Вовкина планета

Борис Аксюзов
.Хорошо, когда у тебя своё жильё есть, - грустно сказал Вовка, входя в пустую ещё квартиру, которую получила семья его друга Захара.- Мы вот с мамкой который год по общежитиям скитаемся… Вы когда переезжать будете?
- Батя говорит, что через два дня, на выходные, - важно ответил Захар.
- Если что, ты меня кликни, я всегда помочь готов.
Он прошелся по новому паркету, звонко выбивая чечетку, и уверенно сказал:
- Я когда вырасту, обязательно буду такую же иметь, а то и больше.
Его второй друг Артем, скромно стоявший в сторонке, вдруг спросил его.
- А если бы тебе предложили иметь собственную планету, ты бы согласился?
- Ты, Тёма, случайно, не того! – сердито ответил Вовка, крутанув пальцем у виска. – На кой ляд мне такая громадина? И, опять-таки, дом всё равно придется ставить. В шалаше всю жизнь не проживёшь.
- Твоя планета будет совсем маленькая, ты сможешь обойти её всю за один день. И климат на ней будет теплый, без дождей и снега. Спать можно будет прямо на земле, даже ничем не укрываясь. Вокруг будут расти сады, плодами которых ты сможешь питаться. Например, там будут хлебные деревья, а из кокосов ты будешь добывать молоко. По мне больше ничего и не надо.
- А я без мяса не могу, - возразил Вовка. – На одном молоке долго не протянешь.
- А ты кроликов разведи, - посоветовал Захар. – Очень вкусное мясо из них получается.
- Нет, кроликов убивать надо, а я такого никогда в жизни не делал. Даже по воробьям из рогатки не стрелял. Вот если бы на этой планете запас свиной тушенки имелся, я бы согласился… Хотя, это тоже не годится: а куда бы я пустые консервные банки девал? Планета-то маленькая, если начнёшь их в землю закапывать, траву повредишь, спать не на чем будет. Нет, Тёма, не надо мне никаких планет, нам бы с мамкой квартиру получить, и живи – не хочу!

Они разошлись, но мысль о собственной планете, видимо, не давала Вовке покоя, потому что на следующий день он пришел к Артёму домой и спросил его:
- Слушай, Тёма, а про планету ты сам придумал или кто тебе рассказал?
- Нет, - ответил Артём, - я книжку про это читал. Мне её на день рождения родители подарили. «Маленький принц» называется.
- Так ты дай мне её почитать. Уж больно занятно получается: один человек целой планетой владеет.
Артем достал с этажерки большую красивую книгу и протянул её Вовке:
- Хорошо, возьми. Только смотри, не заныкай. Всё-таки это подарок.
- Не бойся, не заныкаю. Я, вообще-то, книжки не люблю читать, всё больше телевизор смотрю. Просто любопытно стало: как это можно одному на планете прожить, где всё есть…

Через три дня он вернул Артёму книгу и уважительно сказал:
- Интересно написано. И принц этот, пацан, видать, не хилый: порядок у себя на планете навел, как в парке имени Горького. Только фантазия это сплошная, вроде сказок для малышей. А ты знаешь, про слона-то я сразу догадался, что это его удав проглотил. Никто у нас во дворе не догадался, что к чему, а я сходу увидел, что это слон!
И Артем понял, что Вовка не дочитал книгу до конца. Он даже ничего не сказал ни о Розе, в которую Маленький принц был влюблен, ни о Лисе, с которым он подружился!
Но вскоре он заметил, что его друг стал больше читать и увлёкся астрономией. Когда они гуляли на пустыре в темное время суток, он показывал Артему и Захару, где какая планета находится. И его даже учительница похвалила, когда он на уроке природоведения толково объяснил всему классу, что такое астероид.

С тех пор прошло много лет. Вовка с мамой получили двухкомнатную квартиру в Черёмушках, потом он окончил школу и поступил в строительный институт, потому что с детства любил собирать из кубиков красивые жилые дома и железнодорожные вокзалы. А после первого курса записался в студенческий стройотряд, который направили в Истринский район, где надо было отремонтировать заброшенный пионерский лагерь.
Там ему очень понравилось. Работа была нетрудной, а жили они на берегу тихой речки, в которой можно было купаться и ловить рыбу. По выходным за «бойцами стройотряда» приезжал автобус, который отвозил их в районный центр, где они могли сходить в баню, кино или ресторан.
Но в то памятное воскресенье автобус сломался, и студенты слонялись по территории пионерлагеря, не зная, чем себя занять. Кто-то пытался прокатиться на «чертовом» колесе с помощью мускульной силы своих товарищей, кто-то задумал приладить отбитый нос гипсовому пионеру с горном в руке, а Вовка решил прогуляться вдоль реки, чтобы узнать, куда она впадает.
Но не прошел он и ста метров, как увидел на берегу кострище, а рядом – огромную кучу мусора, которую, видимо, оставили после себя горожане, приехавшие сюда на пикник.
«Непорядок! - подумал Вовка. – Придут пионеры, чтобы искупаться в реке, а здесь такая свалка отбросов из бутылок и недоеденных шашлыков».
И он вернулся в лагерь, нашел там грабли, совковую лопату, с десяток мешков из-под алебастра и принялся сгребать этот хлам в кучу и наполнять им мешки, чтобы потом вывезти их на самосвале вместе со строительным мусором.
- Ты чем здесь, Крылов, занимаешься? – спросил его проходивший мимо доцент Александр Соломонович Богатин, руководитель стройотряда.
И тут Вовка вдруг вспомнил про книжку о маленьком принце, которую ему когда-то дал почитать его друг Тёма, и ответил доценту словами из неё:
- Да вот на своей планете порядок навожу.
Вероятно, Александр Соломонович тоже читал эту сказку, потому что не удивился такому ответу, а, улыбнувшись, сказал:
- Похвально! Я тебе сейчас ребят на помощь пришлю, чтобы тебе скучно не было.
- Не надо, Александр Соломонович, мне такой помощи.
- Почему? Чем она тебя не устраивает?
- Потому что они не могут отличать всходы вредных баобабов от ростков прекрасных роз и будут уничтожать всё подряд. И тогда моя планета превратится в пустыню.
Доцент задумался и ушел, а Вовка продолжал работать до самого вечера, пока не стемнело…

Спустя месяц приехала комиссия из Москвы принимать завершенный объект работы. Её возглавлял сам замминистра, человек весьма придирчивый, но обладающий тонким чувством юмора, которым он, в основном, пользовался для того, чтобы унизить своих подчинённых. Осмотрев отремонтированные корпуса лагеря, он решил посетить пляж, где пионеры будут купаться и загорать, и спустился к реке. Он был поражен чистотой и ухоженностью этой территории, похвалил подрядчиков в лице доцента Богатина, и уже собирался уходить, когда заметил деревянный щит, воткнутый в песок. На нем большими красными буквами было написано: «Планета Вовки Крылова».
- Не понял, - растерянно сказал он. - Если вы назвали этот пляж планетой в честь академика Владимира Крылова, с которым я лично знаком, так почему так неуважительно: «Вовка»?
И все члены комиссии обратили разгневанные взоры на Александра Соломоновича, по вине которого культурный уровень студентов упал настолько, что они называют уважаемых академиков Вовками!
Но доцент Богатин, проработав в институте более двадцати лет, перевидал много подобных комиссий, а потому ответил спокойно:
- Этот пляж по своей собственной инициативе привел в порядок студент второго курса Владимир Крылов, причем без чьей-либо помощи, а его друзья решили отметить его подвиг этой шутливой вывеской.
- Однако! – грозно произнёс замминистра. – У вас здесь, как я вижу не стройотряд, а Клуб Весёлых и Находчивых. Позовите-ка сюда этого инициатора – индивидуалиста, уж очень мне любопытно узнать, почему он в одиночку порядок на пляже наводил.
Ожидать героя долго не пришлось: Вовка, стоявший тут же в толпе студентов и слышавший весь этот разговор, просто сделал три шага вперед и предстал пред светлыми очами бюрократа.
- Понимаете, товарищ начальник, - сказал он, робко опустив глаза долу, - когда-то в детстве я прочитал сказку о Маленьком принце, который жил на астероиде В-612 величиной с дом. Так вот он говорил так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». И я навёл порядок на пляже, вывез отсюда пять самосвалов мусора и привез столько же машин песка. А чтобы не отвлекать своих товарищей от ремонта пионерлагеря, сделал это сам, без посторонней помощи, чем и заслужил их признательность в виде этого щита.
- Теперь мне всё понятно, - язвительно произнес замминистра. – Для того, чтобы благоустроить детский пляж, вам своего ума не хватило, понадобилось прочитать сказку этого, как его там, Ганса Христиана Андерсена.
Кто-то из студентов тихо хихикнул, а кто-то закашлялся, чтобы не расхохотаться.
- Эту сказку, товарищ начальник, написал Антуан де Сент-Экзюпери, - вежливо пояснил Вовка.
Такого замминистра уже стерпеть не смог: во-первых, этот любитель сказок уже дважды назвал его «товарищем начальником», а, во-вторых, уличил его в незнании шедевров мировой литературы в присутствии подчинённых ему клерков.
Побагровев всем своим щекастым лицом, он заорал:
- Я отказываюсь подписывать акт о приёмке пионерлагеря, и поставлю вопрос на коллегии! А пока издам приказ о наказании виновных
- Правильно, - поддержал его Вовка. – Однажды Маленький принц посетил астероид В-325, на котором жил одинокий король, и дал ему мудрый совет: «Если вашему величеству угодно, чтобы ваши повеления беспрекословно исполнялись, вы могли бы отдать благоразумное приказание». А что может быть благоразумнее приказа о наказании неблагоразумных любителей сказок?
И тут Александр Соломонович Богатин понял, что Владимр Крылов больше не будет учиться в их институте, ибо он прилюдно оскорбил самого замминистра народного образования. И все студенты, стоявшие вокруг, поняли это тоже. И, когда кортеж приемной комиссии удалился в сторону Москвы, они пригласили Вовку в столовую, где был уже накрыт стол для этой самой комиссии. Но чтобы продукты не пропали, доцент Богатин разрешил устроить там банкет для главных виновников торжества, студентов институтского стройотряда.
Они пили шампанское и коньяк, закусывали мандаринами и семгой, танцевали рок-н-ролл и пели песню «Орлята учатся летать». И никто из них не посмел сказать, что Вовка поступил неблагоразумно…
Но Судьба поступила с ним благосклонно. Еще до начала учебного года «товарищ начальник» был арестован и отдан под суд за вымогание взяток, и Вовка продолжил учёбу в институте.
Потом я потерял его из вида, и не знаю, как сложилась его дальнейшая жизнь.
Так же, как не знаю, где и как живёт сейчас Маленький принц…