Байки

Феликс Храмышев
Байка как литературное микропроизведение приобрела в наше время большую популярность и я решил не отставать от веяния времени и тоже попробовать свои силы в этом жанре. Торжественно заверяю, что все, о чем написано ниже, произошло либо лично со мной, либо я видел то, о чем рассказывается своими глазами – никакого плагиата или пересказов.
***
В течение большего времени своей трудовой деятельности я занимался эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования предприятий и организаций. Несмотря на очень разную специализацию компаний, в которых я работал, мои обязанности в них были довольно схожи.  Тем не менее, коллеги и знакомые часто удивлялись таким разным по характеру деятельности организациям из моего послужного списка. И, когда я в начале 90-х перешел с птицефабрики в российскую «дочку» иностранного банка, меня спрашивали, как я сюда попал и что, собственно, здесь делаю. На это я отвечал, что в советское время было туго с продуктами, и я работал поближе к еде.  Потом с продуктами проблем не стало, но появились проблемы с деньгами, и я стал работать поближе к деньгам.  Большинство с улыбкой принимали такой ответ.

Сейчас мне 59 лет и я работаю в Пенсионном фонде…

***
А начинал я свою трудовую биографию после школы учеником электромонтера на опытном заводе синтетического каучука. Наш цех занимался техобслуживанием  и ремонтом электрооборудования завода. Представьте себе картину обеденного перерыва. Мужики во главе с бригадиром Анатолием Ивановичем (рост 190, вес за сотню) режутся в домино, я в стороне пью «вредное» молоко с батоном за всю бригаду. В комнату врывается женщина в белом халате – начальник одной из лабораторий завода.  Если сказать, что она взволнована, значит ничего не сказать. Она почти кричит:
-Анатолий Иванович! Вам вчера приносили  муфельную печь в ремонт?
-Приносили… (удар по столу, пять-шесть!)
-Вы ее смотрели?
-Не-е-е… у нас работы по горло, даже не знаю, когда посмотрим (дупель!)
-Где она?  (голос срывается…)
-Вон в углу стоит…(еще дупель!)
Женщина подбегает  к печи, открывает дверцу и вынимает из нее забытые  два ПЛАТИНОВЫХ  тигля, судя по усилиям, суммарным весом не меньше килограмма.
Рука у Анатолия Ивановича застывает  с костяшкой домино в поднятом положении. Немая сцена…

***
После службы в армии военнослужащих запаса периодически забирали на сборы для переподготовки, в народе это называлось «в партизаны». Название это происходило от того, что форму им выдавали со складов часто мятую, не подходящую по размеру, да и высокой дисциплиной такие воины не отличались,  напоминая не регулярную армию, а подобие разношерстного партизанского отряда. Но сейчас речь не о названии.  Меня тоже как-то призвали на такие сборы, я приехал в военкомат, нас посадили в автобус и офицер, взяв в руки журнал с фамилиями «партизан» начал перекличку:
«АбрамОвич!» (с ударением на «О»)  - тишина, никто не отвечает…
«ФедорОвич!»- тишина…
«АлександрОвич!» - опять никого, народ начинает посмеиваться, надо же, какие фамилии попались и никого нет…
После недолгого замешательства офицер догадался развернуть свернутый пополам журнал и зачитать фамилии присутствующих, а не отчества, которые попали на следующую страницу…
***
Через 2 года после свадьбы после мытарств по съемным квартирам и комнатам мы с женой получили, наконец, комнату в пятикомнатной двухэтажной квартире с «удобствами» на улице. Кроме нас в этой квартире проживали еще 4 семьи, в том числе дед с бабкой в маленькой комнатке на втором этаже. Лестница к ним была однопролетная и по этой причине довольно крутая, так, что забраться по ней или спуститься было непросто даже молодому и здоровому, не то, что деду – хромому инвалиду войны, бывшему моряку. А у бабки был брат, который в войну был полицаем, но, видимо, не слишком отличился на этом поприще, поскольку его не расстреляли, он отсидел свое и вышел «с чистой совестью». Этот брат иногда заезжал к бабке в гости, и они попутно с дедом крепенько напивались. Заканчивались эти пьянки вполне ожидаемо. Дед с криками: «Я за тебя кровь проливал, а ты, сука, фашистам жопу лизал!» начинал разборки. В результате один из них слетал вниз по этой лестнице, после чего конфликт сходил на нет до следующего визита.
Все-таки отходчив русский человек…

***
В 80-х годах я был депутатом сельского совета и при распределении обязанностей мне досталась должность председателя административной комиссии. Для тех, кто с ней не имел дела (к счастью) поясню – это разбор мелких нарушений, не подпадающих под статьи УК - мелкое хулиганство, всевозможные дрязги между соседями по коммунальной квартире, а с 1985 года сюда попали и нарушения антиалкогольного законодательства. Впрочем, комиссия могла выписывать штрафы до 100 рублей, что по тем временам было немалой суммой, но до таких денег дело доходило очень редко. Это в качестве вступления…

В то время в нашей округе обитал бомж по прозвищу Леха Кабан. Личностью он был известной всем, и довольно безобидной, периодически даже устраивался на работу, хотя держался недолго и вновь уходил в вольную жизнь. И вот в административную комиссию поступает заявление от пенсионерки N с жалобой на Леху и требованием призвать его к ответственности. Пенсионерка пишет, что она пришла в магазин у железнодорожной станции с маленькой собачкой, которую привязала у входа. Леха, бродивший поблизости, случайно наступил ей на лапу и собачка его укусила. Тогда (цитата из заявления): «…гражданин Кабанов взял собачку одной рукой за передние лапы, другой за задние и приговаривая: «Будешь знать, сука, как мне больно было!» нанес собачке несколько укусов…»

Административная комиссия это серьезное учреждение, но удержаться от смеха было невозможно.  Лехе было вынесено предупреждение.

***
Одной из задач комиссии по социальному страхованию профсоюзного комитета было рассмотрение представляемых работниками птицефабрики больничных листов и принятие решений об их оплате или неоплате. На деле абсолютное большинство больничных подписывались единолично, как не вызывающие сомнений, но некоторые, (в первую очередь  травмы),  требовали рассмотрения комиссией. Во-первых, нужно было установить, не является ли травма производственной, во-вторых, не было ли причиной травмы алкогольное опьянение – в этом случае работник лишался права на оплату больничного.
По этой причине на заседание комиссии попал больничный работника, который в Новогоднюю ночь под елкой, установленной на площади поселка, поскользнулся, упал и сломал ногу. Как и положено в таких случаях, зачитывается его объяснительная: «Я, такой-то, 1 января 198__года около 1 часа ночи, находясь во дворе дома №___ по улице_________, поскользнулся, упал и сломал ногу. БЫЛ ТРЕЗВ.»

Решение комиссии: «Оплатить. Голосовали единогласно».

***
Летняя Олимпиада 1980 года в Москве. Что бы о ней ни говорили, в спортивном плане мероприятие было интереснейшее, атмосфера на стадионах была уникальной – все радовались успеху победителей независимо от того, представляли они «капиталистов» или соцлагерь…
Один из последних дней соревнований, легкая атлетика на стадионе в Лужниках,  финал прыжков в высоту. Прыгун из ГДР Герд Вессиг выиграл Олимпиаду с результатом 2.31, он счастлив, зрители рады, и у него есть возможность попытаться побить мировой рекорд. Он устанавливает планку на 2.34. Все другие соревнования уже закончились, прыгуны тоже отпрыгали остался он один и полный стадион - девяносто тысяч зрителей. Никто не уходит…
Для подготовки к каждой попытке на рекордную высоту ему устанавливают немного больше времени, чем обычно. Пока он разминается, настраивается, зрители жуют, болтают, смеются. Герд начинает разбег и по мере приближения к планке шум стихает. 

Девяносто тысяч человек в полной тишине смотрят, как один человек прыгает…

Он сбивает планку, девяносто тысяч разочарованно выдыхают. Снова отдых, разминка, шум трибун. Вторая попытка также неудачна.
Тишина во время третьей, последней  попытки была просто звенящей.  Тем оглушительнее был рев трибун, восторг одновременно вскочивших с места девяноста  тысяч человек, как будто каждый из них сам взял эту высоту.
После этого все дружно двинулись к выходу. Смотреть больше было нечего.

***
Принято считать, что Гагарин полетел в космос старшим лейтенантом, а вернулся майором, т. е. звание ему было присвоено после полета. По крайней мере, общественное мнение утверждает именно так. На самом деле звание было присвоено ему ДО полета. Нет, с Гагариным я знаком не был. Но я был в музее Звездного городка, где под стеклом лежит приказ Министра обороны СССР от 12 апреля 1961 года.  Гласит он следующее (точные формулировки не помню, но за смысл отвечаю): «Сегодня, 12 апреля 1961 г. гражданин Советского Союза летчик Ю. А. Гагарин отправляется в первый мире орбитальный полет на космическом корабле «Восток»…  За успехи, достигнутые в подготовке к полету присвоить досрочно старшему лейтенанту Гагарину Ю. А. воинское звание майор».

Почему до, а не после? Может быть, потому, что присвоить звание Героя можно и посмертно, в отличие от звания майора. Да и, в случае чего, пенсия по потере кормильца у старшего офицера выше …

***
В середине 90-х я продавал «Запорожец».  Конечно, денег за него хотел побольше и в объявлении назначил цену 600 долларов. Тишина, ни одного звонка. Снизил цену до 550 долларов, опять тишина.  Стал задумываться над очередным снижением цены и вдруг звонок, покупатель говорит: «Я бы купил у вас машину, но у меня только 501 доллар и ни цента больше, если согласны отдать за эти деньги, я приеду посмотреть, если нет, тогда нет…» Я согласился.

Покупатель приехал, посмотрел, согласился, ударили по рукам и тут я спросил (ну почти как в фильме «Берегись автомобиля»): «А почему сумма такая интересная – 501 доллар?». И он поведал мне свою историю: «Понимаете, нам на работе не платили зарплату полгода, а потом все-таки выдали. Я сразу пошел в обменник и обменял всю сумму, получился 501 доллар. Вот так…»

Я в очередной раз удивился живучести нашего народа. Человеку полгода не платили зарплату, а он не только не умер с голоду, но еще и машину купил…

***
Несмотря на то, что первый в России иностранный банк был «дочкой» французского банка, языком межнационального общения в нем был английский. Английским языком должны были владеть все служащие, связанные с собственно банковской деятельностью. К обслуживающему персоналу (охрана, водители, и т. п.) требования были менее жесткими, и большинство из них не знало ни английского, ни французского. Французский же топ-менеджмент не знал русского. Вся эта картина часто выводила из себя генерального директора, предки которого были русскими и он, в сердцах, говорил: «Я свободно разговариваю на русском, французском и английском языках, но ни одним из них по отдельности я не могу воспользоваться так, чтобы все работники банка меня поняли!»

***
Когда я работал в компании, которая занималась сдачей в аренду офисных помещений, у нас был один интересный арендатор. Назывался он (дословно) «Церковь Иисуса Христа святых последних дней в России»
А я почему-то считал, что свои последние дни Иисус провел в Иерусалиме…

***
В начале 2000-х мне захотелось купить в дом картину. Именно оригинал, не репродукцию. После недолгих поисков в небольшом магазинчике, поторговавшись, я приобрел недорого натюрморт некоего Панфилова, датируемый 1998 годом. Картина мне понравилась, я повесил ее на стену и при любом удобном случае представлял ее друзьям и знакомым: «Картина неизвестного художника, конец прошлого века…»

2012-2015 г.г.