Институт Прикладной Физики

Сергей Попов 10
Институт Прикладной Физики
Знакомство
Совершенно неожиданно меня, выпускника факультета Кибернетики распределили после окончания в Институт Прикладной Физики. Председатель комиссии по распределению был удивлен не меньше меня, когда озвучил персональную заявку от Института с моей фамилией. Ошибки быть не могло, и я отправился в ИПФ в отдел кадров. Вполне солидный мужчина встретил меня приветливо, и на мой вопрос, нет ли здесь ошибки, усмехнулся: «В нашем ведомстве ошибок не бывает». После этого я был отправлен в положенный мне после окончания ВУЗа месячный отпуск, который и провел с семьей, одновременно пытаясь узнать какие-либо сведения об ИПФ. Один приятель с факультета Теоретической Физики сказал, что открытых сведений об ИПФ нет, что это типичный «почтовый ящик» и что, если туда попал, то остается лишь подчиниться судьбе. Тем не менее все выпускники с факультета мечтают там очутиться. Почему – непонятно, но мечта такая есть. Наверное потому, что несколько преподавателей на факультете, так или иначе сотрудничавшие с институтом, излагали физику не так, как в учебниках.
Отгуляв отпуск, явился в отдел кадров ИПФ к тому же солидному мужчине. Он меня сразу признал и у нас состоялась небольшая вводная беседа. На мой повторный вопрос, почему они захотели принять меня на работу, ответил: «Нам нужны сотрудники сумасшедшие, но с устойчивой психикой. А вы проявили себя тем, что ваша дипломная работа заняла первое место на конкурсе дипломных работ». Не поняв, причем тут моя дипломная работа и сумасшедшие, спросил: «А почему вы полагаете, что у меня устойчивая психика?». «А вот это мы сейчас выясним», - ответил он и пригласил меня следовать за ним.
Немного следует сказать о расположении ИПФ и его внутреннем устройстве. Это интересно для понимания дальнейшего. Чтобы в него попасть, надо было доехать на метро до Юго-Западной, а потом ехать полчаса на институтском автобусе. Они курсировали от метро до института каждый полчаса. Теперь о внутреннем устройстве ИПФ. Вся его территория была обнесена высоким забором, поверху, как было принято в те времена на почтовых ящиках, протянута колючая проволока. Территория была солидная. Неподалеку от проходной располагался Главный, он же административный корпус, по бокам от него два корпуса – вычислительные центры, где мне предстояло работать, сзади – новый корпус, где, в основном, обитали теоретики. Позади нового корпуса располагался огромный парк с уютными аллейками. В его глубине был виден огромный Экспериментальный корпус. Названия и назначения всех этих корпусов я уяснил позже, проработав в институте солидное время.
Мы вышли из главного корпуса и направились в правое здание вычислительного центра. Я полагал, что меня ведут представлять коллегам и начальству, но ошибся. В этом институте ничего не было, как это принято у нормальных людей. И в этом я убедился сразу же по выходу из Главного корпуса. Навстречу нам шел деревенский мужик в шапке-ушанке (как никак было только начало марта), в ярко красной косоворотке, черных штанах, онучах и лаптях. Мой провожатый почтительно поздоровался с ним за руку, напомнил о каком-то мероприятии, и мы пошли дальше. «Это начальник отдела Исторической Физики», - пояснил он, - «очень интересный человек». «А разве у физики есть история, которую следует изучать?» - спросил я. И по взгляду, которым меня «одарил» провожатый, понял, что сморозил глупость, не простительную для выпускника ведущего столичного ВУЗа. Поэтому решил больше смотреть и молчать.
По дорого в корпус встретили еще пару тройку ничем не примечательных личностей. Все они были бородаты, лысоваты и в очках. С каждым из них провожатый здоровался, как с хорошим знакомым. А в их приветствиях было что-то теплое, как будто они давно мечтали о такой встрече. Сделал вывод: «Начальник отдела кадров здесь в авторитетах, и поэтому надо быть поосторожнее».
Поднялись в корпус, но повернули не направо, где располагался вычислительный центр, а налево в неприметный коридор. Рядом с одной из дверей висела вывеска «Психологическая лаборатория». Вошли, мой провожатый меня представил гладко выбритому сотруднику в белом халате, произнес непонятное для меня: «Стандарт» и удалился. Так я попал в руки главного психолога института. Он сразу же представился: «Семен», - и предложил перейти на ты. Я машинально назвал себя, на предложение кивнул утвердительно, но все мое внимание было приковано к содержимому кабинета. На стенах висели картины, диаграммы и таблицы, как в обычном медицинском кабинете, которые мне приходилось посещать. Слева стоял стол, за которым сидел хозяин кабинета, а всю правую часть кабинета занимало устройство непонятного назначения, центральной частью которого было большое, мягкое кресло, на него сверху свешивались разноцветные провода, оканчивающиеся непонятными разъемами, штекерами, клипсами и т.п. Для кабинета психолога это было необычно, но я решил не удивляться и не задавать вопросов, чтобы не попасть в неловкое положение. Таинственный прибор я принял. Но слева не крючке висела клетка, в которой сидела ворона. Похоже она издевательски пялила на меня свой желтый глаз, наверняка зная каким испытаниям я буду подвержен. Этого для моей юношеской психики было уже слишком. Поэтому я вытаращил глаза и сжал губы, чтобы не сморозить очередную глупость, а Семен расхохотался и поставил отметины в какой-то таблице у него на столе. «Так, первое исследование пройдено! Пациент отличается впечатлительностью. Приступим к дальнейшему. Прошу». И он указал на кресло.
Что оставалось делать? Я сел в кресло. Как только мои руки удобно легли на подлокотники, откуда-то выскочили два бархатных ремня, и крепко их зафиксировали. После этого прибор мягко зажужжал, какие-то лампочки на его панели загорелись желтым и зеленым, и Семен надел на меня шлем, отличающийся от мотоциклетного лишь тем, что к его поверхности он прикрепил массу проводов. При этом он постоянно что-то говорил: о погоде, о психологии, как науке будущего, о физике, как о науке загадочной, даже о Боге, который по невнимательности допускает существование такого богопротивного места, как наш институт. Вставить даже краткую реплику на его тираду мне было невозможно. Ворона напротив нервно открывала и закрывала клюв. Что она этим демонстрировала было неясно. Потом Семен начал задавать мне разные вопросы. Один меня крайне удивил: «Если бы тебе предложили на выбор ванильное или шоколадное мороженое, чтобы ты выбрал». Я ответил вопросом: «А оба можно?», - чем вызвал громкий хохот Семена. Ворона вздрогнула и переступила с ноги на ногу на своей жердочке. Но все, как известно, кончается. Кончилась и эта экзекуция, мои руки освободились, Семен снял шлем и нажал большую зеленую кнопку на панели. Из прибора полезла широкая лента с какими-то графиками. Взяв ее, он сел за стол и начал переносить данные в таблицу, лежавшую перед ним на столе. Что случилось потом повергло меня в состояние, которое я еще никогда не переживал дотоле.
Семен открыл клетку, вынул из нее ворону, протянул ей таблицу и сказал: «В отдел кадров, срочно. И никаких вольностей по дороге». Ворона каркнула, взяла в клюв лист бумаги с данными эксперимента и вылетела в форточку.
Увидев мою вытянутую физиономию, Семен опять громко расхохотался: «Привыкай! Первое время будет трудновато. Но потом принюхаешься. Только там – в миру, не особенно распространяйся, не поймут и наверняка отправят в психушку».
Потом мы долго беседовали о психологии и физике. Семен ругал какого-то академика – председателя Ученого Совета института, называя его ретроградом и другими неприличными именами, которые я не могу воспроизвести по причине врожденной интеллигентности. Этот почитаемый в физическом сообществе председатель завернул Семенову диссертацию на тему «Влияние Большого Взрыва на психологию выпускниц физико-математической школы №245 города Москвы». Он раскритиковал ее, голословно утверждая, что представленных экспериментальных данных мало, что сам Большой Взрыв – это условность и существование его под большим вопросом. На возражение Семена, что в сборе экспериментальных материалов о Большом Взрыве ему помогал отдел Истории Физики, в сборе материала о выпускницах – директор этой школы, председатель ничего вразумительного не сказал, но проголосовал против. Кроме того, против диссертации выступил отдел теологии, который напрочь отрицал Большой Взрыв, но не отрицал выпускниц и предложил подумать о смене темы, приблизив ее более к воздействию Божьего Промысла. В результате, все сошлись во мнении, что тема крайне революционная и ее революционность выходит за рамки даже такого толерантного во всех отношениях заведения, как ИПФ.
В это время за окном громко бабахнуло и загудело. Семен сразу же прикрыл форточку, звук стал глуше. «Опять включили Иерихонскую Трубу без предупреждению. Интересно, что они сейчас натворят. В прошлый раз перевернули авианосец в Средиземном море. А пусть не шастает!». Стало интересно. Увидев мой заинтересованный взгляд, Семен объяснил, что тема Иерихонская Труба была открыта по заданию Министерства Обороны и Министерства Иностранных Дел. Ответственным исполнителем был назначен отдел Истории Физики. Они год провели в зарубежной командировке, вернулись загорелые, с множеством ящиков, полных артефактов, и создали модель иерихонской трубы. С тех пор, по запросу этих ведомств, они включают установку, которая своим направленным звуком через стратосферы, ионосферу и другие сферы проникает в самую отдаленную точку, производя тем самым неизгладимое впечатление. В институте циркулировал слух, что к этой тематике на каком-то этапе подключился Отдел Теологии, который и внес свою решающий вклад в успешное завершение темы.
Семен взглянул на часы, сказал: «Пошли на шахматный турнир». Взял с полки шахматную доску, и мы вышли из кабинета. Перед дверью Семен сказал: «Сим-сим, закройся». Дверь ответила: «Не волнуйся. Побеждай». И мы в этом же корпусе перешли в большой машинный зал вычислительного центра. Посередине зала был установлен стол, на котором стояли шахматные доски. По одну сторону стола сидели шахматисты, другая сторона была свободна. Семен уселся тоже, расставил шахматы. Я обосновался позади. Таких болельщиков, было множество. Как я понял, за столом собрались самые сильные игроки института. До начала турнира оставалось время, и я начал оглядывать игроков и болельщиков. Самый обычные люди. Правда на голове одного из игроков размещалась странная конструкция, похоже из какого-то редкого сплава. Нечто наподобие шлема, но с какими-то висюльками, наподобие елочных игрушек. Как объяснил Семен – это начальник отдела Космической связи. Рядом с ним сидел священник в рясе. Как я понял – из отдела теологии.
Ровно в полдень прозвучал звонок, и на досках произошло движение. Но не на стороне шахматистов, а на противоположной, фигуры двигались непонятно кем или чем. Турнир начался. На шлеме начальника отдела Космической связи висюльки нежно зазвенели и задвигались. Создавалось впечатление, что космическая связь заработала. В отличие от шахматистов, которые надолго задумывались, ходы вычислительной машины следовали почти мгновенно. Болельщики активно обсуждали игру, предлагая свои варианты развития. Но почти на всех досках ситуация складывалась на в пользу игроков. Несколько лучше выглядела позиция начальника отдела Космической связи. Но через час почти со всеми шахматистами было покончено. Последним сдался начальник отдела. Удивительно, но после поражения всех игроков в зале раздались аплодисменты. Аплодировали все – игроки, болельщики, даже молоденькие лаборантки вычислительного центра. Аплодисменты предназначались невысокому человеку, который стоял возле пульта машины и, в ответ, смущенно кланялся. Это был автор шахматной программы и механизма исполнения ходов. Программа прошла проверку и теперь должна будет выступать против американского шахматного монстра. Все были очень довольны исходом испытаний. Семен, немного расстроенный, начал собирать фигуры. Как всегда, после проигрыша всегда винишь себя в допущенных ошибках и не отдаешь должное победившему сопернику.
С Семеном все здоровались, как я отметил, немного опасливо. Судя по всему, все прошли через его аппарат с вопросами относительно мороженого. Неожиданно стоявшая поодаль девушка с распущенными черными волосами сделала шаг вперед и оказалась посередине круглой плоской платформы, по краям которой была нарисована красная полоса. Платформа взлетела совсем чуть-чуть, сантиметров на десять и понесла девушку к выходу из вычислительного центра. В этом полете было столько необыкновенного, что мне сразу пришли на ум сказки с летающими волшебниками. Но никто, кроме меня, не отметил необычность этого. Для всех это было нечто заурядное. Хотя все расступались перед ней, не здороваясь и молча провожая взглядом.
Семен прошептал: «Хватит пялиться. Это аспирантка отдела физики земли. Между нами, ее зовут Бабой Ягой. Пойдем я угощу тебя чаем. Да и ворону пора кормить».
Ворона, действительно прилетела и нервно ходила по столу Семена. Судя по всему, была недовольна тем, что за выполненное задание не получает положенного вознаграждения. Семен поставил перед ней блюдце с сухарями, и мы уселись пить чай с плюшками, которые у Семена никогда не переводились.
Разговорились о шахматной программе, выигравшей турнир. Семен сказал, что отдел Искусственного Интеллекта, который создал программу, был немного не по основной тематике института. Но высшее партийное руководство страны, считавшее себя непревзойденными шахматистами, в одной из поездок в Штаты напрочь продуло американскому шахматному монстру. Газеты в Штатах связали этот проигрыш с отсутствием демократии в СССР и нарушением прав человека. Огорчившись, партийное начальство потребовало от Академии Наук СССР создать программу, которая «надерет задницу» оскорбителям коммунистической идеологии. Программа была создана и в первом же турнире «надрала задницу», но американцы не признали поражения, сославшись на то, что турнир проходил в СССР, где вся обслуга пренебрегла техникой безопасности и постоянно находилась в состоянии крепкого подпития. В результате этого, водочные пары проникли в программу, и она играла не в полную силу. Поэтому матч-реванш должен состояться между США и СССР, и результаты турнира будут официально признаны. При этом вычислительные машины будут обмениваться шахматными ходами по трансатлантическому кабелю. Тем самым, исключался риск того, что американская обслуга опять напьется. Предстоящий турнир был разрекламирован во всей западной прессе. И теперь вся планета ожидала встречи за шахматной доской двух противоборствующих идеологий. Непревзойденный Бобби Фишер предсказывал безусловную победу американского монстра, всячески оскорбляя советских разработчиков.
Тот маленький человек, который принимал поздравления в машинном зале, был шахматным гроссмейстером, часто выступал в международных турнирах и создал программу, основываясь на собственном опыте и представлениях о природе шахмат. В нее он заложил стратегии, которые были квинтэссенцией лучших шахматных партий, зафиксированных в учебниках. Пока его программу обыгрывал, да и то изредка, только один человек – бывший чемпион мира.
«А почему ту девушку зовут Бабой Ягой?», - осмелев, спросил я.
Семен помрачнел.
- Ты видел эту платформу, на которой она летает? Так вот, устройство этой платформы никому, кроме нее, не известно. Хотя она длительное время разрабатывалась целым коллективом и должна выпускаться серийно на одном из наших предприятий. Это заказ Министерства Обороны для десантников. Представляешь картину, из самолета вылетает целая армия десантников на таких платформах и перемещается с огромной скоростью. Но пока все тормозится. И еще одна странность, в присутствии начальника отдела теологии – отца Серафима, платформа не работает. Уже открыто говорят, что тут замешана чертовщина, хотя в нашем заведении это слово запрещено.
- Можешь себе представить? Министерство Обороны требует, опытный экземпляр налицо, а институт не может сдать изделие в серию по причинам, которые никак не назовешь объективными. Сам понимаешь, субъективизм в нашей стране не поощряется. Наше начальство нервничает. Оно ведь еще помнит те времена, когда за субъективизм можно было отправиться на лесоповал.
Я крепко задумался.
Этим закончился мой первый трудовой день. Из институтской проходной я вышел одновременно с начальником отдела Космической Связи. На его голове по-прежнему красовался шлем с висюльками. Он подошел к своей машине, снял шлем и приладил его на крыше Москвича. Помимо него, в машину набились еще сотрудники института. Я подумал, что Москвич не сдвинется, но он очень лихо стартанул. Похоже, что у него был мотор Мерседеса. Стоявший рядом со мной на автобусной остановке, обращаясь к соседу, завистливо сказал: «Ишь как Сева стартанул на космической энергии». Мне очень хотелось узнать кто такой или такая Сева, и на какой такой космической энергии он стартанул. Но памятуя, что из-за своих вопросов постоянно попадал впросак, промолчал.
Дома на вопросы, как прошел первый день, что было интересного, кто начальник и пр., отмалчивался, объясняя это тем, что заведение закрытое и разглашение информации о нем строго карается. Домашние с пониманием отнеслись к объяснению.   
Начало
На следующий день меня представили моему непосредственному руководителю - начальнику вычислительного центра, где я теперь числился программистом. Он отнесся ко мне доброжелательно, а когда оказалось, что мы закончили один ВУЗ, предложил перейти на ты. Предложение было принято. После этого он сказал, что сейчас отправляет меня в отдел Олега Борисовича – автора шахматной программы, которая вчера обыграла всех лучших шахматистов института, для доработки программы перед встречей с американским шахматным монстром. Отвел меня в другой корпус, где располагался отдел Искусственного Интеллекта. Олег Борисович прохаживался по коридору с сотрудником своего отдела, что-то с ним обсуждая. Меня представили и, спустя некоторое время, мы с Олегом Борисовичем оказались у него в кабинете, где он начал посвящать меня в тонкости шахматной программы. Так как я шахматист слабый, в чем сразу же признался, то было решено, что я беру на себя программирование, а в содержательную часть меня будет посвящать Олег Борисович. После этого он толково объяснил, что надо сделать с имеющейся программой, чтобы реализовать новую задумку. В программе было слабое место, касающееся перебора вариантов. Нужно было очень рационально его реализовать, чтобы получить должный эффект. За это место автор очень переживал, потому что имеющиеся в распоряжении института вычислительные машины обладали вполне ограниченными ресурсами. А американцы могли подключить последние модели фирмы IBM, превосходившие наши по памяти и быстродействию. Сам Олег Борисович относился к возможностям техники весьма скептически, полагая, что изощренное решение всегда опередит по эффективности любые технические возможности «железа». После этого он сказал, что ждет моих предложений через пару дней.
Я провел эти дни, напряженно работая над программой, постоянно делая какие-то улучшения и запуская программу на вычислительном центре. Тем не менее, уложиться в обозначенные параметры не удавалось. Я перезнакомился уже со всеми сотрудниками института, которые появлялись на вычислительном центре. Когда они узнавали, что я работаю над улучшением шахматной программы, то всячески предлагали свою помощь. Пару раз на вычислительный центр залетала на своей платформе Баба Яга, которую на самом деле звали Лолита. Нельзя сказать, что Лолита была приветливой, скорее производила впечатление замкнутой. Когда узнала, что я работаю над шахматной программой, ничего не сказала, но по тому, как блеснули ее глаза, я догадался, что она имеет к этому какое-то отношение.
Я хотел решить задачу сам. Во-первых, она мне нравилась своей трудностью, во-вторых, внутренний голос подсказывал, что решение есть. И я упирался, выдвигая разные гипотезы и переписывая варианты. Назавтра наступал срок, когда Олег Борисович ждал меня для окончательного вердикта, но решения не было. Уставший, в десятом часу вернулся домой, перехватил дежурную котлету и завалился спать. Во сне пришло решение. Вернее, не пришло, а его принесла Лолита. Она въехала в мой сон на своей платформе и сказала, что в одном месте в программе можно убрать проверку условия потому, что оно лишнее. Во сне я потребовал у нее обоснования, но она усмехнулась, подмигнула и сказав: «Попробуй, хуже не будет», исчезла. Утром, когда все еще спали, я помчался на работу, внес изменения и убедился, что Лолита оказалась права. В десять утра я был у Олега Борисовича и доложил, что соответствующее изменение внесено, и программа показывает хорошие результаты. После моего доклада у Олега Борисовича мне показалось, что Лолита стала выделять меня из всех сотрудников, постоянно толкающихся на вычислительном центре. Иногда она даже снисходила до того, что отвечала на мои вопросы, над какой темой она работает, или на каком физическом принципе базируется ее летающая платформа. Если раньше она просто смотрела на меня как на пустое место, то теперь в ее взгляде проскальзывало вполне осознаваемая мысль: «Чего хочет от меня это недоразумение?».
К слову, все так и произошло, как ожидалось. Через трансатлантический кабель наша программа обыграла американскую под ноль. Американские газеты вышли с заголовками: «Мы тупые и нам нельзя связываться с русскими». В Конгрессе США возник скандал, а американские ученые требовали увеличения финансирования на науку. Что и было сделано для спасения чести США.
А меня направили в отдел Истории физики, где в это время по заданию Министерства Обороны решалась задача, как были уничтожены Содом и Гоморра. Проблема состояла в том, что не хватало экспериментального материала для полноценного эксперимента. В нашей стране с высокой нравственностью, набрать должный объем экспериментального материала было невозможно. Поэтому пытались моделировать безнравственное поведение жителей этих городов, но тоже не получилось. Вычислительные машины были проникнуты традиционными нравственными ценностями и не хотели моделировать недостойное поведение древних жителей. Тема могла завершиться, не успев начаться. И тогда было решено отправить в Нидерланды группу экспериментаторов, которая в квартале Красных фонарей и прилегающих районах должна набрать фактический материал, представить его в Ученый Совет и совместно с теологами найти решение задачи. Группу направили, она успешно провела серию экспериментов, но после доклада на Ученом Совете ее отчет был полностью засекречен. К нему допускались лишь непосредственные исполнители темы. В эту группу включили и меня, там не хватало программиста. По институту ходили самые разные слухи о содержимом отчета. Доподлинно известно было лишь то, что сотрудник отдела Теологии не брал отчета в руки не перекрестив его трижды. Но экспериментального материала все равно не хватало. И тогда младший научный сотрудник отдела, любимчик всех дам института – Петюнчик, высказал мысль, что совершенно не обязательно ехать в Нидерланды за экспериментальным материалом. Его вполне достаточно на площади трех вокзалов столицы, и он готов отправиться в местную командировку для его привлечения. Командировка состоялась после чего институт трясло в течение трех недель. По парку бродил экспериментальный материал в виде длинноногих блондинок, вначале поодиночке, потом в обнимку с сотрудниками института. Отдел Теологии в полном составе устроил молебен в теоретическом корпусе и крестный ход вокруг административного корпуса. Экспериментальный материал исчез, но тема неожиданно разрешилась самым благополучным образом. Мне пришлось опять сутками сидеть на вычислительном центре, подбирая безопасный режим этого грозного средства уничтожения извращений. Математическая модель показывала, что могут быть уничтожены не только цели Министерства Обороны, но и отдельные районы столицы, где, как просветил всех Петюнчик, были оазисы наркомании, проституции и криминалитета. После этого важного замечания Петюнчик был повышен до старшего научного сотрудника. А Министерство Обороны успешно испытало установку в пустынных казахских степях, где никаких извращений не наблюдалось.
Был разгар прекрасной московской весны. Мне все больше нравилось работать в Институте. За успешно выполненные задания начальник вычислительного центра отправил меня в недельный отпуск, сказав, что мне надо отвлечься от работы. Первый день отпуска я провел с сыном, мы пошли в зоопарк. Там посетили все павильоны и вольеры, объелись мороженым и вернулись домой полные впечатлений. На следующий день запланировали прогулки на велосипедах по парку, собрали рюкзаки, положили туда конфеты и орехи для белочек и в предвкушении завтрашнего путешествия отправились спать. Но совсем поздно, когда сын уже спал, а я читал вечерний детектив, раздался звонок, и мой начальник, извинившись, сказал, что отзывает меня из отпуска, потому что образовалась срочная работа у связистов, т.е. в отделе Космической связи. И требуется мое участие.