Вечерняя рыбалка

Галина Саржина
Как же без рыбалки на Яне! Леска с поплавком, грузилом и крючком у меня есть. Теперь продаются комплекты. С папой мы запасали все отдельно. Леска была разной толщины. Тонкая почти прозрачная для удочек, толстая для переметов. За удилищами ходили в лес. Сейчас у меня удилище складное. Катушек тогда не применяли, леску отмеряли немного длиннее удилища, чтобы не путалась при забрасывании. На леску крепили поплавок, потом грузило - маленькая свинцовая горошинка. У папы была свинцовая пластина, от которой он отрезал кусочки. Свинец -  мягкий металл, легко  сминается. Поплавок и грузило закреплялись скользящей петлей, чтобы можно было двигать по леске. Поплавком регулируется глубина, а грузило можно было придвинуть к поплавку, чтобы ловить с плывущей поверху приманкой, например, на кузнечика или слепня. На конец лески крепится крючок специальным узлом. Продеваешь леску через ушко, обматываешь крючок под ушком несколько раз, затем нужно продеть леску через ушко в обратную сторону.
Затягиваешь хорошенько и завязываешь узелок. Торчащий кончик должен быть совсем коротким. На переметы ставили большие крючки с металлическими поводками, чтобы щука не откусила, если попадется. А грузилами служили большие гайки или свинцовые плашки, отлитые в ложке. Свинец  папа плавил и в ложку заливал, потом дырочку сверлил. О вредности его паров мы не знали. Поплавки делали из бутылочных пробок, куриных перьев, если, купленные в городе, терялись. Теперь в магазине полно всяких приспособлений, воблеров, блесен. Конечно, стало удобнее, но и без этого рыба ловилась неплохо. Удалось отыскать под бревном несколько червяков. В Яне водятся шитики - личинки ручейника. По песку на отмели ползают палочки, увидишь, если приглядеться. Личинка склеивает себе домик из песчинок и палочек. Нашла десяток, запустила в банку с водой. Пора отправляться на рыбалку. Теплый вечер, ветер стих. Рыба любит держаться у зарослей осоки, где быстрое течение замедляется, попадая на глубину. Вот тут и шныряют рыбешки, отыскивая приплывающую еду. Встала в тени куста, забросила приманку на быстрину. Слежу за поплавком. Плывет быстро, потом замедляется и почти останавливается в заводи. Несколько раз забрасываю - нет поклевки. Рыба отошла подальше, вспугнутая мной. В воде хорошо слышны шаги, хруст веток. Стараюсь сидеть тихо. Наконец первая поклевка! Но плотвичка сорвалась, а червяк уже ободранный, нужно нового насаживать. Стая уклеек и мелкой плотвы пасется в этом месте, иду дальше. Тропинка вдоль берега узкая среди полевых трав. Дневная жара начинает спадать. Рядом полянка с ароматами скошенной травы. Потом начинаются заросли таволги с медовыми ароматами, иван-чай в низине колышется малиновым островком. Среди травы на берегу краснеют ягоды земляники.
Иду к камню у старой мельницы. Там тихая заводь, где наверняка есть крупные окуни. Тропинка проложена вдоль самого берега, рыбаки натоптали. Черемуха, ольха нависают и норовят зацепиться за леску. И вот добралась до заветного местечка. С большого камня в воде удобно ловить - кусты не мешают. Но и меня видно рыбам. Поэтому устроилась в высокой траве. Время самое подходящее - солнце коснулось макушек деревьев, должен начаться активный клев.
Забрасываю червяка поближе к камышам и жду. Течение здесь медленное. Поплавок неторопливо плывет. Неподвижен. Несколько раз забрасываю. Жду... И вот всколыхнулся, а потом поплыл в сторону и, как только стал погружаться, подсекаю и тащу из глубины, сопротивляющегося, растопыренного всеми колючками окуня. Красавец! Яркий, полосатый, красные плавники и хвост, нарядная рыба!
Запускаю в ведро первого и снова забрасываю удочку. Окуни клюют один за другим, стайка пришла. Не всегда попадаются, но весело! Азарт!
Солнце село, темнеть стало и в сумерках клев прекратился. Сматываю удочки, пора домой. Тропинку на открытом месте еще видно, а в зарослях ольхи совсем темно стало. В ведерке плавают пять окушков среднего размера. Хватит пожарить или уху сварить.
   Первый раз варили с братом уху на берегу Яни в школьные годы. Поймали три уклейки, вроде почистили, порезали, картошку покрошили. Воды из речки почерпнули, все туда сложили и поставили вариться на камни. Под котелком жгли палочки. Еле дождались, пока вода закипела. Вряд ли долго варили. Попробовали - противный вкус сырой рыбы и сырой картошки... Вылили варево и открыли банку консервированных бобов в томате. Почему-то такими вкусными бобы оказались!
А красота кругом была какая! Внизу река журчит тихонько, костер потрескивает, пламя ярко горит в темноте, искры летят к небу. А там звезды рассыпаны и ясный месяц висит среди них.
    Река живая, изменчивая, вода играет ленточками водорослей, качаются отражения деревьев и, куда ни посмотришь, кто-то движется - водомерки по воде, рыбки среди камышей, стрекозы и бабочки летают. У реки я проводила все лето. И не хотела бы  жить в деревне без реки, даже озеро представлялось скучным, а тем более стоячий пруд.
Рыбалка... Почему это занятие такое притягательное? Комары вечером нападают остервенело и одно это казалось бы должно навсегда отбить тягу к рыбалке...
В чем удовольствие? Не знаю, но завтра пойду снова.

Мы приехали в деревню!
Здравствуй, речка и леса.
Здравствуй, старое крылечко,
Голубые небеса!
 
Луг с душистою травою,
Берег с камнем под горою,
Все букашки, все былинки,
Рада каждой я травинке.
 
Я бегу навстречу лету,
Солнцу, ласковому ветру.
Принимай меня, река,
Здесь - родные  берега!
 
Заждалась меня, ты, лодка,
И рассохлась от тоски.
Снова плавать, снова в воду,
Смой прибрежные пески!
 
Обнимает тихо речка
Теплой, ласковой водой,
Прирастаю я к деревне
Телом, сердцем и душой.