Обливной

Еремин
   На левобережье Терека в северо-восточном направлении от современной станицы Старощедринской, где река Сунжа встречается с водами Горыныча, стоит ныне густой заповедный лес. В этих зарослях скрыты свидетели давно минувших времён и боевой казачьей славы. Около двух веков тому назад местность здесь была иной: открытое пространство перед переправой на правую сторону реки было покрыто редким кустарником, не было и сегодняшнего противопаводкового вала, словно дозорные стояли вокруг курганы, насыпанные неведомыми народами. Теперь же только старожилы и знатоки могут вывести вас к знаменитому Обливному кургану, скрытому от посторонних глаз в дремучем лесу.
Пробравшись сквозь густые заросли неожиданно видишь перед собой огромную гору, вокруг которой шириной около двадцати метров ров, заполненный водой довольно чистой… С первого взгляда понимаешь, что перед тобой рукотворное сооружение. Высота горы более двадцати метров. И это рукотворная насыпь сооружена в практически ровной как блюдце местности. Преодолев водное препятствие по стволам и распилам, вывороченных с корнями огромных вековых дубов, видишь россыпь керамики, которая изготовлена на гончарном круге, рядом же шлак и обожжённая глина…
Склоны и вершина холма покрыты довольно густой травой, в которой видна лёжка кавказского оленя, протоптана тропа копытами дикого кабана, облюбовавших это безопасное для себя место. Вот и сейчас с обратной стороны горы слышно повизгивание полосатых поросят, пришедших с матерью к водной прохладе. На самой вершине растут несколько деревьев, в шелесте кроны которых слышится старинное предание…
«На вершине этого кургана гребенские казаки поставили вышку караульную и сторожку жилую. В дозор в ту декабрьскую морозную ночь заступили восемь казаков с урядником Скороходовым. Над огнём весело булькала в котелке уха. Рыбу только что вытащили из омута. В родительские чапурки разливали чихирь.
- Отнеси похлёбку горяченькую на вышку Федюшкину, - приказал Скороходов молодому казачонку-племяшу, что впервые пошёл с ним в ночной дозор. Малец, хлопнув дверью, ловко поднялся по лестнице на вышку, где, закутавшись в бурку, коротал время дозорный.
- Спасибо, братка, вот погреюсь маненько, а ты последи за татарской стороной. Эх, Терек молчит – казак не спит!
   Подросток внимательно уставился взором на правый берег реки и вдруг в лунном свете и отблесках ледяной поверхности Терека заметил движущиеся фигурки людей.
- Батяка, глянь, гости видать к нам жалуют… да много, партия целая!
   Действительно, где по льду, где по песчаным отмелям, покрытым небольшим снежком, шла группа закутанных в башлыки людей, за плечами виднелись стволы ружей.
- Абреки!!! Сполох!!! – закричал зычно Федюшкин, отшвыривая в сторону чашку с ухой.
Из дверей избушки гурьбой высыпали казаки.
- Абреков много, отобьёмся ли до прибытия подмоги? Зажигай сигнальный маяк, остальным взять вёдра в руки и носить воду, поливать склоны горы водой… мороз нам поможет!
Казаки быстро выстроились в цепочку, передавая наполненные вёдра крайнему, выплёскивающему воду на крутой склон, где мгновенно появился ледяной панцирь. Не успели абреки приблизиться на расстояние ружейного выстрела, как казаки превратили свой сторожевой пост в неприступную крепость. С криками бросились охотники до чужого добра на казачью заставу, да не тут-то было… Не просто было подняться наверх по крутому склону, превращённому в ледяную гору. Скатывались вниз враги и догоняли их казачьи меткие пули, останавливали самых горячих… захлебнулась первая атака. Отбили и вторую… Пришлось абрекам подхватить раненых и убитых и попятились они к замерзшему Тереку. И правильно сделали, ибо слышались уже звуки приближающейся из станицы подмоги…
С честью вышли казаки из трудного положения. И именно после этого события стали называть курган-пост ОБЛИВНЫМ! Другие старожилы утверждали, что такое название появилось от того, что вода вокруг всегда стоит, «обливает» гору. Может и это верно.
Известность данной местности принёс и «Золотой» курган, правда от которого ныне яма осталась. Действительно, золото и бронзовые украшения казаки и археологи находили уже в ХХ веке. Неподалёку была мощная четырёхугольная крепость Хазарского каганата. Не разгадана пока тайна «Капканчика» - крепости (?), примыкающей к Тереку.
   Севернее "Обливного" есть ещё и "Барсучий курган", где лесные зверьки-барсуки выгребли на поверхность золотые украшения, найденные любопытными казачатами в XIX веке. Тогда же решили смекалистые казаки, что и в "Обливном" тоже должно быть золото. И когда надобность в казачьем сторожевом посту  исчезла, кто-то из щедринцев решил, что неплохо было бы добраться до спрятанных сокровищ.  Мощный шурф был заложен, но видимо копатели силы не рассчитали и бросили работу.
  А стоило ли рыть землю? Ведь судя по всем признакам и характеру сооружения это скорее всего была сторожевая крепостица Ведь и казаки впоследствии так её и называли. Это место является также свидетельством казачьей храбрости и смекалки.
 На фото: вершина "Обливного" весной 1990 г.