Языческое христианство Руси 1

Александр Захваткин
В 866 г. Болгарское царство принимает христианство как государственную религию после крещения князя Бориса и его окружения в сентябре 865 г.
Вместе с болгарами, с просьбой о крещении, в Константинополь обращаются и руссы. В хронографе Кедрина (XI в.) об этом говориться так:
«Пришло от руссов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками божественного крещения, что и было сделано.»

Василий Татищев в своей «История российская» отмечает:
«Оскольд… кресчён и видно, что Иоаким кресчение описал, но оное утрачено, … и для того блаженным именовал»

Константин Порфирогенет (Багрянородный, 905 – 959) уточняет, что накануне киевского крещения русское посольство посетило Константинополь и общалось с архиепископом по вопросу византийской веры:
«… пригласили Архипастыря и спросили его, чему он намерен учить их. Епископ разверз Евангелие и стал благовествовать пред ними о Спасителе и Его чудесах, упоминая вместе о многоразличных знамениях, совершенных Богом в Ветхом Завете. Руссы, слушая благовестника, сказали ему:
«Если и мы не увидим чего-либо подобного, особенно подобного тому, что, по словам твоим, случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить». /1/
Не поколебался служитель Божий, но... смело отвечал язычникам:
«Хотя и не должно искушать Господа, однако, если вы искренно решились обратиться к Нему, просите, чего желаете, и Он все исполнит по вашей вере, как мы ни ничтожны пред Его величием».
Они просили, чтобы повергнута была в огонь, нарочито разведенный, самая книга Евангелия, давая обет непременно обратиться к христианскому Богу, если она останется в огне невредимою. Тогда епископ, возведши очи и руки свои горе, воззвал велегласно:
«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Прослави и ныне святое имя Твое пред очию сего народа», – и вверг священную книгу Завета в пылающий костер.
Прошло несколько часов, огонь потребил весь материал, и на пепелище оказалось Евангелие, совершенно целое и неповрежденное; сохранились даже ленты, которыми оно было застегнуто. Видя это, варвары, пораженные величием чуда, немедленно начали креститься.»

Об этом крещении вспоминал в своём «Окружном послание» патриарх Фотий в 867 г.:
«… Многие многократно прославленные (пресловутые) и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые Руссы... в настоящее время… променяли эллинское (языческое) и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго пред тем. И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью…» /2/

В «Велесовой книге» об этом сказано так:
«Этот Аскольд приносит жертвы чужим богам, а не нашим. И греки хотят окрестить нас, чтобы мы забыли богов наших, и так обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям, стекающемся в Скифию.
Не позволяйте волкам похищать агнцев, которые суть дети Солнца!
Отцы наши идут по высохшей земле. И так сегодня не имеем мы края этого и земли нашей.
 И крещена Русь сегодня.» /3/

В 876 г. руссы обратились к императору Василию Македонцу (811 – 886) с просьбой прислать византийских священников для принятия крещения Рюриком и его ближайшего окружения. Патриарх Игнатий (797 – 877) благословил своих посланников на приобщение руссов к христианству. /4/

Таким образом, за сто лет до Владимира, княжеская верхушка уже активно пыталась сменить исконную веру славян на языческое христианство. И хотя Аскольд и Рюрик, и их ближайшее окружение, крестились, Олег воевода Рюрика, крещение не принял, и, очевидно, поощрял гонения христиан на Руси. Христианские погромы были обычным делом вплоть до владимирского крещения.
Сегодня у нас нет сведений о христианских погромах в Новгороде накануне владимирского крещения, но зато есть достоверное свидетельство об этом в Киеве. Вот как об этом пишет ПВЛ:
«Пошел Владимир против ятвягов, …, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили.»

А всего спустя пять лет владимирские опричники разрушили киевский Радогощ, и глумясь сбросили изваяние Перуна в Днепр. Начались «тёмные века» христианского ига, в котором мы живём и по сей день.


Примечания.

/1/ Впервые эту легенду, до этого существовавшей и изустной традиции, сообщил Иаков Серугский (Серуг, 451 - 521),

/2/ Большинство исследователей сходятся во мнении, что это крещение состоялось в Киеве в 866 г.

/3/ В перечне византийских епархий Устава Льва Философа (ок. 900 г.) русская епархия помещена 61-й по счету, с примечанием что крещение Руси было предпринято патриархом Фотием (820 – 896).

/4/ Ксантенские анналы в записи 873 года называют Рёрика (Рюрика) «jel Christianitatis» - «желчью Христианского мира» и «тираном». Возможно именно поэтому он обратился за крещением не в Рим, а в Константинополь.