О хронологических аллегориях Евангелия

Владислав Поляковский
Поляковский В.Т.
О вполне возможных хронологических аллегориях Евангелия
и что за ними могло бы стоять

Аббревиатуры:
ВО – вероятный оригинал
РМЕШ – российская междисциплинарная естественнонаучная школа
СМ – сотворение мира
ТИ – традиционная история

Небольшое, но интригующее предисловие
Дело в том, что совсем недавно представитель РМЕШ, давний участник проекта "Цивилизация" Владимир Викторович Блажнов по нику Vava выступил с публикацией в виде темы на форуме этого проекта под названием "Тайная вечеря. Разбор". Ее адрес: http://edgeway.ru/forum11/read.php?1,856389 ([1]). Сейчас, на момент написания статьи,  дней примерно через десять после опубликования поста, ветка дискуссий весьма и весьма обросла различными сообщениями и даже начала тематически расширяться.
Автор этих строк зафиксировал евангелизм в целом и тайную вечерю в частности как основную тему выступления Владимира Викторовича. При этом самым интересным ему показалась упоминание разрушения иерусалимского храма римлянами, что породило статью «Попытка разгадки тайны т.н. Иерусалимского храма путем выявления  взаимосвязи количественного материала, содержащегося в его истории, со становлением хронологии, с другой версией названия: «Взаимосвязь количественного материала, содержащегося в истории Иерусалимского храма, со становлением хронологии. А если разгадка его тайны?» ([2]).
В этой публикации добросовестно изложен весьма материал по тайной вечере в таком же виде, как он представлен в Евангелие, причем в каждой из четырех ее версий  по отдельности, со всеми необходимыми цитатами из него. За это автор этих строк позволит себе выразить Владимиру Викторовичу благодарность. И эта его публикация на форуме  завершается словами «продолжение следует». Судя по всему, в планы ее автора входит хоть как-то тему продолжить.
Нас в свете интереса ко всевозможным естественнонаучным аспектам реконструкции истории человечества прежде всего интересовал бы  числовой материал, который содержится в цитируемом источнике, текстовой материал, связанный с этим числовым, в том числе содержащий символы, метафоры, аллегорию, зашифрованные загадки, а также то, какой свет бы это все пролило на календарную астрономию, становление мировой хронологии и реконструкцию истории человечества в целом. При этом, разумеется, содержащиеся загадки было бы неплохо разгадать, а некую аллегорию, т.е. иносказание, перевести в открытый текст.
Чуть маргинально, завершая вступление. О том, как и парадоксально и закономерно одновременно мог бы влиять числовой материал, касающийся хронологии, на мировую историографию, речь идет в работах автора этих строк «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([3]), «Мифологема т.н. римской империи: а если ее тайны разгаданы?» ([4]), последней версии «Диалектики появления глобальных хроник» ([5]) и многих других.

Материал из Евангелия глобально-хронологического характера
Дорогие читатели ! Сперва у автора этих строк был план смелый в рассмотрении ограничиться количественным материалом. Но сразу же после первого быстрого беглого диагонального прочтения первого из евангельских авторов, а для автора этих строк таковым оказался Марк, стало ясно, что можно и нужно ставить вопрос значительно шире. Ибо экономика, к примеру, здесь просматривается в строках
«34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос».

Состояние своего рода бесовщины, состояние выхода из равновесия человек ощущает, когда ему нечем платить за долги. Христос – мессия, царь иудейский, в честь которого названа целая эра летосчисления. Может быть, в этой цитате есть то, что он многим людям в их непростых отношениях экономических навел порядок со сроками выплаты их обязательств, облегчив тем самым их муки душевные.
Но главное, видимо, не это. Главное, видимо, состоит в том, что он явился миру как Царь Иудейский, а конфликт имел с римскими властями. В лице Понтия Пилата. Мессия, страдающий за все человечество. Ипостась, которую распинают, а затем его тело пропадает (так, по крайней мере, у Марка).
Минутку. Думаем и действуем. Царь Иудейский, имеющий конфликт с римскими властями и в итоге становящийся культовой персоной одной из религиозных систем. Некую хронологическую компоненту в этом поискать можно? Попробуем !
В «Попытках разгадки тайны т.н. Иерусалимского храма» ([1]) автор этих строк высказал гипотезу о том, что за противостоянием т.н. иудеев и т.н. римлян стоят иудейская лунно-солнечная и римская сугубо солнечная календарные системы. При этом создать лунно-солнечный календарь с политической, или конвенционной, как угодно, точки зрения значительно проще. По той банальной причине, что начало каждого нового месяца можно просто привязывать к новолунию, а новый год можно начинать или в первое новолуние после зимнего солнцестояния, или в первое новолуние после весеннего равноденствия. Что касается солнечного календаря, то там еще есть и проблема с висикосами. В совокупности все выглядит таким образом, что не всегда понятно, на какое временное расстояние от естественных астрономических событий: уже упомянутых равноденствия и полнолуния, нужно помещать начало солнечного года.
Помимо аспекта календарного, хронология еще имеет аспект летосчисления, ибо нужно достигать каких-то соглашений о началах  счета лет в глобальном плане. Как бы внешний и внутренний аспекты.
Если торжественно объявляется о приходе мессии, то может быть, достигается некое соглашение о достижении оптимальных взаимоотношений по этим аспектам? То есть, то, что по каждой из календарных систем достигнуто некое совершенство как плод многолетней работы и многолетних споров и дискуссий? Может быть, смысл Евангелия и смысл ипостаси Христа следует искать и видеть в этом? Давайте это оставим в качестве гипотезы о хронологической компоненте Евангелия.

Небольшой обзор количественного материала из Евангелия
Он имеется. Среди такового можно отметить общеизвестные тридцать серебрянников, за которые Иуда продал Христа, двенадцать апостолов понятных, тринадцатый не вполне понятный, триста динариев, которое можно было вообще не тратить на масло и мира, и сорок дней, когда, искушаемый сатаною, и был со зверями, и Ангелы служили Ему. Последнее: подобно тому, как Моисей народ Израиля водил по пустыне сорок лет.
Давайте по пунктам. История из Иуды фигурирует в Евангелии от Матвея. Тридцать серебрянников – это воплощение тридцати лунных дней, так как металлом Луны считалось серебро. Предательство, приписываемое Иуде, могло иметь ту календарную  трактовку, что в основу одной из версий солнечного календаря могли быть положены тридцать дней вместо привычных для иудейского календаря двадцати девяти с половиной.
Двенадцать апостолов понятных, тринадцатый не вполне понятный ; это вариации на тему метонова цикла и иудейского лунно-солнечного календаря, в котором в году то двенадцать, то тринадцать месяцев.  Кстати, вырисовывается также вполне себе нормальное экономическое объяснение того, почему число 13 стало олицетворением негатива.
Триста динариев?
Марк, 14-я глава
«3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, ; пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня».

Для справки: алавастр или алебастр – род мрамора или твердого известняка, белый или цветной камень, с разными цветными волокнами или полосками, из которого древние, греки и римляне, выделывали разные сосуды. А «сосуд мира из нарда чистого, драгоценного можно было продать более, нежели за триста динариев». Может быть, намек на то, что классический римский календарь мог бы быть продолжительнее трехсот дней? Ибо у него все начиналось с календаря в десять месяцев.
Кстати… Весьма и весьма красивым образом римский календарь и его проявление фигурирует в работе автора этих строк «Подвиг трехсот спартанцев: разгадка легенды» ([6]).

И последний хронологический пассаж из Евангелия от Иоанна.
Иоанн, 5я глава
«1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний».

Болезнь в тридцать восемь лет? Двойной метонов цикл? Почему человек в купальне оказался в роли больного? Может быть, на первый план выходило то, что возникала идея устроить календарные измерения и на следующие девятнадцать лет, что считалось проявлением излишнего перфекционизма, что, в свою очередь, считалось проявлением больного воображения?
Вот, наверное, по излагаемому материалу и все. Хронология есть, хронология замечена. И это немаловажно.

Литература
1. Vava (Владимир Викторович Блажнов).  Тайная вечеря. Разбор http://edgeway.ru/forum11/read.php?1,856389
2. Попытка разгадки тайны т.н. Иерусалимского храма путем выявления  взаимосвязи количественного материала, содержащегося в его истории, со становлением хронологии. (Другая версия названия: Взаимосвязь количественного материала, содержащегося в истории Иерусалимского храма, со становлением хронологии. А если разгадка его тайны?) http://www.academia.edu/112616901, https://proza.ru/2023/12/30/1505
3. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. Вторая версия статьи. http://www.academia.edu/39458794, https://proza.ru/2019/06/08/1192,  4. В.Т.Поляковский. Мифологема т.н. римской империи: а если ее тайны разгаданы? http://www.academia.edu/93929660, https://proza.ru/2022/12/29/1283, 5. В.Т.Поляковский. Диалектика появления глобальных хроник. http://www.academia.edu/45080554, https://proza.ru/2021/02/09/47, 6. Поляковский В.Т. Подвиг трехсот спартанцев: разгадка легенды. http://www.academia.edu/42168412, https://proza.ru/2020/03/08/1521,