Театральне заметки. Заметка первая - Навсегда

Надежда Корычева
      Рождённой 27 марта, в Международный день театра, мне на роду было написано, что театр каким-то образом коснётся моей судьбы.
Так и получилось…
      Одиннадцать лет, ярких, насыщенных событиями и встречами с интересными людьми, я проработала главным бухгалтером в нашем замечательном Владимирском академическом театре драмы им. А.В. Луначарского.
Говорили так: когда в театр приходят –  или уходят сразу, или остаются навсегда.  Сразу не ушла, навсегда остаться не получилось.
      За эти одиннадцать лет сменилось несколько директоров:
Галина Ивановна Семёнова, Сергей Александрович Кузнецов,
Владимир Игоревич Трубин, Владимир Алексеевич Прищепа.
Каждый имел большой опыт руководящей работы. Это был период перестройки в нашей стране. Задачи перед культурой ставились новые и требовались новые подходы  для решения поставленных задач. Не у всех получалось.
К тому же, театр это особый организм!  Руководить театром – здесь нужен особый талант!
       Об одном из директоров, хочу сказать отдельно несколько слов.
С особым теплом я вспоминаю Сергея Александровича Кузнецова. Именно он, сразу после своего назначения предложил мне перейти с должности экономиста на должность главного бухгалтера. На раздумья дал три часа. Для меня это была полная неожиданность . Я сомневалась, понимая, в каком плачевном состоянии находится бухгалтерский учёт в театре. Налицо был и кризис бухгалтерских кадров. Только что прошедшая проверка КРУ (Контрольно-ревизионное управление) оголила эти проблемы и сделала определённые вводы, и кадровые в том числе.
Но я поверила новому директору, и спустя три часа писала заявление: «Прошу перевести меня…»  И о своём решении никогда не пожалела!
Было мне тогда 26 лет – высшее финансово-экономическое образование, опыт работы по специальности семь лет, семья, маленький сын.
После моего назначения один за другим уволились почти все работники бухгалтерии. Осталось нас двое: я и 17-ти летняя новая сотрудница, без опыта работы, которая только-только окончила бухгалтерские курсы. Понятно, что всю работу пришлось выполнять мне, при этом, отвлекаясь на обучение молодого неопытного бухгалтера.  Домой приходила уже поздно вечером.
Помню, как Сергей Александрович, уже после окончания вечернего спектакля, бесшумно приоткрывал  дверь в кабинет бухгалтерии, заглядывал в узкую щель, а потом так же тихо, не сказав ни слова, дверь закрывал…
Не знаю, о чём он думал в этот момент, возможно о том, сколько времени я ещё выдержу такую нагрузку. Но к удивлению многих я справлялась. Не в моём характере бояться трудностей.

Сергей Александрович Кузнецов был таким директором, у которого получалось, если не всё, то многое. Про таких говорят – человек на своём месте.
До прихода в театр он работал в Обкоме КПСС, где курировал вопросы культуры Владимирской области. Именно при нём наш театр начал выезжать на зарубежные гастроли, сначала в Чехословакию, затем в Германию. Театры из этих стран приезжали на гастроли во Владимир и выступали со спектаклями на сцене нашего театра.
Именно при Сергее Александровиче заработала Малая сцена. Именно ему мы обязаны, что здание по улице Гоголя, 2, приговорённое к сносу, было сохранено и восстановлено. Сейчас там находится Областной Дом Работников Искусств. 
Сергей Александрович мечтал перевести в это здание Малую сцену, которая ютилась на техническом, четвёртом этаже театра, в мало приспособленном помещении, где раньше находилась костюмерная.
Но этим планам не дано было осуществиться.

       Своей профессии я не изменяла, и вся моя трудовая деятельность была связана с финансами и экономикой. Я любила свою работу, а работа в театре позволяла мне сочетать любовь к своей основной профессии с давней любовью к театру.
И это было счастье!
       Помню, как появились первые калькуляторы. Мы, бухгалтеры, им не очень доверяли. Долго ещё по правую руку на рабочем столе лежали надёжные счёты, а по левую руку – «ненадёжный»  калькулятор. Итоги, подсчитанные на калькуляторе, обязательно проверяли на счётах. К удивлению они совпадали.
       Ещё какой-то период счёты лежали на столах, смиряясь со своей участью. В период подготовки отчёта, уже не раздавалось дружное постукивание  деревянных костяшек.
В бухгалтерии стало тише…
Бухгалтерия перестроилась…

       В энциклопедии, которая вышла к 170-летию Владимирского областного театра драмы им.А.В. Луначарского, под обложкой которой собраны более тысячи персоналий: актёры, режиссёры, работники сцены, нашлось местечко  для упоминания и моего скромного имени. 
Когда в театр приходят –  или уходят сразу, или остаются навсегда.
 Значит, всё-таки у меня получилось – навсегда…
      

19 декабря 2023г.
(продолжение следует)