Галеб, Иосип Броз Тито и Движение неприсоединения

Александр Митрофанов 2
В 1937-1940 годах на итальянских верфях для государственной банановой монополии Regia Azienda Monopolio Banane были построены четыре однотипных рефрижератора-банановоза “Ramb I” - “Ramb IV”. Суда предназначались для доставки бананов из портов Итальянской Восточной Африки в метрополию и различных грузов в обратном направлении.
Банановозы имели водоизмещение около 5 750 тонн, два двухтактных главных двигателя фирмы Фиат суммарной мощностью 7 200 л.с. обеспечивали скорость 18,5 узла, хотя она могла быть значительно превышена (в некоторых источниках дается даже 22 узла).
Для перевозки грузов служили пять трюмов, обслуживавшихся пятнадцатью грузовыми стрелами грузоподъемностью от 1,5 до 30 тонн. «Рамбы» могли также принять на борт 12 пассажиров, для размещения которых служили комфортабельные каюты с системой кондиционирования воздуха, отдельные от экипажа прогулочная палуба, столовая и две веранды для курящих.
В случае войны банановозы планировалось переоборудовать во вспомогательные крейсера, вооруженные четырьмя 120-миллиметровыми орудиями и восемью 13,2-мм зенитными пулеметами. Необходимые для этого вооружение, боеприпасы и прочее оборудование хранились на складах в Массауа и Неаполе (для двух судов в каждом порту).
В момент начала военных действий “Ramb I”, “Ramb II” и “Ramb IV” находились в Красном, а “Ramb III” - в Средиземном море. За исключением “Ramb IV”, они были переоборудованы во вспомогательные крейсера. А “Ramb IV” стал госпитальным судном под новым названием “Aquileia”.
Долгая и полная событий жизнь досталась на долю “Ramb III”. После начала военных действий он был реквизирован ВМФ и стал вспомогательным крейсером, эскортируя конвои на Средиземном море. Кроме того, судно использовалось и по своему первоначальному назначению, перевозя продовольствие для итальянских войск из Италии в Ливию.
12 ноября 1940 года “Ramb III” под командованием капитана 2 ранга Франческо де Анджелиса принял участие в Сражении в проливе Отранто. Вспомогательный крейсер входил с состав конвоя из четырех торговых судов и старого миноносца, следовавшего из Валоны (Албания) в итальянский порт Бриндизи.
Ночью конвой столкнулся с британским соединением в составе трех крейсеров и двух эсминцев. Ночной бой длился всего лишь 23 минуты, были потоплены все транспорты, тяжелые повреждения получил миноносец. Английские радары продемонстрировали свою эффективность. “Ramb III”, произведя по кораблям противника 19 залпов из 120-мм орудий, смог оторваться от врага без повреждений.
Но 10 мая 1941 года кораблю не повезло - прибывший в ливийский порт Бенгази с грузом мяса “Ramb III” был торпедирован английской подводной лодкой, его носовая часть была сильно повреждена. Следуя кормой вперед, корабль добрался до Сицилии, а затем его отбуксировали на ремонт в Триест.
9 сентября 1943 года судно было захвачено немецкими войсками. Переименованное в “Kiebitz”, использовалось в качестве минного заградителя, выставившего на Адриатике около 5000 мин. В ноябре британская авиация потопила минзаг в порту Риека.
Свою новую жизнь многострадальное судно начало в социалистической Югославии. В 1948 году его подняли с 22-метровой глубины и в 1952 году после ремонта и модернизации на судоверфи в Пуле под названием “Galeb” («Чайка») стал учебным кораблем югославского ВМФ.
Надстройка была удлинена, для сохранения мореходных качеств (остойчивости и т.д.) была добавлена балластная цистерна на 400 тонн. Для кадетов и преподавателей оборудовали новые каюты, кубрики, аудитории, столовые, клуб, лазарет, парикмахерскую, мастерскую по ремонту обуви.
«Галеб» приглянулся посетившем его маршалу Иосипу Броз Тито, занимавшему в то время кроме постов Президента Федеративной народной республики Югославии (ФНРЮ, 7 апреля 1963 года переименована в Социалистическую Федеративную Республику Югославию) и Генерального секретаря ЦК Союза коммунистов Югославии, также должности Председателя Союзного исполнительного вече и Министра народной обороны. На 27 лет, до самой смерти Тито в 1980 году, «Галеб» стал также президентской яхтой. Для маршала, его супруги Йованки и их гостей на корабле были оборудованы фешенебельные апартаменты отделанные мрамором.
На борту «Галеба» Тито провел в общей сложности 318 дней, за это время корабль прошел 86 062 мили, совершил 49 походов и посетил много стран. На его борту побывали важные государственные деятели 102 стран, в том числе Никита Хрущев, Гамаль Абдель Насер, Индира Ганди, Сукарно, Муаммар Каддафи.
Интересно отметить, что «Галеб» был вооружен артиллерией и пулеметами, а позднее и ПЗРК «Стрела-2М», на переходах для охраны его сопровождал эсминец («Пула», «Котор», «Сплит» или «Триглав»). Хотя открытое вооруженное нападение на президентский корабль было весьма маловероятным, на нем неоднократно вводилось состояние боеготовности. Это было вызвано напряженными отношениями между Югославией и Францией во время войны в Алжире, когда ФНРЮ c 1957 года оказывала поддержку Фронту национального освобождения Алжира, включая тайные поставки оружия.
В ответ на это корабли ВМС Франции приступили к испектированию югославских торговых судов на Средиземном море в поисках оружия для алжирских повстанцев. Так, 7 августа 1957 года французские корабли у побережья Алжира обстреляли и принудили к остановке и досмотру югославское судно “Srbija”, на борту которого обнаружили 70 тонн оружия. Наибольший «улов» французов составил 148 тонн военных грузов на борту теплохода “Slovenija” (18 января 1958 г.).
Кроме корабля охранения в дальних рейсах «Галеба» с Тито на борту сопровождало грузовое судно обеспечения “Lov;en”. Кроме топлива (его главными потребителями были эсминцы эскорта, обладавшие малой дальностью плавания), пресной воды и продовольствия на его борту перевозились шикарный маршальский Кадиллак с кондиционером и ... подарки от глав посещаемых государств (гиппопотамы, слоны, шимпанзе, рентгеновский аппарат, автомобили и т.д. и т.п.).
Свой первый зарубежный визит Тито (это был и первый визит главы соцстраны на Запад) на борту «Галеба» предпринял в Великобританию в 1953 году после разрыва с соцстранами и мировым коммунистическим движением в 1948 году. Его почетным гостем был Уинстон Черчилль.
В конце 1954-начале 1955 годов был предпринят первый вояж «Галеба» и Тито в страны Третьего мира, ставший действительно историческим. Посещение Индии и Бирмы открыли глаза и мысли Президента Югославии в сторону нового для него мира, а народы этих стран поближе познакомились с далекой и малознакомой Югославией.
Многие критиковали предпринятый вояж как слишком затратный, длительный и опасный, на что Тито ответил следующее: «борьба за мир и утверждение социализма не могут быть затратными». Не зря «Галеб» получил прозвище «Голубь мира», а Тито стали именовать «Гражданином Мира».
Этот и последующие визиты главы Югославии в страны Азии и Африки кроме политических преследовали и чисто прагматические цели. Они открыли их рынки югославскому экспорту, в первую очередь изделиям машиностроения и вооружению, фирмы ФНРЮ получали контракты на строительство промышленных предприятий, гидротехнических сооружений, больниц и т.д.
Наиболее продолжительными стали два рейса «Галеба». С 23 декабря 1958 до 1 января 1959 года Тито посетил семь стран: Цейлон, Индию, Бирму, Эфиопию, Объединенную Арабскую Республику, Судан и Индонезию. А 14 февраля - 27 апреля 1961 года «Галеб» в сопровождении соединения боевых кораблей под командованием вице-адмирала Любо Трута посетиk восемь африканских стран.
После разрыва со странами социализма в 1948 году Югославия и ее Коммунистическая партия (с ноября 1952 года - Союз коммунистов Югославии - СКЮ) оказались в изоляции. Против сторонников СССР в КПЮ-СКЮ и среди беспартийных в 1948–1956 годах прокатилась волна жесточайших репрессий. Из 285 147 членов КПЮ, которые она имела в начале 1948 года, было исключено 218 379 человек, громадное большинство которых вынесло на своих плечах всю тяжесть борьбы против оккупантов и за социализм. Они были репрессированы и вместе с несколькими сотнями тысяч беспартийных прошли жернова жутких концлагерей – «Голого отока», «Святого Гргура», «Билеча», «Мермера», «Забела», «Углян», «Градишка», «Рамского Рита», «Главнячи».
Тяжелое экономическое положение, вызванное послевоенной разрухой и разрывом связей с СССР и другими соцстранами, а также опасения военного вторжения с востока вынудили правительство ФНРЮ обратиться за экономической и военной помощью к странам Запада, в первую помощь к США. Однако, американская военная помощь ограничилась поставками в 1951-1952 гг. вооружения, включая танки и самолеты, на сумму 60 млн долларов. Какие-либо военные союзы с ними югославские коммунисты категорически отвергали, опасаясь обвинений в сотрудничестве с западными империалистами.
Однако, в 1955 году ФНРЮ заключила с проамериканскими антикоммунистическими режимами Греции и Турции Балканский пакт, который предполагал, что нападение на одну из этих стран будет рассматриваться как нападение на все три страны. После смерти Сталина и последовавшее вскоре потепление советского-югославских отношений, увенчанного в 1955 году совместными визитами Тито и Хрущева, Балканский пакт тихо умер.
Тем не менее, титовская Югославия продолжала лавировать между странами НАТО и Варшавского договора. Тито и возглавляемый им СКЮ также искали и свой третий путь, как во внутренней (самоуправленческий рыночно-плановый социализм), так и во внешней (внеблоковое Движение неприсоединения) политике.
Вояжи «Галеба» с Тито на борту в страны Третьего мира и переговоры с их главами служили идее-фикс маршала - созданию в противовес военным блокам движения нейтральных стран, продвигающего идеи мирного сосуществования и содействия взаимному экономическому развитию.
Движение неприсоединения было официально оформлено на Белградской конференции в сентябре 1961 года. Его членами стали 25 стран, еще три имели статус наблюдателей, а первым председателем избрали Иосипа Броз Тито (1961-1964 гг.). В настоящее время членами Движения являются 120 стран, еще 19 стран, включая Россию, 9 международных и 2 национально-освободительных организации имеют статус наблюдателей.
Умер Иосип Броз Тито 4 мая 1980 года. На его похоронах присутствовали 209 делегаций из 127 стран. Среди них: 31 президент, 4 короля, 5 наследных принцев, 6 вице президентов, 7 председателей парламентов, 22 премьер министра и 13 вице премьеров, 47 министров иностранных дел. Прибыли также делегации 22 коммунистических и 36 социалистических партий, 15 национально освободительных движений. В самый разгар холодной войны Тито хоронил весь мир.
После смерти маршала Тито и до развала Югославии «Галеб» продолжал выполнять функции учебного корабля ВМФ СФРЮ. Затем корабль, формально находившийся в собственности Черногории, оказался практически заброшенным, потихоньку ржавел и разграблялся.
В 2001 году «Галеб»  приобрел греческий судовладелец, а в 2009 за 150 000 долларов купил город Риека, а хорватские власти объявили его объектом национального наследия.
К концу 2022 года, по данным СМИ, должны были закончится ремонт и реставрация корабля и он будет служить как музеем, так и коммерческим объектом (бары, рестораны и т.п.).