5. Дворец культуры

Тамара Белова
       Быстро время мчится, всё течёт и изменяется, а главное что Власть в городе переходит из одних рук в другие. Да, это же «перестройка»!!!  Рвут  страну на части, а начинается  она, может быть, вот здесь, у нас под носом.   
Каждый новый глава Администрации и дирекция градообразующая, свои порядки вводят. Ну, это, как говорится, «Паны дерутся, у крестьянина шкура рвётся». Дворец культуры, как футбол, перекатывали: то принадлежит городу, то передали в ГОК.  А здание – то ой, какое больное: потопы в любой дождичек - в подвал, сосульки с крыши до земли, а в здание, хоть совсем не заходи.
 
     Недолго просуществовал и комитет по делам молодёжи и спорту. Кто - куда, а меня сразу же пригласила директор ДК Любовь Владимировна Попова. Неделю я лазала по дворцу, принесла директору на стол «все огрехи и прорехи». Что делать? Пошли вместе к МЭР у с просьбой, чтобы обратили внимание и в план включили  ремонт хотя бы на новый год.
Подвал заливает любыми осадками, так как отмостки нет вокруг здания, только асфальтовое покрытие с «карманами» в сторону стен. В подвале щитовая, насосы и прочее главное оборудование.

     На чердаке увидела обрезанные вентиляционные шахты. Здание огромное, вентиляционная система сложная: из каждого большого помещения выходит отдельный стояк вентиляции. Это целая система вентиляционных коробов под потолками. Шахты на чердаке так и остались, да «дышат» они в металлическую крышу из профнастила.  Снега на Урале достаточно, выпал снежок и тут же согревается тёплой волной из вентиляционных коробов, что упираются в эту самую крышу. На крыше  образуется лёд, сосульки до земли. И ничего лучшего директор со своими помощниками придумать не могут, как посылать на крышу рабочих с ломиками и лопатами. Долбят лёд и крышу, как будто на дороге, промахнулся и пробил  металлическое покрытие. Вот тебе ещё и дырка!
 
     Как же это получилось так, кто такое умное решение принял?  Большая теплопроводность через перекрытие и много ещё других дефектов, которые  согревали чердачное помещение, то есть большие теплопотери, от которых  и согревается металл.

    Но моему удивлению не было предела, когда я узнала, кто принял такое решение, как обрезать вентиляционные стояки под крышу. Это же мои учителя: главный инженер ОКС (а) Алексей Львович Синцов и начальник технического отдела треста «Качканаррудстрой» Виктор Михайлович Зобнин. Пришлось мне с ними встретиться. Да, не очень – то приветливо они меня встречали в начале, но когда разобрались, прониклись уважением. Пересмотрели своё прежнее решение: они же вывели с чердака круглые отверстия в кирпичной кладке под самой крышей. Решили, что тепло, поступающее на чердак, должно уходить через это «амбразуры».

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.  Пригласили мы частную компанию, которую возглавлял мой бывший главный инженер ОКС на радиозаводе Сергей Леонтьев. Восстановили на крыше все шахты, но ещё немало воды утекло, пока здание «вылечили». Пока дворец принадлежал муниципалитету, латали дыры, как могли, но всё же отмостку вокруг здания выполнили. Сухо стало в подвале, и туда перевели даже некоторые службы. Вентиляционные шахты восстановили, да крыша-то оказалась вся дырявая, как старое платье.

       Время- то опять меняется, власть тоже. На  Качканарский ГОК  положили глаз москвичи.  Теперь это уже не Качканарский горно-обогатительный комбинат, а ЕВРАЗ. Даже была «маленькая войнушка» в городе при переделе власти за Качканарский горно-обогатительный комбинат. Дворец ЕВРАЗ присвоил себе в раз: надо где – то собрания и праздники устраивать. Охрану посадили – просто так не заходи, но  богатому предприятию стыдно сидеть в  таком здании: приложили все усилия и здание полностью отремонтировали. Стоит теперь обновлённый Дворец, с новой обшивкой стен, новой крышей и восстановленными вентиляционными шахтами. Сосулек не видно. Всё меняется: со временем делёж окончательно прекратился, вооружённых охранников сняли. Теперь опять на вахте сидит, как и было, дежурная вахтёр -  женщина. К слову, и мою должность перевели в ЕВРАЗ, да только на полставки, как я и работала в ДК. Пришлось написать заявление, так как работой нагрузили по полной.

                Как поменяли паркет на мрамор
      Дворец культуры был построен где-то в 1965-67 годах. Блистали мы с мужем на новогоднем вечере, кружились в вальсе по красивому паркету. Да, время неумолимо: муж умер, дворец состарился,  да очень уж быстро. Быстро крыша прохудилась, быстро блеск и шик с паркета облез. Паркет требует особого ухода, но ни как не мытьё, как обычные полы. Как за паркетом ухаживать, нужны специалисты, но где их в молодом городе найти, да и затраты больше. Паркет штучный, наборный стал потихоньку рассыпаться. Местами вообще уже были сплошные «плешины». Так как я работала во дворце, и было много разных кружков по интересам, разных творческих коллективов. Я же с юных лет, как подросла, научилась танцевать,  вот и мне захотелось продолжить своё любимое увлечение.
   
      Танцы, танцы!!! Это не шуточное дело, а своего рода гимнастика и здоровье. На оперативке озвучила свою просьбу. Любовь Владимировна сказала: «Пожалуйста, только преподавателя ищи сама». Написали красочную афишу на главном стенде. В общем, родился у меня танцевальный коллектив «Сударушка». Танцуем мы в холле второго этажа, где паркетные полы с плешинами. Произошёл несчастный случай как раз со мной     перед праздником 9 мая. В вальсе я запнулась о выбитый паркет и полетела к сцене, ухватилась за край сцены, да  упала на колено. Последствия были таковы, что я всё лето ходила на выкачку жидкости и с тугой повязкой на коленке.

       Директор давно била тревогу, обивала пороги у МЭР а, да ответ был один: «Нет средств». А тут выборы нового Президента Бориса Ельцина.
- Любовь, Владимировна, а что, если я ему напишу письмо о наших бедах? Он же наш земляк, много раз приезжал в Качканар, авось, вспомнит и проникнется заботой о городке в тайге.
- Пиши, только обо мне ни слова.
Я так и сделала. Чтобы вы думали? Вскоре мне пришло заказное письмо из Администрации Президента: «Ваше обращение направлено на рассмотрение в Область». Ждем дальше, что из области придёт «добро»: вот вам денежка. Вновь получаю заказное письмо из Администрации Области: «Ваше письмо направлено для рассмотрения в Администрацию города Качканар». Вот так круг замкнулся.
       Приглашает меня Любовь Владимировна и даёт мне выговор за ту «кашу», что я заварила. Оказывается, её уже «воспитывал» наш МЭР Сухомлин, но она ему ответила, что ничего не знает, что у неё работает инженер по надзору за зданиями, вот она без её ведома и решила самостоятельно действовать.
- Иди и объясняйся сама с МЭР ом.
Пришла я к нему, сидел, нахмурившись, исподлобья на меня поглядел. Но я не из робкого десятка. Всё ему об сказала, и про травму и про состояние дворца. Как – то же надо добиваться, пока дворец совсем не лишился полов, и не закрыли  бы его. 
     Расстались самым лучшим образом.  Пообещал, что на новый год обязательно будут включены в план города ремонт полов. Только спросил, в каком виде я бы хотела получить от него ответ? Я ответила, что верю на слово.
В новом году работа закипела: старые паркетные полы под музыку специалистов убирались и укладывали мрамор. 
 
                Документация
        Прежде, чем приступить к капитальным ремонтам, необходимо ознакомиться с проекторной документацией. Тут уж поистине был у меня шок: все альбомы находились в разных местах, к тому же одно рваньё. Альбом по электрической части, - у электрика в подвале на стеллаже вместе с разной атрибутикой. Сантехническая часть проекта - у сантехника среди «унитазов» и тросов. Архитектурно - строительная часть в складе, где хранится весь «шурум- бурум» завхоза.
    
      Кое- как собрала я все альбомы в кучу, но куда же их поместить? Выделили мне небольшой «кабинет», где  находилось в коробе мощное оборудование для управления сценой. Ремонтировать его пришлось мне самой вместе с подругой, с которой мы работали на радиозаводе. Вот в этом кабинете я задержалась надолго: в начале здесь «лечила» строительные альбомы, а потом уже,  будучи старостой, или как теперь модно называть, «президентом танцевального клуба «Сударушка» двадцать три годочка.

       Строители оставляют предприятию ту строительную документацию, которая постоянно находилась в работе под руками специалистов. Это уже изрядно потрёпанные рабочие чертежи, но без них невозможно разобраться при ремонтах. Так мне пришлось выпрямлять каждый лист, смоченной слегка марлей. Закупили рулон марли и ведро клея ПВА. Лист за листом я выпрямляла, разглаживала, наклеивала каждый лист на марлю. Альбомам сделала обложки из бумвинила, который я приобрела, уходя с радиозавода для переплёта своих книг. Когда пришли в кабинет директора проектировщики и строители, то были удивлены состоянием строительной документации. Не помню, как и чем меня Любовь Владимировна отблагодарила, но это было.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.