Оправдание паганини

Владимир Калуцкий
ОПРАВДАНИЕ ПАГАНИНИ

Где-то году в семьдесят седьмом, на святки, отмечали мы праздники в кабинете заведующего отделом культуры Александра Тихоновича Харыбина.Были он, я и замечательный музыкант Александр Игнатьевич Быков. А поводом к выпивке стали не только Новый Год, но и недавняя поездка моих друзей в Москву, на Фестиваль народного творчества, И как раз сейчас должна была начаться телепрограмма об этом событии,
А пока два Александра дали отдельный концерт для меня - один на балалайке, другой на баяне. Это было нечто шедевральное. Я знаю, что такое профессиональное исполнение. Но это было исполнение академическое. Друзья так вошли в раж, что на балалайке у Александра Тихоновича лопнула струна. Сначала одна, потом другая, Но балалаечник бровью не повел, и они довели "Утушку луговую" до великолепного финала, Если бы я не видел конфуза - не заметил бы , что доиграна музыкальная штучка на одной струне,
- Да это еще пол-беды! - попробовал что-то сказать Александр Игнатьевич, но тут началась трансляция фестиваля. И пошли малобыковские самодеятельные артисты хороводом по сцене, где на переднем плане солировал балалайкой Александр Тихонович. Он виртуозно владел инструментом, перебрасывал балалайку с руки на руку, не обрывая мелодии, и при этом легко рассыпал пальцы и по странам, и по грифелю, и по деке , переходя иногда на дробный перестук. Эти его пальцы часто показывали крупным планом, и я к восторгу своему заметил, как лопались струны. Сначала одна, потом другая,
На номере это ни как не отразилось, и выступление наших земляков закончилось обвальной овацией. Мы досмотрели концерт, и я спросил Тихоновича:
-И как вам удалось закончить выступление на одной струне?
-Да если бы на одной! - вместо него воскликнул Александр Игнатьевич. - Он отыграл концерт вообще без струн!
-Это как? - не поверил я, обернувшись к балалаечнику?
-Да очень просто, - ответил он. - Нас предупредили, что выступление надо записать с одного дубля. Ну - не мог же я подвести московских товарищей.