Victoria Novikov
Святочные гадания совершают с Рождественского сочельника по Крещение. По старому стилю, естественно. Это самое благоприятное время , потому что всякая нечисть особенно сильна. Нам это прекрасно известно благодаря «Вечерам на хуторе близ Диканьки».
У тех , кто желает гадать, до Сочельника как раз осталось пару дней обзавестись реквизитом.;
Картина «Гадающая Светлана» была написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году. За год до этого Брюллов вернулся в Москву из Италии.
После написания полотна «Последний день Помпеи» Брюллов стал одним из самых знаменитых художников в мире.
Евгений Баратынский написал о значении картины Карла Павловича для русского искусства:
«Принёс он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи"
Для русской кисти первый день…»
Когда Карл Брюллов вернулся в Россию, то получил множество заказов. Он написал интереснейшие картины, портреты известных людей, работал над росписью Исакиевского собора.Но ему хотелось создать что-то абсолютно новое и очень русское.
Мотив гадания – один из самых необычных в европейской живописи. Это было не принято. Это шло вразрез с традициями классической живописи. А Брюллов испытывал интерес ко всему таинственному, загадочному, не поддающемуся рациональному и научному объяснению.
Святочное гадание на суженого он изобразил , как пугающее, но тем не менее манящее общение с потусторонним миром.
Сюжет картины был навеян балладой Василия Жуковского «Светлана».
…Подпершися локотком
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Гадание с зеркалами, чем занимаются и Светлана Брюллова, и Светлана из баллады Жуковского, считалось самым опасным, но в то же время самым верным делом.
В предисловии ( в старинной книге гаданий) предупреждают , что «истерическим и ипохондрикам испуг от виденного может потрясти их организацию».
Гадать надо так: два зеркала размещают друг напротив друга и освещают двумя свечами. Лучше всего , если одно из зеркал настенное и тогда в нем как бы «открывается коридор».
Очень важно соблюдать все правила :«гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме одной или двух скромных особ, интересующихся одинаково с особой гадающей или для повадности. Со стороны этих последних, однако же, требуется не глядеть в зеркало, не подходить к гадающей и не разговаривать».
Потенциальный жених должен появиться в конце зеркального коридора.«Гадающих особ» предупреждали, что ждать, возможно, придется очень долго . И что увидеть можно не только потенциального жениха , а картины прошлого и даже будущего . И не всегда приятные!
Вот таким гаданием и занимается Светлана . Вероятно, второе зеркало находится у нее за спиной. А может быть она гадает и с одним зеркалом. Это тоже практиковалось. Я так думаю , что если очень долго всматриваться в зеркало в полумраке, то можно и жениха увидеть, и кота Бегемота, и даже его хозяина.
Первый момент, который выдает , что Карл Брюллов на женихов не гадал ( и на невест тоже ;),– это шнурок с крестом на шее Светланы. Перед гаданием крест надо было снять.
Волосы должны быть распущены , а не заплетены в косу, как на картине.
И свечи должны быть по обе стороны зеркала, чтоб образовать «коридор».
Три ляпа ! И ничего. И шедевр. А мы в фильме «Троя» один единственный самолёт увидели и ахаем и охаем. ;
Но вернёмся к картине.
Девушка с наивным личиком ( типаж Людочки из «Покровских ворот») выглядит испуганной. Это она ещё «Королевство кривых зеркал» не видела! Фильм «Королевство кривых зеркал» произвел на меня очень сильное впечатление .
( Кстати , и фильм Александра Роу , и книга Виталия Губарева , если вы помните , полны политической сатиры . Просто в детстве мы на это внимания не обращали . И , к счастью, не только мы.)
Фильм вышел на экраны за пару лет до моего рождения, так что я , наверное, года в два его увидела. И очень испугалась , что можно туда попасть , а обратно не вернуться. И боялась даже смотреть на себя в зеркало. Во всяком случае так гласит семейная легенда! ;
Но героине картины так хочется узнать будущее, что она , превозмогая страх, остаётся у зеркала и всматривается в него . А красно-коричневая цветовая гамма и полумрак создают ещё большее ощущение таинственности.
Жалко , что в зеркале ничего не появилось . Силуэт жениха или какие-то страсти-мордасти. Но , правда, тогда исчезла бы загадка и не было бы возможности придумать продолжение самим.
©Victoria Novikov
#victorianovikovstories