Вечный двигатель начала 18го века

Игорь Прохоров
Изготовитель этого двигателя Johann Ernst Elias Bessler (1680 – 1745), взявший себе псевдоним Orffyreus, испробовал много профессий, прежде чем нашел свое призвание. Он был врачом, алхимиком, гравером, часовых дел мастером, инженером-механиком и т. д. Но в историю он вошел как создатель якобы работающего вечного двигателя, известного под названием Bessler Rad (колесо Бесслера). Хотя академическая наука утверждает, что вечных двигателей не бывает, однако в музее города Гера до сих демонстрируется работающая модель колеса. Когда сотрудник музея убирает цепочку, препятствующую работе, колесо начинает вращаться.

Какая сила заставляет вращаться колесо? Или сотрудники музея провели к колесу тайный привод от постороннего источника движения? Надо сказать, что самого Бесслера под конец его карьеры обвиняли именно в таком жульничестве. Однако, информация о том, будто на колесо был сделан тайный привод через стену из соседнего помещения, где в момент демонстрации находилась служанка, пошла со слов самой служанки. Известно, что служанка стала рассказывать об этом только после того, как она проворовалась и Бесслер ее выгнал. Поэтому вполне может быть, что служанка просто решила отомстить своему хозяину и оболгала его.

Первая демонстрация работающего колеса была организована Бесслером 12 ноября 1717 года в замке своего покровителя ландграфа Карла Гессен-Кассельского. А замки строят из камня, но не из дерева. Поэтому чтобы сделать тайный привод в соседнюю комнату, нужно было пробить каменную стену. И после окончания "презентации" заделать все дырки в стене настолько тщательно, чтобы люди графа ничего не заметили. Такое возможно? Я очень сомневаюсь. Известно, что граф за столь выдающийся результат подарил своему подопечному целое поместье в личную собственность, значит был уверен в честности своего клиента. И тут уже не важно, разбирался ли граф в законах физики. Важно то, что люди графа никаких заделанных дырок в стене не нашли.

Перед презентацией колесо внимательно осмотрели, убедились в отсутствии скрытых веревок и проводов и опечатали комнату с колесом на две недели. По окончании отведенного времени комнату вскрыли и обнаружили, что колесо работает. Второй этап проверки занял уже два месяца. Но и через два месяца колесо работало. После этого слава о талантливом изобретателе вечного двигателя стала распространяться по Европе со скоростью лесного пожара.

Изобретение состояло из самого колеса, двух маятников по бокам и четырех деревянных брусков между колесом и маятником, которые постоянно поднимались вращающимся валом и снова падали на специальную подставку под действием собственной силы тяжести. Бесслер не рассказывал о природе источника движения своего колеса. Скорее всего, он и сам этого не знал. Внутреннее устройство колеса он также держал в тайне. Но все же иногда в разговоре кое-какие детали раскрывал. Анализ его откровений позволяет сделать далеко идущие выводы.

Когда его однажды спросили о необходимости маятников, Бесслер ответил, что они нужны для стабилизации вращения. Однако маятники никогда с этой целью не используются, вращение стабилизируется маховиками, то есть колесами большой массы. У Бесслера было именно такое колесо. Поэтому напрашивается вывод, что все разговоры о каком-то сложном внутреннем устройстве колеса были дезинформацией, специально распространяемой изобретателем для увода внимания в ложном направлении, а источник движущей силы крылся в маятниках. И тогда закономерно напрашивается вопрос: а можно ли организовать такое движение маятника, чтобы он раскачивался с постоянно увеличивающейся амплитудой только за счет внутренних сил?

Если кто-то ответит, что это невозможно, он будет неправ. Вспомните самые обычные детские качели. Это точно такой же маятник, который стоял в устройстве Бесслера. Качели достаточно легко раскачать только внутренними усилиями, и многие дети умеют это делать. Для этого нужно приседать в самой верхней точке амплитуды и распрямляться в самой нижней ее точке. Когда мы приседаем в самой верхней точке амплитуды, мы тем самым смещаем центр тяжести маятника немного вниз и увеличиваем радиус вращения. А при подъеме из согнутого положения мы смещаем центр тяжести системы вверх и уменьшаем радиус вращения.

В колесе Бесслера длина маятника менялась с помощью деревянных брусков, установленных по бокам колеса и поднимающимися за счет вращения колеса. Постоянное изменение длины маятника вело к тому, что физический вакуум начинал выполнять полезную работу и отдавать свою энергию. Поэтому необходимо признать, что Бесслер действительно сумел создать первый действующий как бы вечный двигатель, хотя объяснить принцип его работы он не мог. Но как часто это бывает в истории, признания от публики он не дождался.

Мои исследования показали, что очень эффективным способом извлечения энергии из физического вакуума является принцип "медленное ускорение + резкое торможение". Этот принцип используется нами в быту довольно часто. Например, в процессе забивания гвоздей. Вот попробуйте гвоздь в дерево не вбить, а вдавить медленным постоянным усилием. Затратите огромное количество энергии, но результат будет слабенький. А когда берете молоток и бьете им по шляпке гвоздя, энергии тратите совсем немного, но гвоздь послушно входит в дерево. Так происходит по следующей причине.

На стадии замаха молотком мы деформируем структуру окружающего физического вакуума, совершаем над ним работу и отдаем в него некоторую энергию. Это стадия "медленное ускорение". А когда молоток входит в контакт со шляпкой гвоздя, он резко тормозится (стадия "резкое торможение") и теперь уже физический вакуум совершает работу над молотком и отдает ему энергии намного больше, чем получил ранее на стадии ускорения молотка. Может отдать энергии в 10-15 раз больше (такие измерения выполнялись). Эта огромная энергия и формирует мощный импульс, загоняющий гвоздь в дерево. Но если мы предварительный замах не делаем, мы не деформируем структуру физвакуума, не совершаем над ним работу и он потом отдать нам свою энергию не может. В случае детских качелей выполняется тот же самый принцип "медленное ускорение + резкое торможение", как и в случае забивания гвоздя.

Когда стоящий на качелях ребенок приседает в самой верхней точке амплитуды, он смещает центр тяжести системы немного вниз. Это как-бы увеличивает длину подвеса. А чем больше длина подвеса, тем медленнее качается маятник. С точки зрения науки ребенок таким способом обеспечивает выполнение стадии "медленное ускорение". Затем распрямляясь в самой нижней точке амплитуды, ребенок смещает центр тяжести системы вверх и тем самым уменьшает длину подвеса, заставляя качели двигаться быстрее. То есть обеспечивает выполнение стадии "резкое торможение". И в итоге добивается того, что в качели начинает поступать энергия из физического вакуума, которая позволяет раскачать качели чуть ли не до полного вращения вокруг оси.

Скорее всего, Бессллер в свое время просто подсмотрел этот способ раскачивания на обычных детских качелях. А будучи механиком и часовых дел мастером, он сообразил, как можно построить вечный двигатель на этом принципе.

Несколько месяцев назад мы делали презентацию наших проектов перед преподавателями одного ВУЗа. В частности, показывали им наши действующие модели и рассказывали про колебания маятника переменной длины. В науке такой маятник называют параметрическим, а его колебания называют параметрическими колебаниями. Что интересно, еще в 30х годах прошлого столетия советскими учеными Мандельштамом и Папалекси было обнаружено, что в параметрическом маятнике наблюдается постоянное приращение энергии. И об этом мы тоже рассказали. Но нас встретили очень отрицательно, даже враждебно (ведь мы покусились на закон сохранения энергии). В свое время Мандельштам и Папалекси тоже огребли неприятности за свою статью, так как они только выявили нарушение закона сохранения энергии в параметрическом маятнике, но не предложили источник энергии, который мог бы исправить такую ситуацию. Мы источник энергии предложили, но переубедить скептиков не сумели.

Однако, среди слушателей нашелся таки один умный профессор, который решил математически проверить все наши рассказы про приращение энергии в параметрическом маятнике. Так как он мастерски владел математикой, для него не составило большого труда вывести все необходимые формулы и выполнить расчеты. Оказалось, что кинетическая энергия параметрического маятника действительно постоянно увеличивается. Формулы не показывают, откуда берется энергия, они показывают только сам факт увеличения энергии. А об источнике энергии нужно догадываться самому. Мы считаем, что в параметрическом маятнике (и в колесе Бесслера, как его разновидности) энергия идет из физического вакуума, что в астрономии известно под названием "темная энергия".

Колесо Бесслера нельзя назвать настоящим вечным двигателем, хотя оно очень напоминает таковой. Настоящий вечный двигатель должен работать до тех пор, пока будет существововать наша Вселенная (конечно, при условии, что отсутствует износ деталей, поломки и прочие технические трудности). Но установка немецкого изобретателя будет работать только до тех пор, пока будет существовать Земля. Как только наша планета разрушится, исчезнет сила гравитации, действующая на маятник. Следовательно маятник остановится и физический вакуум перестанет совершать полезную работу. Поэтому настоящий агрегат можно назвать гравитационным псевдо-вечным двигателем. Он может работать миллиарды лет, пока будет существововать наша планета с ее гравитационным полем, но через миллиарды лет все равно остановится. Однако, это не умаляет заслуг немецкого гения.