Воздушные бои в Заполярье - 3

Андрей Грачев 2
В очередном блоке мы рассмотрим победы черноморских пилотов над асами JG5. Но сначала немного скажем про специфику ВВС СФ.

В отличие от пилотов 7 ВА, пилоты ВВС ЧФ только в исключительных случаях писали себе групповые победы, обычно победы писались как личные. Разве что в 41 году писали групповые. Как и в ВВС ЧФ и КБФ, полки были довольно "рыхлые", переход из одного полка в другой было делом обычным. Лучшим был, конечно, 2 гиап, он же был единственным гвардейским, но и другие полки не сильно "проседали". Вооружение большей частью состояло из лендлизовской продукции - Харрикейны, Аэрокобра и, в меньшей степени, плохо приспособленный к войне на севере Р-40.

Дисциплина была здесь хорошей, особенно если сравнить с ВВС КБФ, где дисциплина почти полностью отсутвовала. Победы подтверждались аккуратно, и порой неподтвержденные оставались на счету, но с пометкой, что победа под вопросом. В общем, здесь было много ярких, хороших асов, и, как мы увидим, побед они одержали над немецкими пилотами много.

Первым же потерянным пилотом на этом участке был ас и командир 14 отряда JG77, которая действовала в данном районе в 41 году - хауптман Альфред фон Лоевски. За плечами пилота была Испания, Норвегия, Англия, словом опыт был огромный. На счету пилота было как минимум 3 победы.

29 июня ас сопровождал группу ю-88 в район Мурманска. Группа была сначала обстреляна ЗА, а затем её атаковало звено и-15бис, ведя интенсивный огонь, в основном РС. Именно таким снарядом и был подбит Лоевски. Другие пилоты решили, что его подбили огнем ЗА. На подбитом самолете он сел на брюхо, пытался добраться до своих, но попал в плен. Ведущим звена в том бою был Уваров Семён Иванович, ветеран финской. Звено было из состава 72 сап Вмф. Символично, что немецкий ас был сбит на устаревшем самолёте.

В июле здесь в основном воевали с немецкой стороны бф-110, но после гибели лучшего аса этого типа, Герхарда Шашке, в бою с Зайцевым Александром Петровичем из 145 иап, немцы поняли, что пора относиться к этому театру боевых действий серьёзнее, и бф-110 слишком уязвимы в роли истребителей. Теперь здесь стало больше бф-109, некоторые асы стали резко повышать свои счета, но и потери возросли.

Так, 9 августа погиб лейтенант Хорст Вольтер из 14 отряда JG77, успевший одержать 11 побед. Погиб он в бою с 72 сап. Он атаковал группу и-16, но совсем не учёл, что на вооружении полка были к тому времени также и более высотные МиГи, один из таких самолётов внезапно атаковал и сбил немецкого аса. Сбил его Соколов Дмитрий Гаврилович. Как водится, немцы обвинили во всем огонь ЗА.

13 августа был сбит лейтенант Ханс Тецнер из того же отряда. В будущем - довольно успешный ас, видимо уже имевший победы на счету. Он спасся с парашютом. Его сбило звено и-153 того же 72 сап, который представлял в то время все истребительные силы ВВС СФ. Ведущим был Адонкин Василий Семенович, тоже в будущем известный ас, уже успевший отличиться несколько раз. Напарником его был Амосов Дмитрий Федорович, тоже в будущем яркий ас.

23 августа был сбит третий на тот момент ас Заполярья - лейтенант Ханс Малкуш из 14 отряда, имевший 16 побед на счету. Произошло это в бою с четверкой и-153 72 сап. Ведущим был Плотко Фёдор Семёнович, опытный пилот, который уже успел сбить серьёзного немецкого пилота. 3 июля ракета, пущенная с его "чайки", уничтожила ю-88 командира II группы KG30 хауптмана Эберхарда Рёгера. Теперь Малкуш, который рискнул на маневренный бой с верткими "чайками", поплатился. Он погиб в том бою. Впрочем, кроме Плотко, который является наиболее вероятным победителем аса, на победу претендовали пилоты Амосов Дмитрий Фёдорович и Жданов Леонид Васильевич. Последний оформил целых две победы, хотя в том бою был сбит только Малкуш. Вероятно, правильнее считать успех коллективным. Но коллективные победы здесь не практиковались.

17 декабря был сбит последний ас в 41 году - лейтенант Альфред Якоби из того же отряда, имевший 8 побед на счету. Он был ранен в бою, самолёт его сильно поврежден, но он смог кое-как посадить его на брюхо (конечно, самолёт был списан) и после недолгого лечения вернулся в строй. Это был бой пятёрки "харрикейнов" с группой бф-109. Ведущим был легендарный ас Борис Феоктистович Сафонов, он отметился победой в том бою и, очевидно, является главным претендентом на реальный успех, так как кроме него заявки оформили также Синев Диамид Иннокентьевич и Маркевич Алексей Павлович.

Если подводить для 77 эскадры итоги боев в Заполярье, то они были совсем не радужные. С одной стороны, ряд лётчиков здесь пополнили свои счета, хотя мы всегда должны помнить, что писали они себе намного больше, чем реально сбивали. С другой стороны, потери были достаточно велики. В том числе и в асах. И это даже с учётом того, что сил здесь у лётчиков ВВС СФ было немного, самолёты были устаревшие, пилоты в основном не слишком опытные. Тем не менее, 72 сап выстоял, не дал себя разгромить. В боях пилоты демонстрировали слаженность действий и высокое умение. С появлением "Харрикейнов" вести групповой бой стало ещё лучше благодаря отличной радиостанции.

В 42 году части JG77, которые здесь работали, были преобразованы в группу JG5. И с тех пор здесь работала только эта эскадра. Решение разумное: бои здесь отличались от боев на других участках фронта.

Зимой бои не отличались особой интенсивностью, потери немцы несли большей частью по причине сложной погоды. Разве что 8 января потеряли бф-109, пилотируемый будущим асом, при посадке на аэродром. Это был унтерофицер Дитрих Веничке из доживавшего последние дни 14 отряда JG77. Он уже имел несколько побед на счету. Сбил его лётчик Амосов Дмитрий Фёдорович.

ВВС СФ тоже пережили существенное преобразование. 72 сап, разросшийся до размеров небольшой дивизии, начал разбиваться на полки. Ещё осенью от него "откололся" 78 иап, а зимой полк был преобразован во 2-й гиап. Весной от него откололся 27-й иап. Позже здесь образован был 20-й иап и, наконец, переброшен с другого участка фронта 255-й иап. Правда, в него перевели ряд лётчиков, имевших уже опыт боев в Заполярье.

Весной бои приняли характер ожесточённый, выросли и потери немцев, хотя и количество побед тоже. Так, 3 апреля советские лётчики предприняли удар по аэродрому Петсамо. Вылетевший на перехват 5 отряд JG5 понес потерю. Был сбит лейтенант Вольф-Дитрих Видовиц, в будущем - известный ас, уже имевший на счету несколько побед. При вынужденной посадке его самолёт сгорел. С Советской стороны на победу претендовали два известных аса 78 иап - Покровский Владимир Павлович и Сгибнев Пётр Георгиевич.

Потери эскадры в асах в апреле были довольно велики, причём именно безвозврат. Но тут отличались не пилоты-североморцы. Североморцы сбивали довольно много, но большей частью не самых результативных пилотов. Но 17 мая им удалось снять с неба одного из лучших асов эскадры. Дело было так. На штурмовку Советского аэродрома отправилась маленькая группа ю-88, сопровождали её одним звеном бф-109, но были перехвачены группой из восьми самолётов 2 гв. сап. Ведущим был Сафонов на новеньком Р-40, остальные пилоты летели на "Харрикейнах". Немцев втянули в не выгодный для них бой, был сбит ю-88 и бф-109. С бф-109 спасся пилот и попал в плен. Оказалось, это был второй на тот момент ас II группы JG5 оберфельдфебель Вилли Пфренгер. На счету его было 30 побед. Сбил его пилот Алагуров Виктор Никифорович, весьма опытный ас.

13 июля первого аса на Восточном фронте потеряла III группа. Был сбит лейтенант Ханс-Йоахим Бэр из 8 отряда, имевший 8 побед на счету. Как водится, списали всё на огонь ЗА. По советским данным, всё было иначе. Пятёрка "Яков" 20 иап вела бой с группой "мессеров". Улучив момент, пара бф-109 внезапно атаковала ведущего группы. Его ведомый, Нужин Василий Васильевич, среагировал быстро, обстрелял одного из нападавших, тот отвернул в сторону. Второму повезло меньше, его самолёт был поврежден. Немец попытался спастись в пике, имитируя падение. Нужин спикировал следом и на бреющем догнал врага и добил.

19 июля был сбит фельдфебель Леопольд Книр из 6 отряда, имевший 6 побед на счету. Он попал в плен. На победу претендуют три пилота 20 иап - Нужин Василий Васильевич, Крылов Николай Иванович и Бойченко Михаил Ильич. Бой североморцы вели четверкой, он шёл 30 минут. Скорее всего, победу одержал именно Крылов.

Успешный бой провели североморцы 21 августа. Это был ожесточённый бой прямо над аэродромом Ваенга. Его атаковала большая группа бф-109. Однако к аэродрому на помощь поспешили несколько дежурных групп разных полков ВВС СФ. Бой получился несколько сумбурным, так как подразделения были вооружены как Р-40 и Р-39, на которых была отличная радиостанция, так и ЛаГГами со скверной радиостанцией и и-16, на которых радиостанции и вовсе не было. Именно отечественным истребителям досталось крепко - было сбито два ЛаГГа и два и-16. Но немцам досталось куда крепче. Здесь сражался 6 отряд и понёс значительные потери.

Немцы назаявляли 13 побед. Тут они были в своём стиле. Так, 56 победу заявил фельдфебель Рудольф Мюллер. Однако после этого прямо в его кабину попал 20-мм снаряд. Пилоту повезло, так как он сам отделался лёгким ранением, а самолёт нуждался в небольшом ремонте. Тем не менее, это было серьёзное предупреждение для аса, что советские пилоты - это далеко не статисты. Другой фельдфебель, Альберт Бруннер, уже имевший 9 побед на счету, был подбит серьёзнее и, не дотянув до своих, решил прыгать с парашютом, но смог избежать плена. Наконец, командир отряда, оберлейтенант Ханс-Дитер Хартвайн, имевший 16 побед, погиб в том бою.

Советские пилоты почти точно оценили нанесённый ущерб в три сбитых и один подбитый. Большаков Павел Васильевич, Агейчев Валентин Александрович из 27 иап на и-16, Реутов Дмитрий Андреевич на "киттихоуке" из 2 гиап, плюс подбил вражеский самолёт Попов Сергей Петрович из 255 иап на ЛаГГе.

Нет никаких сомнений, что Попов, лётчик, кстати, не слишком опытный, чуть не завалил Мюллера. Хартвайн вёл бой с и-16, и сбили его Большаков и Агейчев. Ну, а самый опытный из претендентов на победу, Реутов, ветеран ещё финской, сбил Бруннера, в будущем выдающегося аса. Да и на тот момент Бруннер был уже вполне успешный ас. Успех предопределила внезапность атак советских соединений, которые вступали в бой по очереди и использовали перевес в высоте. Но в целом обе стороны бой оценили негативно.

5 сентября в очередной раз был сбит фельдфебель Альберт Бруннер из 6 отряда. На счету этого пилота было уже 14 побед. При этом сбивали его достаточно часто, и, наконец, он погиб в одном из боев. Об этом мы ещё расскажем. Ас этот чересчур увлекался боями на виражах, втягиваясь в них. Вот и в тот день он крепко сошёлся с группой ЛаГГов 255 иап и был сбит, прыгал с парашютом на советской территории, но смог спастись в очередной раз. Отличился пилот Юзов Сергей Егорович.

26 декабря североморцы одержали последнюю в том году победу над немецким асом. Отличился знаменитый ас Покровский Владимир Павлович. Бой шёл над морем, причём активно вела огонь наша ЗА. В итоге своим же огнём был сбит самолет Покровского, к счастью его спасли из воды союзники, а заодно вытащили оттуда фельдфебеля Йозефа Кайзера из 8 отряда, имевшего 12 побед на счету. Его успел сбить Покровский. Кайзер попал в плен, но позже вернулся.

В целом, 42 год стал для эскадры пиком успехов, и, тем не менее, ряд асов был сбит в ходе боев, многие потеряны безвозвратно. Как видим, некоторые из них были сбиты североморцами, хотя в целом в тот год больше побед над асами JG5 одержали "сухопутники". Новообразованные полки пополнились рядом новых пилотов, а также новой техникой, что создавало иногда трудности во взаимодействии. Но к 43 году эти трудности были преодолены, и североморцы "подтянулись". И, пожалуй, в 43 году именно североморцы держали пальму первенства в победах над немецкими асами, или во всяком случае не уступали сухопутникам. Да и потерь в боях несли на порядок ниже.