О западных или иркутских бурятах

Виктор Балдоржиев
В этой сложной, но очень интересной и поучительной теме мы обязаны сказать, что западные или иркутские буряты первыми из всех монголов мира узнали, а далее уверенно вошли в науку и культуру развитого на тот период человечества, чему способствовали просвещённые представители стран Европы и европейской части России, жившие или работавшие среди народов Сибири, являвшие собой полную противоположность невежественным варварам-колонизаторам, появившимся на берегах Ангары в 1630-х годах. Но не будем терять время и отвлекаться на ненужные темы, когда у нас есть свои темы. Итак, о западных или иркутских бурятах...

Кстати, о простых арифметических действиях кондовая Русь узнала только в 1703 году вместе с изданием арифметики Магницкого, утверждённой и распространившейся позже. Полное название книги «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведённая, и воедино собрана, и на две части разделённая». Нет сомнения, что и по этой книге прежде всех монголов мира занимались западные буряты, ведь первая школа Иркутской губернии была открыта в 1725 году и называлась она «мунгальской», обучали в ней русской грамоте и монгольскому языку.

Даже мимолётные поездки по Унгинской, Аларской, Осинской и другим долинам иркутских бурят, пребывание у побережий Байкала и Ольхонском районе, краткое знакомство с историей этих мест, дают незабываемые впечатления. Когда смотришь из Мраморного карьера Бугульдейки на панораму Байкала и, беседуя с предпринимателем Александром Сергеевым о его планах и постановке памятника «Буха-нойон» на въезде в село, внезапно осознаешь, что у него обездвижены ноги (он инвалид), ты начинаешь понимать силу и величие духа западных бурят, глубину мироощущения и опыт их предков, требующих неуклонного развития при любых условиях. А Сергеев, между тем, ведёт свой мощный «крузак», продолжая рассказывать о своих планах и мечтах.

Летом 2022 я открывал для себя Нукуты, Кутулик, Аларь и аларскую долину, где сосредоточены дух и сознание большинства иркутских бурят. Знакомился с их историей и понимал, что развитие этих людей начиналось от злодеяний Ивана Похабова, когда он со своими подручными: «Просёкши на льду Ангары прорубь, сгонял к ней толпы бурят и буряток. Когда наступал момент погружения в воду, казаки связывали бурят человека по два, по три, прикрепляли эту вязанку к средине длинной жерди, брали за концы и по данному знаку три раза погружали в прорубь». Таковым было крещение бурят, которых тот же Похабов продавал в рабство вместе с русскими мужиками и бабами. В 1630-х годах булагаты представляли 32 процента от общего количества бурят, хори – 27 процентов, через двести лет это соотношение изменилось в обратную сторону. Вообще, численность западных бурят снижалась значительно быстрее, чем восточных, ибо они, опять же, первыми подвергались колонизации. Но отрицательные моменты истории, пройдя через лабиринты времени, показывают парадоксальные, но очень честные, результаты, где нет места лукавству и лицемерию. Братание и дружба сразу, вслепую, без никаких намёков на противостояние и разногласия, о чём пишут авторы и даже коллективы авторов – это нечто выходящее за рамки здравого смысла и логики, одним словом – фальшь и фейк нездорового ума. Но не будем задерживаться и на этой, никому ненужной, теме...
Далее обязательно надо отметить, что земля западных бурят – Родина великого Гэсэра, а также – священный Байкал, пространство, овеянное преданиями, легендами, мифами, полное мистического шаманизма и фольклора, также способствующих развитию, а потому ждущих своих авторов без никаких политических подоплёк. Это же литература мирового уровня!

Развитие иркутских бурят начиналось задолго до сожжения острогов на их землях, жестоких сражений с колонизаторами, которые длились сто с лишним лет. Они сгорали в своих юртах вместе с женщинами, стариками, детьми, томились прикованные цепями в избах и острогах, умирали от голода, холода, побоев, но не сдавались до тех пор, пока Сибирь со временем стала общей для всех. Это была честная война, которая примиряет враждующие стороны, вызывая взаимное уважение, когда люди не льстят друг другу, осознавая реальную ситуацию.
Но презрение к варварству и подлости неискоренимо в душе.

Развитие иркутских бурят начиналось с русификации, когда они овладевали русской грамотой и выходили за пределы своего этнического сознания, покоряли науки и открывали другие миры – от начальных школ до высших учебных заведений России и Европы. Раннее я писал, что «Мунгальская» школа для бурят была открыта Указом Петра Первого в 1725 году, на самом деле это была первая школа Восточной Сибири. Кстати, последующие учебные заведения Иркутской губернии были профессионально-техническими, что и дало инерцию всему образовательному процессу западных бурят.
Кто из современных авторов раскроет эту поучительную тему? Кто расскажет о Фёдоре Санжихаеве, который преподавал монгольский язык в народном училище Иркутска ещё в 1790 году? Современные монголы мира должны знать о первом бурятском враче Дамбе Хуреганове, упомянутом в 1805 году в «Описании Иркутской губернии». Донжин Доржиев, Николай Баторов, Номто Унагаев, Бадма Моршунаев, Роман Цыремпилов, Иван Чагдуров и многие другие иркутские буряты, работавшие в сфере образования и просвещения своего народа в XIX столетии, всё ещё остаются неизвестными современным монголам мира. Нам неизвестны имена и деятельность бурят, учившихся в миссионерских школах, дацанах, изучавших монгольский, английский, русские языки, передававших свои знания другим…
Ещё в 1829 году германский физик Адольф Эрман отмечал, что «Монголо-бурятский язык является живым языком на иркутских базарах…». Подобных высказываний сегодня можно обнаружить очень много.

Развитие иркутских бурят начиналось также с первой Аларской школы, построенной тайшой, просветителем, этнографом Петром Павловичем Баторовым ещё в 1836 году. Не с того ли времени припевка ёхора о Пушкине и Дантесе? Предки иркутских бурят учились сами и учили своё потомство. Это была честная учёба на перспективу.
При этом они сохранили и продолжают сохранять свои традиции и язык не напоказ или на сцене, а реально, в повседневной жизни, в чём я убедился воочию, побывав на «Гэсэриаде-2023» в селе Обуса, Осинского района, в школе которого много лет уроки проводятся на бурятском языке. Где ещё в России есть такая школа и такое село? Где ещё в местах компактного проживания бурят-монголов преподносят гостям именное блюдо, скажем, «Нэрэтэй мяхан», то есть специально отваренную для отдельного гостя часть баранины, как делали раньше предки всех монголов? В Обусе поднесут, а над Ангарой будут звучать припевки задорного ёхора. Это поют в Кахе, Кутанке, Бильчире, Осе… Кстати, во время «Гэсэриады» у входа в Обусинскую школу, наряду с другими флагами, развевался флаг Монголии. Один мой знакомый сказал об этих людях просто и понятно: «Бурятее всех бурят…»
И всё это существует не напоказ, не на сцене, а в реальной жизни.

Развитие современных иркутских бурят шло непрерывно в царской России, при СССР, в постсоветский период, оно продолжается и в наши дни. Один из итогов такого развития – выпускники Аларской школы, среди которых 40 докторов и более 100 кандидатов наук всероссийского и мирового уровня.
Но о скольких школах и сёлах западных бурят ещё не знают монголы мира и монголы России? И то, что я здесь пишу – только маленькая частичка большого явления, которое мы ещё не осмыслили и не оценили по достоинству, не взяли в пример.
Население Иркутской области 2 344 360 человек, доля бурят там всего 3 процента, но они ярко выделяются в общем многолюдье. Всего монголов мира более десяти миллионов, и в этом разноцветье иркутские буряты будут первыми во всех сферах, если измерять по международным стандартам развития. Напомню, что даже маленькая местная лужа измеряется по уровню мирового океана. Никаким другим измерениям я не верю. Надеюсь, что остальные такого же мнения.
Добавлю к сказанному, что продукция Усть-Ордынского округа составляет тридцать процентов от сельскохозяйственной продукции Иркутской области. Но дело даже не в этих, естественных для потомственных животноводов, показателях, дело – именно в развитии, одним из ярких примеров которого является производство оздоровительных препаратов из молока, которое поставлено на поток. Мощный синбиотик и иммуномодулятор «ЭМ Курунга», который производят из кисломолочных продуктов в селе Оса, продаётся уже по всему земному шару. Из всех монголов мира пока только западные буряты достигли таких инновационных успехов в сфере потомственной деятельности и призвания – животноводстве. Это ли не развитие и не один из примеров возможного будущего в производстве, экономике, бизнесе?

Но в наши дни представители иркутских бурят показывают возможности уверенного сохранения и развития родного языка и традиций, вопреки любым условиям, Кто ещё, кроме западного бурята, выросшего вне пределов родного языка, в совершенстве владеющий русским языком, но не знавший своего, внезапно остановился на достигнутом (!) и занялся только бурятским языком, далее изучил его в совершенстве и создал в сети настоящую школу бурятского языка для обучения всех желающих? И он не один.
При воспоминании о коротком разговоре с ветераном спорта Матвеем Илюхиновым в моей памяти возникают образы замечательных спортсменов западных бурят. Многочисленная плеяда борцов разных возрастов мирового уровня, вышедших из разных спортивных школ, созданных, конечно, западными бурятами. Имена их в общем списке легендарных личностей, которые независимо от рода своей деятельности работают на монголов мира, мотивируя их на всестороннее развитие.

В этих людях живёт дух предков, призывающий к сохранению своих ценностей, без которых невозможны любое просвещение и гуманизм. Они понимают, что в современном мире нет расчеловечивания, о котором разглагольствуют европейские и русские блогеры, пытаясь обвинить враждующие цивилизации в свойствах, присущим им самим, современный мир умрёт без очеловечивания. Монголы мира понимают и утверждают: настоящая цивилизация ни с кем не враждует.
Это стало очевидным, как никогда, но такую угрозу и проблему осознали монголы мира задолго до конфликтов воинствующих архаичных обществ, желающих стать владыками мира за счёт остальных народов, не понимающих, что в прошлом остаться невозможно. Необходимо сохранить традиции, культурные ценности, как основу для развития общества. В наши дни это стало одной из задач, которые ставят перед собой многие западные буряты, понимающие, что именно в сложнейший для цивилизаций период, необходимо ускоренное и активное развитие всех монголов мира. И они не могли не оказаться первыми.

Ведь их предки были первыми даже в силу географического расположения мест, в которых проживали. При этом главное отличие западно-бурятской интеллигенции от других в том, что они самостоятельно, без какой-либо поддержки, не сравнивая ни себя, ни свой народ с остальными народами, вполне естественно, овладевали языками и науками своего времени, в чём достигли значительных успехов, встав на один уровень с просвещёнными людьми XIХ, XX и XXI веков, во многих случаях превосходя их. В годы моей юности старожилы восхищались уроженцем села Хохорск Николаем Афанасьевичем Алсаевым, много и много лет преподававшем русский язык и литературу в Агинском педагогическом училище, который не переставал поражать окружающих своими знаниями, рассказывая наизусть роман в стихах «Евгений Онегин» уже в преклонном возрасте. И, конечно, таких интеллектуалов среди иркутских бурят было и есть очень много.
Они не стремились выглядеть в глазах незнакомцев экзотикой или поразить воображение восточными причудами, ибо были и сразу становились равными из равных. Таким можно быть только оставаясь самим собой. Естественно, что интеллектуалы иркутских бурят сами учились и становились учителями, ибо было чему учиться у таких сподвижников.

Первые из них, будучи этнографами и фольклористами от природы, собрали и сохранили для потомков наследие устного народного творчества своих соплеменников, создав великолепный прецедент для обогащения как национальной, так и мировой литературы.
Последующие плеяды интеллигентов западных бурят осваивали науки уже во всех сферах человеческой жизнедеятельности, получая знания и образование в лучших учебных заведениях России и зарубежья. При этом они особо чтили точные и естественные науки, что заметно при изучении биографий представителей научной части иркутских бурят. Если составлять каталог, то получится большая книга, а биографии – займут тома. В памяти возникают известные фамилии – Амагаевы, Асалхановы, Батухан, Мархаевы, Матхановы, Мохосоевы, Шалтыковы, Шаракшанэ, Хамагановы, Хилтухины, Хундановы, Ханхалаевы и десятки других, где одна только фамилия, например, Инкижинов расскажет о целом явлении. Составляя Стену памяти бурят-монголов и списки жертв репрессий я встречал эти же имена и фамилии. Заметим при этом, что большинство имён и фамилий западных бурят переводимые, то есть настоящие, бурятские, а не пришедшие из другого языка или культуры.
Интеллигенция западных бурят-монголов оставила после себя крепкую, серьёзную нравственную и научно-просветительскую базу или школу мысли во многих сферах деятельности, которая стала основой для всех последующих поколений иркутских бурят. Такая школа заметна и в наши дни – в образовании, здравоохранении, экономике, культуре, науке, политике, бизнесе. Она всюду – в Нукутах, Алари, Бохане, Осе, Баяндае во всех местах проживания западных бурят, где могут рассказать о своей истории, современности и выдающихся предках.
Работа этой целеустремлённой мысли – лучший памятник всем западно-бурятским интеллигентам XIX and XX столетия, труды о которых появляются периодически, а некоторые всё ещё ждут своих авторов. Тем более, что о них есть вполне насыщенная информация в современных энциклопедиях, подобным им изданиях и на местах.
Как в природе обозначены направления света, так и в истории монголов мира существуют восточные и западные бурят-монголы, но определения эти не разграничения сторон, а отличительные особенности и узнаваемый менталитет, появившиеся в суровых и сложных условиях активного развития. Не потому ли, когда я пишу о западных бурят-монголах, то думаю обо всех монголах мира, воспаряя над всеми разногласиями?

* * *

Воспарив от Большого Хингана,
Где тайга серебрится в снегу,
Вижу древнее темя кургана,
Слышу звучное слово Мэнгу,

Что звенит и звучит над Аргунью,
И не гаснет на сильном ветру,
И зовёт, призывает колдунью
В Цасучейском сожжённом бору.

Открываю от края до края
Я забытые наши миры,
Степь шумит под мной золотая,
От горы и опять до горы…

Будто звали меня, ожидали
Величавые сосны Осы,
Балаганско-нукутские дали
Где жемчужные капли росы,

И дымок эвенкийского чума,
Тайлаганы, ночные костры,
Кутулик и Аларская дума,
Берега золотой Ангары…

Лебединая песнь над Унгою,
Где восходит Гэсэр на Хашхай,
Миражи над лесами, водою –
Обуса и гора Удагтай.

Слышу ёхор в Кахе и Онгое,
Где черёмуха буйно цветёт.
Город гуннов – монгольская Троя,
Там сяньбийка протяжно поёт.

Вижу тюркские письма Орхона,
Котловину Цайдама в цветах.
Курыкан на утёсах Ольхона,
Кукунорских тангутов в степях.

И парю, я свой мир открывая,
От гобийских песков до Аги,
От маньчжурских степей до Алтая,
От пустынь до байкальской тайги.

Будто всех возвращаю из плена.
Всё я помнил тоскою томим:
И луну на волнах Керулена,
И звезду над Ононом моим…


Хори-бурят из рода шарайд Виктор Балдоржиев