Глава 072. Шмурак. Городские легенды

Валентин Великий
Алексей Шмурак
«Городские легенды»
Пьеса для голоса и виолончели в 4-х частях
Золтан Алмаши (виолончель)
Алексей Шмурак (вокал)

musikus: Вернувшись из деревни в город, добросовестно, как и обещал, послушал все выложенные у нас в Архиве произведения Алексея Шмурака, и не единожды.
Что бы я сказал как «реципиент»…
Ну, надо, прежде всего, констатировать, что талант автора виден невооруженным глазом. Но это там, где можно сравнивать. То есть это вещи, изложенные, в основном, традиционным языком. Поразительна, например, скрипичная соната, в особенности если учесть, что создал ее пятнадцатилетний автор! В этой музыке и ярко проявленная личность юного музыканта и нешуточное уже письмо. Это экзаменационные «Кануны», сделанные в духе позднего Скрябина. В них есть и выразительная фактура и образ тревожного ожидания… (И надо здесь понимать, что автор не рискнул выдвинуть на суд экзаменаторов что-то уж слишком радикальное). Это, например, «Дракон» (почему вот только «дракон»?), с его печальным образом «шагов на снегу» (но только не «Шагов под снегом»!). Это «Концертино», опять-таки, семнадцатилетнего всего-то автора.
Ну, а дальше начинается современный композитор Шмурак. Если у совсем юного Алеши еще прорывался его естественный человеческий облик, человеческое нутро, выраженное усвоенными к тому времени общедоступными средствами, то с возрастом стал стремительно формироваться амбициозный автор, основной задачей которого стал поиск…
Впрочем, тут надо приостановиться. Понимаю, что для Алексея Шмурака то, что скажу — «отстой», но ведь убедительного опровержения не найдено и вряд ли когда найдется. А сказать я хочу то, что искусство это, прежде всего, власть художественного образа, и если этого образа нет, то нечего и об искусстве говорить.
Так вот, с художественным образом в «позднейшей» музыке нашего героя напряженка. Да, есть некоторые вещи, которые (отвлекшись от автокомментариев композитора) более или менее образны и, в этом смысле, содержательны. Печальные медитации в «А не криком его», птичий гомон «В бездне дрозда» (привет Мессиану!), тоска «Голода»; эпизоды в «Квинтоле», напоминающие мне гиньольный мир пятого «Сарказма» Прокофьева; «Пена», являющая что-то вроде «Одиннадцатой сонаты» Скрябина…
Но в основном современный А. Шмурак — в поиске формы, а не содержания. И здесь, как мне кажется, ничего пока нового. Не буду перечислять всего, но трудно не заметить влияния. Тут мелькают и Веберн, и Хиндемит, и Лигети etc. Особенно безлики — вот главная беда — безлики! — опусы вроде «Сна дня». Таких «произведений» — тьма, достаточно послушать любительские поделки из американских электронно-акустических лабораторий. Особенно удручает «бешеный успех» «Котика», который в своем видеоварианте повторяет известный хэппининг Кейджа, в коем он ловко мечется вдоль длинного стола, хлопая крышками кастрюлек, а потом демонстративно спихивает всё это на пол. Особенно позабавило меня, что Алеша Шмурак, демонстрируя своего «котика», все время серьезно следил за «партитурой».
…Благодаря форуму, мы все убедились, что Алексей Шмурак — совершенно незаурядная личность, умница, интеллектуал, человек с ярко выраженным творческим началом. Так вот, его позднейшее творчество совершенно не соответствует размерам и качеству его личности. Одна надежда — на его все еще молодые годы. Молодость это, как известно, недостаток, который быстро проходит…

Andreewa: Дорогие друзья! У Алексея Шмурака сегодня день рождения.

Romy_Van_Geyten: Даже не знаю, что Вам в этот день пожелать, Леша. С творческими задачами Вы и сами справитесь, здоровья пока желать рано. А давайте я Вам цинично пожелаю много денег — больших, средних и малых, чтоб они не маячили у Вас впереди, мозоля глаза своей недостижимостью, а беззаботно болтались сзади, за плечами, в виде большого брезентового мешка с купюрами!

karapyzik: Алексею Шмураку

Играет в ноты он не глядя.
А пишет так, что просто ах!
Не только лишь семи он пядей.
Но и о трёх он головах!*

* Помимо настоящего имени адресат пользуется также двумя творческими псевдонимами