Театр и помидоры

Григорий Рейнгольд
Театр и помидоры
(из сборника "Весеннее солнышко")

Возможно, читатель удивится, какая может быть связь между театром и помидорами? Отвечу, прямая связь.

Один раз, будучи в театре, да не в каком-то провинциальном городе, а в нашей культурной столице, я пожалел, что не взял с собой помидоры. Да не просто помидоры, а гнилые, «театральные» помидоры. Не буду называть театр, чтоб не делать рекламу, в Санкт-Петербурге театров много.

Давали спектакль по гоголевским «Мёртвым душам». Я, конечно, понимаю, что Н.В. Гоголь написал не пьесу. Понимаю, что переложить прозаическое произведение на театральный язык крайне тяжело, что неизбежно что-то будет упущено, что-то переделано.

Но должно же быть действие, в целом, повторяющее авторский сюжет.

А тут никакого действия. Сперва актёры долго сидят спиной к зрителю и молчат. Потом следуют отдельные реплики, без всякой связи, и без всякого порядка, без всякой логики, без всякого смысла…

Действия никакого нет! Что к чему?

И так полтора часа с антрактом.

Хотел было я пойти к директору, и потребовать деньги назад, сказать, что это жульничество и халтура.

Хотел крикнуть: «Сапожники!», но подумал, что это будет оскорбление хорошим сапожникам. У меня дед был сапожником, и, кстати, самодеятельным артистом.

Но очень хотелось как-то выразить своё возмущение, а сын, который меня в театр привёл, меня отговорил.

Мол, тут так не принято, это столичный театр, а не сельский клуб.

Да в сельском клубе, говорю, пожалуй, актёров и побили бы за такую работу.

А сын говорит, мол, мы просто не поняли замысла режиссёра. Сами виноваты, что ума не хватило, образования не хватило.

А режиссёра ругать нельзя, у него душа ранимая, он творец…

А я, по своему скудоумию и простоте, считал, что надо просто ставить классику без отсебятины.

А, если уж так хочется режиссёру показать себя, то пусть он напишет сам пьесу по оригинальному сценарию, и поставит её.

На ум пришла такая аллегория. Токарю дали чертёж, чтобы он по этому чертежу выточил деталь. Но токарь оказался шибко умным, и сделал не то, и не так, как на чертеже, а так, как ему привиделось с бодуна.

Пожалуй, следующий раз возьму помидоры.