Жизнь удалась

Сергей Михалев
     Летом мне стукнуло семьдесят. Мягко говоря, не юноша. Но что есть то есть. Убавить все равно не удастся, даже если бы и сильно захотел. Ну, а прибавляются они (годы) без всякого на то желания - самостоятельно прибавляются. И тут уж ничего не поделаешь. Принимай, как есть. Но сдается мне, не все хотят принимать. Едва ли не каждый день кто-нибудь из друзей или однокашников присылает видео с советскими песнями и с черно-белыми фотоснимками довольно плохого качества. И в очередной раз я смотрю на девочек, прыгающих через резинку, панцирную сетку в роли батута, кусок белого хлеба, посыпанный сахаром. А вот и стройные девочки в коротких юбочках, одна из которых (девушек, не юбочек) очень похожа на мою жену в пятнадцатилетнем возрасте. Или патлатые ребята с гитарой на фоне продовольственного магазина с надписью «Продмаг». О, еще автомат с газировкой за три копейки и граненными стаканами. Еще какие-нибудь надписи типа «Мы из СССР» или «Сделано в СССР». По замыслу автора, все смотрящие должны ностальгировать по прошлой сладкой жизни.
Я жутко не люблю, когда начинают охаивать Советский Союз и Советскую власть. Особенно этим наши священники грешат. И отчасти правы, поскольку пострадали от «народной» власти больше других. Хотя, если разобраться, ничего удивительного в этом нет. Практически все священство активно выступало против новой власти. Удивительно ли, что власть реагировала жестко. Та власть на все реагировала жестко. При этом сделала немало для страны и для народа. Приняла страну с сохой, а сдала как космическую державу с ядерной бомбой. И все же я не особо скучаю по автомату с газированной водой и хлебом, посыпанным сахаром.
        - Папа, смотри, а я помню такую сетку, - показывает мне младшая дочь фото металлической кровати.
        - Откуда? - Удивляюсь я. - Вроде при твоем рождении у нас уже не было таких кроватей. Подумав,  я вспоминаю, что и вообще такие кровати были у нас только в детстве в шестидесятые годы. Позднее были уже так называемые деревянные кровати.
        - Даже не знаю, где я могла видеть такую кровать.
Вот и я о том же. Со времен панцирных сеток прошло даже не двадцать-тридцать лет, а все пятьдесят-шестьдесят, а соотечественники никак их забыть не могут. Кстати, многие как купили себе кнопочные телефоны размером в полтора спичечных коробка, так с ними и ходят двадцать лет. Ну что тут поделаешь.
        - Я, доча, не очень люблю ностальгировать по прошлому,  - помолчав, продолжаю я разговор. - По мне так эти  воспоминания - будто тормоз в будущее. Мол, вот как раньше все было хорошо, начиная с черно-белых фотографий, а теперь все иначе. Да иначе, но разве хуже, если вместо воды по три копейки можно выпить хоть сок, хоть «Байкал», хоть «Колу». Или взять автомобиль для сравнения. Раньше сколько с ним было хлопот. То ремень гэрээм порвался, то мотор не заводится. А теперь? Я даже смотровую яму в гараже лет десять назад засыпал за ненадобностью. Техцентров пруд пруди. 
        - Ты, папа, по себе судишь. У тебя все необходимое есть,  можно сказать, жизнь удалась. Но так получилось далеко не у всех, и они прежнюю жизнь вспоминают как благо.
Понимаю, что дочь права. Понимаю, что мне грех жаловаться, и тем не менее не хочу с ней полностью согласиться. Мне кажется, постоянное возвращение в прошлое мешает видеть настоящее. Ну, не из одной ведь колбасы и газировки  состоит наша жизнь. Выхожу я, к примеру,  в «огород» собирать листву, красота. «Унылая пора, очей очарованье...» А вот сижу на берегу реки с удочкой. Или в лесу грибы собираю. На это ни денег, ни дорогого автомобиля не надо. Это доступно каждому. В Москве пенсионерам, как известно, можно бесплатно на автобусе до леса или до парка доехать. Ну и радуйтесь жизни. Чего жить прошлым? Во всяком случае, оно не должно закрывать от нас настоящее. И будущее.
У меня все еще звучат слова дочери «жизнь удалась». Мне приятно, что она так думает. Но память уносит в те годы, когда я работал на трех работах, чтобы снять жилье и прокормить жену и дочь. Вспоминаю шабашки в Курганской области, после которых не мог удержать иголку - руки немели после носилок с бетоном. Вспоминаю, как  мы с женой и дочкой в первый раз поехали к Черному морю! Это был мой первый отпуск за пятнадцать лет работы. Мне тогда не верилось, что можно никуда не торопиться а лежать на гладких камнях и просто смотреть в небо или любоваться радостными лицами дочери и жены.
А потом снова была работа, потеря работы, поиски новой работы при новой власти. Вся страна жила ожиданием новой свободной жизни, а вместе со свободой пришли пустые полки. Или это было раньше? Да какое теперь это имеет значение. Прошло и прошло. Жизнь продолжается. После семидесяти лет. И думаю, ты права, дочь. Жизнь удалась. 
14.11.2023 г.