Дети Аладдина

Анатолий Федосов
                … где-то Джин залезает обратно в лампу,

                потому что устал от
                одних и тех же дурацких  просьб.

                Серафима Ананасова
                «как бы то ни было, завтрашний день настанет»
                https://stihi.ru/2023/12/29/7176



Каждое время, в каждом месте, рождает своих
«Детей лейтенанта Шмидта» - я позволил себе ввести ещё одно понятие в этом отношении – ибо все новые дети уже не укладываются в эту схему, т.к. она стала слишком тесна для новых времен, которые рождают, в принципе, совсем иных детей. Читатель вправе задать резонный вопрос: «Отчего же тогда для «нового», использовать более старый образ – образ Аладдина? Оттого, что жизнь настолько идет по кругу, повторяясь, не столько на более высоком витке спирали развития человечества, сколь – на более низком витке, такое случается – и оно случилось. Самое кощунственное то, что произошло как-бы, раздвоение этого процесса – развитие науки и техники пошло вверх, а развитие самого человека – вернее,  упадок и разрушение его базовых принципов и устоев – вниз, Причины? Их много – и в каждом случае, свои причины: оторванность от природы, скученность людей в городах, на фоне ослабления семейных традиций и отношений……… и пр.
Человечество, становясь все более избалованным и подчиненным экономическим, национальным и государственным расслоениям, тем не менее, продолжает все более ускорять свое движение по этим тупиковым направлениям, подчиняясь моде, навязываем чуждым идеям и прихотям человеческого естества. В качестве примера могу привести лишь один из сотен, совсем свеженьких примеров: «дети Алисы». Казалось бы, прихоть и пустяк – мы же так приветствовали изобретение пультов, позволявшим нам не вставать с дивана, смотря телевизор. Теперь мы можем управлять почти всей домашней электроникой и техникой – голосом! Это движение по ступеням цивилизации «вверх» или «вниз»? Это вопрос вопросов – и он бы не был ничуть плохим, когда бы мы использовали это, и не только это, лишь ПОЛЕЗНО, во всех отношениях. Почему я применил сленг «детей лейтенанта…» по отношению к «детям Аладдина»?
А давайте разберемся в проблеме более пристально – может всё это и не столь глупо и дурашливо?!

Вы, уважаемый читатель, помните этот прекрасный возраст - 15 лет – возраст Аладдина? Я, его отлично помню! Именно в этом возрасте подросток врывается в стадию ПОИСКА. В нем, ему  так хочется всего нового, неизвестного – а кругом столько  примеров и возможностей. А эти скучные уроки, домашние задания, когда жизнь вокруг «кипит, переливается», и всего хочется достигнуть, почувствовать и испытать поскорее. Не этим ли состоянием навеяны такие образы, как: «Пятнадцатилетний капитан», «Гайдар, командующий полком в 15 лет»… Девочкам чуть проще – их мир устремлений не так широк – он ограничивается пониманием будущих взаимоотношений с противоположным полом – может, оттого они так неравнодушны к мужчинам, несмотря на их намного старший возраст. Тем более, что в этом возрасте они, казалось бы, обгоняют сверстников, которых это интересует совсем мало – что от них можно узнать «такого, блин, такого!» Они и родителей, а тем более учителей слушают вполуха. Потом девушки перестают торопить жизнь, замедляют свое развитие, вероятно, подчиняясь своей природе, ведь их полное созревание наступает лишь к 22 годам. Тогда как ребята заканчивают своё развитие уже к 20 годам – именно тогда и заканчивается у них формирование нейронной сети. У девушек более сложный организм – оттого им и отводится эти лишние 2 года. К этому времени, она, учась в высшей школе, тоже волей-неволей «подтягивает» свою нейронную сеть до уровня нужного, как ей, так и будущему ребенку. 

Почему именно – дети? Ответ прост – эти 15-летние так и остаются, по развитию своему, детьми, уходя во взрослую жизнь. Получается необыкновенный феномен: вроде взрослый человек – начинают пробиваться усы жиденькая бородка, а иным даже и в 40 лет удаётся оставаться взрослым ребенком – с сознанием и рассуждениями на уровне восьмиклассника! Это же так приятно оставаться «маменьким сыночком» или «папенькиной дочкой» - выучат, оденут, купят авто, подыщут достойную пару. Здесь, поторопиться – ещё хуже, чем опоздать. Чем грозит такое затянувшееся детство? Всем! Серьезные вопросы, и даже очень серьезные, решаются, либо по приказу, либо по образу и подобию, безо всякого участия, своего мнения, рассуждения и опыта, решаются по правилам, семьи, обычаев и традиций, а потом уже и по праву сильного. И сила то их – не личная, и тем более, не интеллектуальная и моральная, а таких «весомых» вещах, как: прикид, авто, связи и умения – нет, не что-то сделать и создать, лично, а «потребовать от Джина»!
Вполне возможно, я не убедителен – тогда давайте обратимся к образу Аладдина – ему тоже было 15 лет, когда он отправился во взрослую жизнь. Вот отрывок из краткого содержания сказки «Волшебная лампа Аладдина»:

                ****************
В Персии жил бедный мальчик Аладдин, его поведение было очень плохим, он бездельничал и воровал фрукты в чужих садах. Когда мальчику исполнилось 15 лет, к нему пришел монах магрибинец и представился родным дядей. Он купил Аладдину дорогую одежду и угостил вкусной едой, после этого они отправились в долгий путь, к высокой горе.
В пути магрибинец угощал Аладдина различными яствами из волшебного мешка. Когда цель пути была достигнута, монах попросил Аладдина принести ему старую лампу. За это Алладину были обещаны сокровища и волшебный мешок. Отправляясь в неизвестность, главный герой принял в дар волшебное кольцо.
Аладдин прошел ряд испытаний: встретился с человеком в тигровой шкуре, со свирепым львом, шипящими змеями и добродушной старушкой. Выполнив все советы колдуна, Алладин достиг главной комнаты, где взял много драгоценных камней вместе с волшебной лампой. Возвратившись к входу, он попросил дядю подать ему руку, но злой магрибинец хотел забрать только лампу. После долгих споров колдун захлопнул вход в подземелье.
Брошенный Аладдин потер волшебное кольцо и попросил появившегося джинна Дахнаша вернуть его на землю. Придя домой, юноша решил продать лампу, но его мать, потерла лампу рукой и вызвала огромного джинна Маймуна.
Вскоре, на рынке, Алладин влюбился в прекрасную царевну Будур. Он отправил мать во дворец к султану, просить руки царевны. Мать преподнесла султану богатые дары. Султан, ослепленный их красотой, согласился отдать дочь замуж, при условии приданого в сорок золотых блюд с драгоценными камнями, рабами и невольниками.
Султан получил дары и принял предложение. Аладдин перед своей свадьбой приказал джинну Маймуну построить прекраснейший дворец. У Будур и Аладдина началась счастливая жизнь.
Злой магрибинец, пребывая на родине в Ифрикии, узнал о величии Аладдина и сразу отправился в Персию. Получив лампу и власть над джинном Маймуном, колдун приказал перенести новый дворец, вместе с принцессой, в Ифрикию. Султан, потеряв царевну вместе с дворцом, повелел Аладдину найти Будур.
Юноша призвал на помощь джинна Дахнаша, из волшебного кольца, он перенес его в украденный дворец. При встрече с Будур, Аладдин узнал, что магрибинец уговаривает принцессу выйти за него замуж. Аладдин попросил Будур подсыпать снотворное злодею, и когда он уснул, отрубил ему голову. Вскоре джинн Маймун, оказавшийся во власти Аладдина, перенес дворец обратно. Аладдин и Будур стали жить долго и счастливо.
Источник: chitatelskij-dnevnik.ru

                *******************

И наконец, мне хотелось бы побеседовать на эту тему, с авторами цитат «Великих» -
с моими комментариями к этим цитатам:


«Люди имеют свойство просить того, что для них всего губительнее, — вот их беда».
                Джоан Роулинг
Автор:  Здесь ключевое слово: «люди» - это те, кто подвержен рекламе, поражен чужим и чуждым примером, словом, не могущие или не желающие знать – кто они на самом деле и зачем они пришли на этот свет.

                *******************
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»
                Михаил Булгаков
Автор:  Предложат и дадут только тем и тогда, когда вы чего-то стоите в их: расценках, ценниках и нуждах; и дадут, как правило, то что нужно им, а не вам.

                ******************
Не жди, когда тебе предложат. Попроси.
                Михаил Литвак
Автор:  Здесь «просьба» будет предполагать: согласие на определенные условия, которые обязательно будут представлены вам, лично – поэтому вы можете, как и приобрести, так и много потерять в собственной цене и своих возможностях. Просьба же будет уместна, когда она обоюдовыгодна, а необходима, когда вам собираются предложить потерять очень много, для себя или вообще потерять себя.

                ******************
«Просьба молчать — слишком слабое средство, чтобы добиться молчания.»
                Иоганн Гёте
Автор: вы, где-нибудь слышали или видели, чтобы «сильные мира сего» прибегали к просьбам – для них это признак слабости, а власть 15-летних, тем более, опирается лишь на силу и сильных – так их воспитывают сказки.

                ********************
«Не проси того, что не сможешь взять.»
                Китайские пословица
Автор: взять, а главное – использовать взятое, с пользой для себя и других – главный показатель взрослости человека – нет, не по годам и даже по прежним заслугам, а по готовности и подготовленности к  такому шагу. Если вы не сможете достойно использовать взятое, совершенствуя его и распространяя – вы не достойны того, о чем просите, или не доросли до него, ни умом, ни душой..

                ********************

Будьте благодарны и просите Бога, чтобы Он сохранил то,
что вы имеете сегодня, пока не наступило такое завтра,
в котором вы будете просить Его вернуть то, что имели вчера.
                Мухаммад Окар
Автор: всё в этом мире, гораздо легче достигнуть, чем удержать

                *******************

«Просители слишком редко достигают трона, точно при входах во дворцы – там тоже встретят вас словами, которые англичане ставят на штурвалах своих кораблей:
«Пассажиров просят не разговаривать с рулевым»».
                Жюль Верн
Автор: Печально, конечно, считать себя лишь неудавшимся посетителем или пассажиром… Только, ведь, вы сами того захотели, направляясь во дворец или покупая билет на корабль

                ******************

«Настоящая молитва – это когда посылаешь небесам светлую мысль, например «благодарю тебя» или «я люблю тебя». Это молитва. А как только начинаешь просить, молельная превращается в базар».
                Анош Ирани
Автор: В этом, именно, и заключается разница: между Богом и Джинном из кувшина.

                ********************

«Когда просишь справедливости, надо быть готовым к тому,
что ты можешь получить ее».
                Наталья Жильцова
Автор: забудьте о справедливости, когда поступаете не справедливо!

                ******************

«Нельзя просить о том, чего не заслужил».
                Юхан Теорин
Автор: Ах, если бы все поступали именно так – мир был бы совсем иной. Попробуйте – надолго ли вас хватит! Наверное, было бы лучше и безопаснее, для человека и общества, если бы просили о том, чтобы не случилось того, что заслужил.

                ******************

«Казалось бы, в такие годы чаще просят родителей, а не у Бога….»
                Карандаш
Автор: у некоторых родителей и просить то нечего. Достойным же, родителям стоит очень хорошо задуматься, когда дети равняют их, в просьбе, с Богом.

                ***************

«Иной раз лучше приказывать, чем просить».
                Эрих Мария Ремарк
Автор: это палка о двух концах – которая, не затеряется и сломается. Если вы не в состоянии оценить серьезность ситуации – лучше не брать в руки эту палку.

                *********************

«Понимаешь, Господь отвечает на молитвы.
— Неужели?
— Да, вопреки распространённому мнению. Просто мы просим не о том».
                Мария Каллас
Автор: молиться следует лишь о себе и о родных, и близких людях – только тогда мы сможем быть уверены, что просим о том.

                *********************