Школьные побасенки

Ольга Бахмутченко
ВСТУПЛЕНИЕ.   
     О чем говорят учителя между собой? Обо всем,как все нормальные люди.Но есть у них сквозная тема, которая доминирует   при обилии самых разнообразных тем - это рассуждения о школе,уроках,учениках,методиках, дидактике,инновациях, поворотах судеб бывших учеников.Об этом учителя говорят в школах, дома,в гостях, общественных местах.В праздники и будни. В любое время суток.Стоит в любой компании встретиться даже двум учителям - и внезапно может возникнуть эта сквозная тема. Во времена нашей молодости мой муж категорически отказывался идти в гости в компанию, состоящую из учителей,потому что на заре нашей семейной жизни  мой учительский коллектив к Новому году решил организовать вечером свой педагогический корпоратив с привлечением вторых половинок,и он  рискнул  посетить его, примчавшись после какого-то совещания. Был голоден и зол, столы ломились от вкусностей, и,естественно, все ожидали  начало пира. Поздравительное слово взял директор школы...Все тосковали над тарелками, потому что речь длилась полчаса и была наполнена сквозной темой.Мой муж помнил этот корпоратив всю жизнь. Когда потом нас приглашали в гости, неизменно спрашивал:" А учителя там будут?" Дома на тему перипетий образования накладывал вето ( Ты слышала когда-нибудь, чтоб я талдычил тебе об экономике?!), предпочитал сбегать из комнаты во двор, когда заглядывала к нам приятельница-коллега (задолбали своей школой!!!).
      Во время эвакуации я оказалась в наполовину опустевшем селе.Соседи через забор - очаровательные старики, муж и жена,им по 83 года.Старенькие, седенькие,улыбчивые, очень энергичные. Она в прошлом учительница начальных классов,он -инженер.Дружелюбные,гостеприимные,трудолюбивые,добрые люди.Давно на пенсии. Но я заметила одну особенность: почти каждый вечер, оттрудившись во дворе и на огороде, дед сбегал из дома в усадьбу, которая находилась через два обширных двора,где собирались еще  три  одиноких деда для общения.Бабушка жаловалась, что ее разговорчивый вне дома дед в домашней обстановке всегда уклоняется от разговоров или молчит,а она скучает, потому что нет собеседника и воспитывать некого. Разве только Тузика, он на цепи и не сбежит.
     Потом я догадалась, почему сбегает дед. Увидев во мне терпеливого слушателя, она обрушила на меня поток воспоминаний о своей далекой педагогической деятельности , который подкреплялся демонстрацией школьных фотографий и даже пожелтевших от времени тетрадей, которые она хранила для встреч с бывшими питомцами. Истосковавшись по собеседнику( рядом стояли пустые дома, в один из которых нас подселили ), на протяжении наших встреч, которые я начинала потихоньку сокращать, она не давала мне открыть рот даже для комментариев.
    Естественно, общаясь с людьми этой удивительной профессии, к которой и я когда-то принадлежала, слышишь своеобразные истории, которых я использовала в своих разных книжках. Самые короткие излагаю здесь.   

   Предисловие: КОМУ  НУЖНА ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ?
 
  Когда-то очень давно население нашей давно ушедшей  и разрушенной страны считалось самым высокообразованным. Сейчас спроси какую-нибудь старушку о чем-нибудь из учебной программы ее юных школьных  лет, и точные ответы на вопросы у нее от зубов отскакивают. А ныне, чем больше совершенствуется учебный процесс методически,дидактически и иллюстративно, вводятся инновации, технические средства обучения, ЭГЭ, тем зримее отсутствие элементарных знаний.Безграмотность проникла во все сферы жизнедеятельности общества, даже  в соцсети. Невежество молодежи шокирует старшее поколение. Просто диву даешься, ведь должно быть наоборот?!А почему? Мнение учителей : потому что сидят в научных кабинетах люди, оторванные от проблем образования, и думают : что бы еще такое придумать,чтоб тошно стало и учителю, и ученику?!Думали-думали и добавили к бумаготворчеству очередное новшество -  проверку  техники чтения.Все ищут  темы своих околонаучных  диссертаций. А несчастные обитатели школ пусть  головы ломают над их внедрением. И чем больше в отделах и министерствах народного образования штат оптимизирующих, внедряющих и  проверяющих этих своих  нововведений, тем ниже уровень этого самого образования. А исследования причин этого парадокса отсутствуют. Кто это будет исслледовать? Те, кто их породил?

    Всем известно, что у разных людей разный темп разговорной речи: один человек тараторит так, что и не разберешь сразу,что он тараторит.Второй ясно и понятно излагает мысль. Третий медлительный, говорит с запинками, а иногда и заикается. При чтении  любого текста необходимо еще и осознать прочитанное. При проверке техники чтения текста испытуемый еще должен и воспроизвести  его. Раньше самое читающее население и знать не знало, что такое проверка техники чтения , вот ученые мужи и придумали, как его вообще отучить от стремления к чтению  : ввели количество слов,которое несмышленный детеныш должен прочесть за одну минуту.На каждого ученика составлялась ведомость  с личными данными,подсчетом слов и оцениванием: трепещите, учителя, дети и их родители. Данные перепроверялись администрацией школы и потом сводились по каждому классу отдельно, а потом освещались в развернутой общей ведомости. Так что львиная доля времени для развития детей отнималась у всех подряд.От результатов этого действа  зависела и оценка деятельности самого учителя, что зачастую объективной не была.

     История первая : ТАЛАНТЫ НАДО БЕРЕЧЬ!
       Картина маслом: зима, сельская школа, продленка, дело к вечеру.Уроки на следующий день подготовлены, проверка техники чтения близится к концу. Устал учитель, устали и испытуемые. И наконец остался один ученик, маленький, щупленький, бедно одетый.Подходит к учительскому столу и звонко представляется:
      - Сидоренко Мыкола Петрович.
      -Ну что ж, Мыкола Петрович, вот вам текст, я засекаю время,читайте,- шутливо отвечает учительница, сдерживая улыбку.
       С техникой чтения у мальчика плохо, читает медленно и от переживаний не может воспроизвести содержание прочитанного.Какая там техника!
       - Очень жаль,-грустно констатирует факт учительница,- к сожалению,кроме двойки я вам ничего поставить не могу.
       Мыкола Петрович постоял с поникшей головой и вдруг оживился:
       - Зато я петь хорошо умею. Хотите, я вам спою?!
       Учительница улыбнулась:
       -Ну давайте , Мыкола Петрович. Я вас с удовольствием послушаю.
       Мальчик стал ровно, руки по швам, и запел проникновенно:
            Нэсэ Галя воду,коромысло гнэться,
            За нэю Иванко, як барвинок, вьеться...
       -Да, Мыкола Петрович,поете вы здорово.Так что за пение ставлю 5, а за технику чтения таки 2.
        Мальчик постоял, подумал и заявил:
        - А я еще и танцюю здорово. Щас покажу,- и пустился в пляс вокруг учительского стола.
         И учительница дрогнула:
        - Ну что ж, вы меня убедили.Так и быть, двойку я вам ставить не буду. А то,когда станете народным артистом, скажете, что я не содействовала развитию вашего таланта. Так и быть, поставлю тройку.
       И они расстались довольные друг другом.

     История вторая: И КОМУ НУЖНА ЭТА ГРАМОТНОСТЬ?
 Ну никак Петьке не давалась грамотность. Особенно правописание О,Е после шипящих.  Писал, как слышал.Объясняла, разъясняла ему учительница, почему в слове "пошел" пишется "Е",а не "О", а он упорно писал "О". На продленке  Мария Григорьевна решила другим способом справиться с проблемой:
         - В общем так, напишешь 30 раз это слово правильно, и я отпущу тебя домой.
       Сел Петька слово переписывать, а Мария Григорьевна вышла в учительскую и там задержалась. Возвращается в класс, а Петьки там нет, лежит его тетрадка, а сверху записка:"Мария Григорьевна, я написал 30 раз слово "пошел" и пошол домой".
     Все правильно, результат не зависит от того,О или Е написано. И кому нужна эта грамотность, если и так все ясно и понятно?!
 
         История третья: ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ БЫ ЗАПЛАКАЛ !
     Небольшой провинциальный городок железнодорожников на  Донбассе.В сельской местности преподавание ведется на украинском языке, в городской - на русском. Изучаются и там, и там оба языка и литература. То есть владеют ими неплохо и там, и там, но  в общении в основном преобладает суржик ( смесь  русских и украинских слов).
     Итак, мы находимся с вами в городской школе на уроках украинского языка и литературы.Преподаватель.Матрена Семеновна, фанатично преданная  своей учебной дисциплине, женщина немолодая, властная, не выносящая пренебрежительного отношения к изучению ее предмета, благодаря чему ее ученики ,скажем так,  имеют довольно прочные знания по украинскому языку и литературе.Когда она тяжелой поступью и с холодны взглядом появлялась на пороге класса, все замирало в нем, даже отпетые лоботрясы цепенели и становились тише воды ниже травы, потому что ни скидок, ни поблажек от этой железной леди дождаться было невозможно, она усмиряла их одним взглядом.
     И вот в этом классе появляется ученик, приехавший из России и воспринимающий украинскую речь неадекватно. По всем предметам успевал, и неплохо, а вот  по украинскому языку и литературе -увы.
     Ему сложно было понять особенности произношения .Алфавит одинаковый, только в украинском добавлены три буквы : Ї,І и Є. А тут еще этот чертов апостроф! И произношение слов русских и украинских отличается. Если украинские слова как пишутся, так и произносятся,кроме слов с апострофом,то в русском слова с буквами О,Е в словах в безударной позиции произносятся как А. И, например, гОлОвА звучит, как гАлАВа. И это не единственный случай: Что - Што,коГо-каВо  и т.д.. Совсем запутался Петя! Если с упражнениями худо-бедно справлялся,то с диктантами был полный провал...
     Писал, как слышал, русскими буквами, и Матрена Семеновна страдала над его письменами. Это было невыносимо для нее. Двойки и единицы сыпались на парнишку как из рога изобилия, а когда он пытался устно отвечать, ее лицо искажало выражение скорби и страдания, и весь класс страдал тоже, но от с трудом сдерживаемого веселья.
      Уроки по творчеству Тараса Григорьевича Шевченко проходили обычно успешно, стихотворения учились легко, и когда было дано задание выучить наизусть отрывок из поэмы "Сон" и начался опрос, ребята отстрелялись без проблем. Но вот подошло время отвечать нашему Пете.
      Он вышел к доске, как к эшафоту, и начал читать отрывок наизусть. Видимо, ему помогали одноклассники репетировать, потому что он добрался-таки до последних строчек. Набрав воздух в легкие , он лихо оттарабанил последнюю и вздохнул с облегчением. Но в классе висела мертвая тишина. В транскрипции стихи должны были звучать так:" И у сэлах у вэсэлых и люды вэсэли." А так как украинские буквы и русские пишутся одинаково, но читаются иначе, у Пети это прозвучало так:"И у селах у виселих и люди висели".Это было кощунство! Все ждали казни.
     И вдруг раздался гомерический хохот. Хохотала Матрена Семеновна, видимо, нервы сдали.За ней грохнул весь класс.Хохот вырвался за пределы классной аудитории в коридор и достиг первого этажа, но никто уже не пытался его остановить ледяным взглядом. Потому что зазвонил спасительный звонок.

          История четвертая : ПРОПАЖА.
     Во 2-А классе произошла сенсация и трагедия  в одном лице. Потому что никогда ничего подобного там не случалось. А началось все с того, что Воробьев Ваня принес в класс шариковую ручку. Но этим, собственно говоря, удивить кого-то трудно, у всех они были в наличии.У кого-то даже две для запаса. Но ручка Вани была особенной, ему накануне на день рождения подарил ее дядя, приехавший из столичного города.Она была красивой, толстой, блестящей и четырехцветной. Такой не было ни у кого. У всех были тоненькие с синей пастой, а у учителя еще и с красной, а в этой сразу аж с четырьмя : с синей, черной, зеленой и красной.  Ваня всем продемонстрировал перед уроками цветность паст на чистом листе бумаги и даже дал кое-кому ручку подержать в руках.Начался урок, и он положил ее в ученический стол, чтоб на перемене  показать тем, кто этого не успел сделать. На первой перемене осмотр продолжался, а на второй всех повели в школьную столовую, а по возвращению оттуда Ваня обнаружил, что ручка пропала. Осмотрел все и в столе, и под столом, в в ранце , но пропажа не нашлась. К поискам подключился весь класс. Проверяли ранцы ,искали под столами и в столах.Безрезультатно! 
      Школьный звонок оповестил о начале урока. Ваня рыдал, ребята шумели. Ситуация грозила сорванным уроком.
      - Ладно,- сказала  учительница,- я знаю выход. Я сейчас позвоню в милицию, пусть пришлют сыщика со служебной собакой, она все и всех обнюхает и найдет и ручку, и того, кто ее взял.
      - А она нас не покусает? - робко спросил кто-то.
      - Нет, что вы, она умная и воспитанная... Вы минуту посидите, я  выйду и позвоню . Только вы не шумите.
       Вышла, постояла минуту за дверью и возвратилась.
       Ребята встретили ее радостным криком:
      - Нашлась! Нашлась! Коля ее нашел, она за батарею закатилась!
      - Вот видите, как хорошо! Сейчас я  позвоню в милицию, скажу, чтоб никого не присылали. Все нормально, нашлась пропажа. Подождите минуту...
       Снова вышла на минуту. Снова возвратилась и начала урок. Конечно, для себя она сделала выводы, но следствия не проводила. Коля и так был наказан предвкушением встречи с умной собакой. Но подобного в классе уже  не случалось никогда.