с Новым гАдом!

Ася Котляр
Дорогие мои друзья!
С Новым годом!
Кого-то поздравляла с наступающим годом и написала так: «С новым гадом». Тут же прилетел ответ: «Ты что-то знаешь?»
Я пишу: «Ты о чём?», а мне ответ: «А ты о ком?»
Потом я перечитала поздравление и подумала, что, видимо, устала за эти дни…
Два дня готовили, готовились, настроения особого не было, да и совесть замучила: где-то люди в подвалах и бомбоубежищах сидят, а у нас шампанское на столе, семья в сборе, подарки…
Правда, все наши разошлись к 11 вечера, и к 12-ти стол был чистым и собранным. Шампанское открывать не стали - почему-то не хотели. Вышли во двор в 24.00, посмотреть на фейерверки: кто-то запускал в нашем районе и в городе.
И я каждый раз, глядя на разноцветные блики, ловлю себя на мысли: сколько денег уходит на эту фигню, пугающую стариков и животных!
И тут же отмечаю, что становлюсь похожей на злую бабку, которая сидит, закутавшись в пуховый платок, и ворчит, что в Африке дети не доедают…

Понимаю, что нужны праздники и что людям настолько тяжко переносить все тяготы этого времени, когда катаклизмы сменяются обстрелами, но я и на минуту не могу себе представить, что переживают люди, которые сели за новогодний стол, а в 24.02 вынуждены бежать в бомбоубежище и спасать свои жизни…
Именно поэтому, не будет фотографий ни стола, ни блюд, ни семьи. Хотя всё это у нас было. Но иногда это должно быть скрыто за высокими стенами, как показала практика некой недавней вечеринки. В нашей семье не было ничего голого: это вопрос культуры, присутствия внуков и лишнего веса!; Хотя, не скрою, я абсолютно искренне любовалась выложенными чудесными новогодними фотографиями друзей и знакомых, дай им Бог счастья и здоровья!

Два дня сижу в кресле и смотрю старые фильмы. Фильмы из моего детства. И никто никогда не заставит меня отказаться от «Небесных ласточек», «Театра» и «Иронии судьбы», «Ликвидация» или «Собачье сердце»... Я отделяю искусство и культуру от политики. Мне написали, что у русских никогда никакой культуры не было. Неправда. Возможно, я сто раз не права, но при всей моей нелюбви к Эрдогану и тому, что творит этот «старый гад», я влюблена в фильм «Великолепный век»!
Или, скажем, Омар Хайям с его удивительной мудростью. Как можно отказаться от того, что давно вышло за рамки одной народности, а стало мировым шедевром:
«Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим»
Или, это:
«Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем»…

Да, в Израиле существует неофициальный запрет на Рихарда Вагнера, и на это есть субъективные и объективные причины, но он был гением, хоть и злым…

Всё переплелось сейчас, потому что идут войны. Но если следовать этой логике, нужно отказаться от Торы, Корана, Библии, обвинив Бога в том, что сейчас происходит в мире.

Возможно вы скажете, что сейчас не время рассуждать о культуре и искусстве, но я думаю, что если что и способно остановить войны, так это именно культура. Политики не в силах, экономисты завязаны по самое не могу, спорт тоже стал предметом торга, так что остаётся? Я знаю одно: мы играли свой спектакль на русском языке в литовской глубинке, и зал стоял, а люди плакали. Потому что тронуло, зацепило, а это значит, что есть что-то большее, чем язык и государственные границы.

Ещё пример: почему произошло то, что произошло в Израиле 7 октября? Если бы те деньги, которые давали Газе, шли на строителство больниц, школ и театров, а не на подземелья, возможно, ничего этого не было бы. Культура и образование - вот куда нужно вкладывать деньги, но проще - в оружие. Потому что от культуры прибыль у единиц, а от войн у  олигархов и целых корпораций.
Я - идеалистка, понимаю. И верю в сказку. И буду верить, уж простите. Кто-то и Бога считает сказкой - их право. Но истинная вера в Бога (я не имею в виду религию) никогда не пошлёт человека убивать. Она созидательна, в то время, как псевдо вера  - тот ещё разрушитель.

Вот такие мои мысли сегодня, 2 января, 2024 года. Писать год пока непривычно, но к текучке лет быстро привыкаешь. А у нас «така текучка, така текучка!»

Хочу написать: «Пусть на душе будет радостно», но рука не поднимается…;
Пусть на душе будет тепло и светло от добрых новостей, от общения с теми, кто дорог сердцу!
Пусть этот год не будет годом «войны», а станет годом «СЕМЬИ», годом «КНИГИ», годом «СЧАСТЬЯ»…

Напишите, мои хорошие, годом чего, по-вашему, должен стать этот 2024 год? И пусть Всевышний услышит это!
Люблю вас!

P.S. Идёт фильм «Девушка с гитарой». А там - международный фестиваль… И я понимаю, что это уже стало сказкой… А ведь было же…