным докладом на Тольяттинском заводе азотных удобрений. Позже укатил обратно в США.
 
АМ (сокр.): Мой Институт биологии под моим руководством организовал серию экспедиций, в которых мы отловили летучих мышей, которые гибернируют (впадают в спячку). Помимо генома, который мы с коллегами расшифровали впервые, решили также исследовать транскриптом, то есть, активность генов в разных тканях и в разные сезоны года. Вывод:
когда собрали и изучили геном, оказалось, что у летучих мышей Брандта тоже есть определенные делеции и замены в генах рецептора гормона роста, или рецептора инсулиноподобного фактора роста. Поэтому они такие маленькие и одновременно долгоживущие.

Жур. НЛ: – Может быть, стоит воздействовать на этот фактор и у человека, или это неэтично?

АМ: – Это вопрос, которым сейчас задаются уже не только ученые, но и стартапы, которые разрабатывают интервенции, направленные на старение, возрастзависимые заболевания.
       Оказалось, что определенным боковым ответвлением от этого инсулинового сигнального пути является киназный каскад mTor. Это такой переключатель в клетке, который в зависимости от наличия аминокислот в питании клетки усиленно активирует биосинтез белка. В результате клетка растет, делится, увеличивается в размерах.
Но в условиях аминокислотного, или белкового, голодания, как мы его обычно называем, mTor отключается и деблокирует процессы аутофагии – самопереваривания структур клетки. Эти процессы аутофагии нужны, чтобы из внутренних резервов высвободить необходимый набор аминокислот. В «топку» идут поврежденные митохондрии, агрегаты окисленных белков, и клетка омолаживается изнутри.

СГ: то есть, mTor служит инструментом очистки-омоложения. При этом следует учесть, что mTor сам мутирует с возрастом и перестает выполнять свои функции. СОМНИТЕЛЬНО, ЧТО mTOR ТОГДА СМОЖЕТ СЛУЖИТЬ ИНСТРУМЕНТОМ ОМОЛОЖЕНИЯ.

АМ: Практически с начала ХХ века известно, что периодическое голодание, снижение калорийности питания приводят к увеличению продолжительности жизни. mTor снижает свою активность при этом, соответственно, процессы утилизации поврежденных структур внутри клетки активируются, клетка вот таким образом немножко омолаживается.

Жур. НЛ: – Значит, регулируемое голодание – один из механизмов продления жизни. Что еще может помочь?
Замечание СГ: о разных методиках голодания известно не с начала ХХ века, а уже несколько тысяч лет (Китай, Индия, Античная Греция - Гиппократ).
                ХХХХХ

Перейдем от мушки-дрозофилы, Caenorhabditis elegans, летучих мышей к гигантам-долгожителям (китам).
Жур. НЛ: – Многие долгоживущие организмы являются очень маленькими, это касается и голых землекопов, и слепышей, и летучих мышей. Но, например, кит, исследованием которого вы тоже занимались, огромных размеров. Почему же он долгожитель?

АМ (сокр.): – У нас благодаря сотрудничеству с коллегами из Института молекулярной и клеточной биологии Сибирского отделения Академии наук (ИМКБ) оказались образцы тканей серого кита. Рекордсменом по долголетию является Гренландский кит, от ста пятидесяти даже до двухсот лет они могут доживать. А вот серые киты поменьше, но все равно они долгожители и были генетически не изучены на тот момент, и у нас были их образцы.

В большой коллаборации биоинформатиков из Израиля, Румынии мы проанализировали активность генов. С коллегами из ИМКБ мы просеквенировали геном, транскриптомы в разных органах. Помимо того, что мы расшифровали геном, опубликовали его, мы прочитали транскриптом, то есть совокупность матричных РНК. И сравнили активность генов разных китов в определенных органах, то есть нашего серого кита, гренландского кита, полосатика (это еще более мелкий кит и еще меньше живет).

Жур. НЛ: – То есть тут обратная зависимость. И ещё:
Жур. НЛ: – Как вы думаете, какой реальный потолок достижения возраста для человека?

АМ: – Я могу лишь сказать, что мы можем, воздействуя на причины старения, отодвигать риски заболеваний и смертности: от чего умирать, если ты здоров, правда? Поэтому, конечно, это приведет к радикальному продлению здорового периода жизни.

СГ: – Вот это оптимизм! «если ты здоров». Природу обмануть не удастся. Причина заключается в следующем:
несмотря на все исследования генома, транскриптома, червей и китов, также сотрудничество с учеными других стран, уважаемый ученый даже не подозревает о СУЩЕСТВОВАНИИ РЕАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА  –  ЛОКОМОТИВА, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ
                ВЕДУЩЕГО К ДЕГРАДАЦИИ, БОЛЕЗНЯМ, СМЕРТИ!
И ГЛАВНОЕ, это в РОССИИ. Первооткрывателем РМС является автор заметки – Гелецян С.Г.

СГ: Трудолюбие, карьерный рост и активность ученого похвальны. Однако они в науке вторичны. Главное – решение научных проблем.

   Респондент Алексей Москалев поясняет свою основную позицию.
АМ: – Я ПРИДЕРЖИВАЮСЬ ТАКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: СТАРЕНИЕ – ЭТО СРОДНИ БОЛЕЗНИ, ЭТО
      СОВОКУПНОСТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

СГ: Чтобы знать о совокупности патологических процессов, болезнях и немощи стариков, не требуется быть ученым. Об этом знают медсестры, врачи, родственники. Тем не менее ценно, что Москалев излагает свою точку зрения.
Важно, чтобы она поясняла, как и почему образуется «совокупность патологических процессов».
Поясняет ли? Пока не заметно. О том, что здоровый человек с годами накапливает кучу хвори и позже умирает, известно каждому. Почему?- ученым не известно. Вот что важно!

Москалев продолжает:
Патологические генетические цепочки неадекватно реагируют на какие-то ошибки метаболизма, например воспаление.

СГ: Непонятный пассаж: «ошибки метаболизма, например воспаление». Простите, воспаление может быть у молодых, разве от этого они стареют?

АМ:- Мы знаем, что это (реакция патологических генетических цепочек) очень полезно для того, чтобы выжить при инфекциях или ранениях.
Но ЕСЛИ РЕАКЦИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК НЕ ПРИТОРМАЖИВАЕТСЯ, ТО ХРОНИЧЕСКОЕ ВОСПАЛЕНИЕ ВЕДЕТ К СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМ, ОНКОЛОГИЧЕСКИМ, НЕЙРОДЕГЕНЕРАТИВНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ.
            ; ВОТ ЭТО И ЕСТЬ СТАРЕНИЕ !!!

собственно, неостанавливающиеся патогенетические процессы, которые приводят
к заболеваниям и смерти.
 
СГ: вот где (простите) зарыта суть! Всему виной «не-торможение»! Оно и есть механизм старения?
А почему «не притормаживается», простите, уважаемый Алексей?
И тут возникает куча вопросов, суть которых заключается в следующем:
1) сколько существует разновидностей патологических генетических цепочек: одна, несколько?
2) что является Этиологическим фактором, инициирующим патогенез, сколько таких факторов?
3) почему вовремя не останавливаются патогенетические процессы? И ещё: 
4) возможно ли торможение патогенетических процессов? Если да, то как?
5) если «к не останавливающимся патогенетическим процессам приводит действие неких механизмов старения, то что представляют собой эти механизмы?
Открыты ли они (см. Заключение)?

   Это самый важный вопрос. Ведь Президент РАН Сергеев с высокой трибуны Госсовета и Совета по науке в конце 2021 заявил, что «Механизмы старения не открыты учеными»!
   Неужто уже открыли? Поясните, пожалуйста. Без ответа на данные и аналогичные вопросы говорить о теории и механизмах старения преж-де-вре-менно!
   6) «вишенка на торте»: если механизмы старения уже открыты, то почему РАН претендует на мегагрант в сто (100) миллиардов рублей на их открытие к 2030 году?

Неужели это крупномасштабный обман на государственном уровне?
Трудно назвать по-другому, так как реальные МС уже несколько лет как ОТКРЫТЫ автором, но торпедируются членами РАН.

СГ: – Видите сколько вопросов по одной теме специалисту-геронтологу, без пяти минут академику, директору института изучения старения?

         Вернемся к мнению уважаемого ученого А. Москалева:
АМ: – Старение – это болезнь, которую мы должны научиться лечить.
СГ: – Для геронтологии и гериатрии «должны научиться» справедливо в буквальном смысле: научиться лечить. Когда наступит это «светлое будущее»?
                ;

                НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ И ВЫВОДЫ АВТОРА

Изучение командой Москалева мелких животных показало, что низкий уровень гормона роста способствует малым размерам и долголетию.  Изучение гигантов (китов) не привело к аналогичному выводу. Вопрос: – который из данных результатов применим к человеку? Он остается пока без однозначного ответа.
Например, средняя продолжительность жизни карлика как правило меньше, чем у обычных людей и составляет 48-51 год. Каков у карлика уровень гормона роста?

Москалев сторонник теории «Одноразовой сомы» Т. Кирквуда, опубликованной в 1977, то есть, когда Алексей Александрович был младенцем (род. 1976).  В своей теории он также утверждает, что важен детородный (гарантийный) период, а в последующий период, когда потомки уже есть, сома (тело) остается бесхозным. Природе всё равно, какова его дальнейшая судьба. Но тогда не было бы ограничения существованию тел в известных временных границах 120-122 лет для человека. Противоречие? И ещё ВОПРОС:
 ОПРАВДАНЫ ЛИ ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЕДИЦИИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО в то время, когда автор РМС не получил ни копейки финансирования, но добился результата?

                В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В комплексе Реальных МС Гелецяна представлен один из МС, по своей сути близкий к сказанному о соме. Но разница более чем существенная.
Гелецян аргументирует свою позицию конкретной причинно-следственной цепочкой. Первым звеном цепи является инвалюция тимуса (вилочковой железы), что приводит к последовательной деградации других эндокринных желез: щитовидной, паращитовидной шишковидной, поджелудочной желез, гипофиза, яичников, яичек, гипоталамуса и надпочечников. Страдает иммунная система.
«Промотором» является стероид кортизол. В итоге сома может оставаться в «произволе» (бесхозной, в незавидном состоянии)  неизвестно на сколь долгое время.
СГ: Роль данной системы в долголетии невелика относительно роли других РМС – более эффективных, (о них позже при наличии инвестиций). Следовательно,
         СТАРЕНИЕ НЕ БОЛЕЗНЬ, А РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕТКО И
               ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
 Кстати, болезнь тоже результат причин и следствий!
                ;   ;   ;

1. Убиквитинирование – это одна из наиболее распространенных посттрансляционных модификаций белков. Оно играет важную роль в регуляции различных биологических процессов, таких как деградация белков, сигнальные пути и транспорт белков. Осуществляется с помощью убиквитина – маленького белка, состоящего из 76 аминокислотных остатков Это процесс, посредством которого углевод ковалентно присоединяется к целевой макромолекуле, обычно к белкам и липидам (вики);
2. Гликация - это не ферментативное добавление сахаров к белкам в кровотоке.