Секрет души человеческой

Виктор Тарасов 5
  Кто хоть раз приезжал в село Святогорье, видел слева от дороги добротные двухквартирные дома для  работников   совхоза,  построенные еще в советское время. Тогда за крайней  бывшей Барановской улицей хорошо виднелись построенные ударными темпами корпуса свиноводческих ферм.
    Сказать, что в те далекие годы не делалось каких-либо производственных ошибок,  будет не справедливо.  Например, животноводческий  комплекс, имевший десятитысячное поголовье свиней, как утверждали жители ближайших домов, возводился с явным  нарушением санитарных норм.  Не удивительно, что  «роза» ветров, долетавшая до ближайших   жилищ, приносила не аромат садовых  цветов, а  неприятный специфический запах свиноводства.   К тому же навозная жижа, которую не успевали вывозить зимой на поля,  густой лавой стекала  в ближайшее озеро,  погубив его. В том водоеме мы купались, ловили золотистых карасей и ротанов.  Теперь это топкое болото заросшее камышом и травой. Но если не задумываться над этими недостатками,  то жизнь людей была достаточно благоприятной и счастливой.   
Они работали, видели, как развивается  сельское хозяйство, улучшается их жизнь, получая за свои  успехи,  заслуженный почет и высокие  награды.   
    С тех пор на селе изменилось многое: однажды, будучи на вокзале районного центра, я разговорился с одним из пожилых пассажиров  бывшим работником животноводческой фермы. Вспоминая былое, я спросил его:   
  - Скажите, почему  не встречаются ныне на сельских дорогах трактора, вывозящие органику  на  поля? Ведь это же лучшее удобрение.
  - Не видели, потому что многих сельхозпредприятий уже нет, а те, что остались, сбрасывают их подальше за околицу, используя для подкормки урожая   промышленные удобрения.   Для вывоза навоза нужен дополнительный транспорт, который  нуждается в обслуживании и дорогостоящем топливе.  Промышленные удобрения же  доставят без проблем – только плати. Такой вот,  теперь современный бизнес…
    Действительно, не объяснимого сегодня  в агропромышленном комплексе  предостаточно.   Чтобы  не запутаться в этом с радостью вернусь в те добрые времена, когда по заданию руководства, бывал  в  не существующем ныне  совхозе.   Встречался   со знатными тружениками  ферм и полей, от души радовался зеленеющим зерновым, набиравшим силу кочанам капусты и розовеющей  на грядках моркови.  Потому что  в школьные каникулы, занимаясь общественно - полезным трудом, мы охотно помогали овощеводам,  высаживая и поливая на полях рассаду. Становились как бы участниками тех важных для страны дел. Тогда  мы имели не завезенную, а свою    качественную  экологически чистую и полезную для  дальневосточников сельхозпродукцию.      
    Помню, в годы перестройки какие-то предприниматели завезли, и  сбросили на краю поля у реки  мешки с удобрениями.  Последующие за этим дожди смыли их содержимое в воду, уничтожив  речных раков в р. Хонда. Поэтому нужно всегда  помнить, что за  умелыми хозяйственниками, ухоженными полями и  качественной продукцией стояли в те годы тысячи простых тружеников городов, сел и деревень.  Многие потомки которых, остались сегодня не удел.
    … Я смотрю на эти фотографии,  сделанные мною в разные годы, и вижу своих старых знакомых – награжденную орденом  Дружбы народов А. Лемещук,   кавалера ордена «Трудового Красного Знамени»   Надежду Трофимовну Чикачеву.  На другом снимке, вышедшая проводить меня до калитки,  Надежда Петровна Чикачева.  За достигнутые успехи в народном хозяйстве СССР ей, победителю многих трудовых пятилеток, была вручена Бронзовая медаль ВДНХ. В беседе со мной она вспоминала:    
     - Профессия животновода - нелегкий труд.   Ты же знаешь,   когда хотят выразить словами  состояние грязного  помещения, говорят,  как в свинарнике.  Это не правильно и обидно.     Сотрудницы нашей и других ферм всегда старались содержать свои рабочие места в надлежащем состоянии.  Не секрет, что для этого приходилось  зимой и летом  ходить  на ферме в резиновых сапогах,  до и после кормления животных мыть  холодной водой кормушки и клетки, таская за собой многометровые резиновые шланги.  Но зато   душа радовалась, когда видели на своем участке, упитанных и чистеньких хрюшек, - с чувством  поделилась своими воспоминаниями  Надежда Петровна Чикачева.
  … Вся  жизнь прошла в родном селе и у Надежды Трофимовны Чикачевой. Окончив школу,  устроилась птичницей, в тогда еще колхоз им. «Чапаева», а после его реорганизации перешла на свиноферму, там и проработала до ухода на заслуженный отдых.  Помню, как  мы с ней пытались поднять на ноги  отдыхающих тучных, тяжеловесных хавроний – попозировать  для «фотосессии».   Надо было наглядно показать результат труда   одной из лучших работниц  совхоза. 
  …К сожалению, многих  передовиков действующего когда-то    совхоза,  уже нет среди нас.  Ну, а те, которых можно  встретить  и сегодня в селе, не сидят сложа руки. Они активно занимаются домашним хозяйством, помогают воспитывать своих внуков и правнуков. 
    Так получилось, что  застать в первый раз Александру Александровну Лемещук мне не удалось - она  уехала по своим делам в районный центр. Постучавшись к ней на второй день,  думал увидеть обремененную временем старушку.  А  встретила меня  расторопная добродушная хозяйка.  Войдя в уютную квартиру, я  показал ей старую фотографию, сделанную  в  то время, когда еще молодые А. Лемещук и ее напарница Н. Зайцева привели меня на свое рабочее место.  Я много раз бывал в животноводческих комплексах,  поэтому хорошо знал  нелегкий труд  свинарок,   видел,  как заботливо кормили и ухаживали они за своими питомцами.  Наверное,  поэтому Александра Александровна, беседуя со мной, все больше  говорила  не о воспроизводстве поголовья и привесах, а о том внимании, которое уделяли тогда  сельскому хозяйству, местные и районные партийные руководители.  Для животноводов выделялись путевки в Дома отдыха и санатории, организовывались многодневные поездки в Москву на ВДНХ. Существовали  и  твердые социальные гарантии, а в праздничные дни приезжали из города с концертной программой популярные артисты.    И тут же рассмеявшись от души, Александра Александровна призналась как сама однажды, словно цирковая артистка, оседлала  огромного кабана:      
    - Вошла я, значит в клетку, а он тут как тут.   Встал у моих ног и не дает пройти. Тогда я возмутилась и села на него верхом. Он не обиделся, медленно довез меня до дальней стенки и остановился.  С тех пор животное  лишь только появлялась, встречало меня у калитки, чтобы   прокатить.  Видать в «другой жизни» лошадью был,- пошутила она.
    …Наша интересная, с приятными и смешными воспоминаниями, беседа подходила к завершению, когда А.А. Лемещук  вдруг что-то вспомнив, на минуту задумалась, а затем, заметно волнуясь и краснея,   прочитала мне свое написанное еще в молодости  стихотворение.
 
   
  Нынче всякий труд почетен,
  Выбирай любой, какой ни есть,
  Где человеку  воздается честь.
  После школы я в совхоз пошла,
  Вручную там  коров доила,
  Но после на свинарник перешла.
  За молоко и за высокие привесы
  Из  деревенских и таежных мест
  Всех лучших повезли
   На краевой крестьянский съезд.
  В торжественном огромном зале
  Со мной все проходило, как во сне!
  Мне орден Дружбы народов здесь вручили
  За  достигнутый в труде успех.
  И сам Алексей Клементьевич Черный
  Сказал спасибо мне  при всех.
    Все правильно.  Как сказал древнеримский философ: «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание».
Виктор Тарасов