Хронос и Кайрос

Игорь Манухов
Текст из МАНУскрипа 22)

        В мифологии и космогонии древней Эллады существовали два божества, символизирующие время – Хронос и Кайрос. Хронос – одно из первоначал, создавший из своего семени огонь, воду и воздух. Хаос породил самое древнее, что было в нашей начинающейся Вселенной – время, которое эллины и называли Хроносом. Теперь всё уже происходило во времени, поскольку пространство только зарождалось. Не путать с Кроносом, отцом Зевса, хотя такая путаница порой имела место в связи с созвучием имен. И часто римским аналогом Хроноса считают Сатурна. Но он, скорее – брат Кроноса. Начальная троица богов – Зевс (эфир), Хтония (хаос, подземные глубины) и Хронос. Сказывали, что из семени Хроноса произошло и первое поколение богов. Хронос являл собой время в количественном аспекте, время прошедшее и всё пожирающее. Это время линейное, привычное нам, в котором каждый час не больше и не меньше другого, время календарное, последовательность дней, событий, лет. В Афинах на двенадцатый день первого месяца Гекатомбеона происходили праздники, посвященные богу Хроносу.
        Кайрос (благоприятный момент)в Элладе – это бог счастливого мгновения, неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно и им трудно порой воспользоваться. Он обращает внимание человека на тот момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха. Это младший из детей Зевса, бог, почитаемый эллинами. Кайрос – это не количественное, а качественное время, это миг удачи, не подчиняющийся предопределенности, вспышка, во время которой можно изменить судьбу. Он изображался в виде крылатого юноши, причем с крыльями и на спине, и на ступнях, с единственной прядью на голове. В руках у Кайроса весы, что говорит о справедливости судьбы, предоставляющей человеку шанс на удачу. Кайрос, порожденный временами года бесконечно перемещается в Вечности и бежит между людьми с такой скоростью, что его невозможно догнать. Увидеть Кайроса можно столкнувшись с ним лицом к лицу, а как только увидел, сразу хватать за чуб, иначе Кайрос убежит, блеснув напоследок гладким лысым затылком. Кайрос – это Высшее Благо, а, чтобы его поймать, нужно обладать качествами, даруемыми Афиной и Прометеем, а именно, разумом и интуицией. Древние связывали Кайроса с Афродитой, силой проявленной Любви, порождающей времена года. Кстати, тех, кто не принимал любовь, Афродита жестоко и беспощадно карала. Кроме того, в метафизике есть понятие Онто-Кайроса – Единого Сокровенного Божественного Начала, которое находится у истоков всего сущего, и дает импульс для начала цикла Космического Сотворения. Блаватская это Начало именовала Фохатом. Когда на пути встречается Кайрос, есть возможность создать новый цикл и новую жизнь.
        Но есть и еще одна транскрипция этого имени. Порою проходят годы и почти ничего в памяти не остается. Но бывают мгновения, не подчиняющиеся линейному времени. Кайрос – время божественное, материнское, рождающее. Это тот самый миг, который короче миллионной доли секунды (секунды подчинены Хроносу), и это миг, который никогда не кончается. Это то самое мгновение здесь-и-сейчас, миг настоящего времени. И что есть вечность? Это вовсе не бесконечно длящееся линейное время, в котором неизбежно должна быть точка «А» и точка «В», это именно Кайрос, вечное «сейчас». Когда я пытался ощутить время в Той, Божественной Матрице, которое порой описывают как круглое, или спиральное, то понял, что ближе всего ощущение Кайроса. Но самое удивительное то, что Хронос и Кайрос не только не противодействуют, но как-то связаны друг с другом. И потому все программы, создаваемые Там, в Матрице, на уровне проектов, чертежей, эскизов, предопределений, потом с невероятной точностью до дня, реализуются в наших постройках, ситуациях, событиях, в нашем линейном времени Хроноса. Мне столько раз довелось в этом убеждаться!
        Сейчас время Нового года. И пора переместиться В Рим, вспомнить Сатурна и Януса. В Риме главным праздником года были Сатурналии – в честь Бога Времени. Начинавшиеся 17 декабря и длившиеся неделю. В эти дни отпускали на свободу рабов, господа и слуги менялись своими обязанностями, школьники освобождались от наказаний. Люди обменивались подарками, светильниками и глиняными фигурками, жгли свечи, выбирали «королеву бала» и шуточного «царя сатурналий», царило безудержное веселье. В IV веке н. э. сатурналии были приурочены к празднованиям Рождества и Нового года. Многое из обрядов вошло в христианские Святки.
        Это был самый любимый праздник. За которым следовал Новый Год, отождествлявшийся с Янусом, который был богом двуликим не потому что двуличный, а потому что у него, согласно верованиям римлян, было два лица: старым, бородатым лицом Янус смотрит в прошлое, а молодым – в будущее. На этом остановлюсь, не буду излагать все перипетии с юлианским и григорианским календарями, прояснять, почему летоисчисление мы ведем не от Рождества и проч. Об этом писано-переписано. Спасибо!