О рае в облаках и клоунах на земле

Геннадий Гаврилов
Жизнь располагает людей иногда витать в облаках.
Хотя бы, недолго и только мысленно.
Мастера кино знают это свойство души, и предлагают свои услуги.
Фильм «Облако-рай»  вышел в 1991году,  когда, можно сказать, всем было не до кино. 
Ещё не появились фильмы «Ворошиловский стрелок», «Бригада» и «Брат», но прототипы их героев уже ждали своих летописцев.
А  в стране в это время уже  распевали:  «Перемен требуют наши сердца».
         Фильм Н.Досталя тоже рассказывает историю о перемене жизни, но в другой тональности,  не в той пафосной, как у певца.
Главный герой фильма, Коля, производит впечатление местного … не то, чтобы дурачка.
Хотя, и есть в лице какая-то убогость. Не случайно актёр А.Жигалов вспоминал, что на экзамене в цирковое училище комиссия заподозрила в нём «больного» - так тонко он играл детскую наивность и простоту.
Не скажешь, что он «не от мира сего»: в этом определении есть оттенок почтения к благородству. Но какой-то «привет» читался и на  лице, и в поведении.
           Действие фильма происходит в ту эпоху, когда соседи по дому ещё не дрались из-за места для стоянки автомобиля, а  ходили друг к другу в гости просто так и по праздникам. Не говоря, уж, о том, что знали друг друга по именам.
Желание вырваться из скучного однообразия бюджетообразующего города или посёлка пришло Коле в голову спонтанно: захотелось минуты славы,  а чем он мог удивить? Вот и пришла в голову героическая идея уехать куда-нибудь, на Дальний Восток, например.
 И соседи так оценили этот порыв, что у Коли уже не осталось шансов взять слова назад.
Сцена проводов до автобуса и в другую жизнь  полна искренних чувств сопереживания и тайных надежд соседей посмотреть на то, что из этого выйдет. И если бы Коля не поймал  «журавлей в облаках», то соседям было бы приятно чувствовать свои синицы в руках.
Есть в народе симпатии к таким романтикам, которые могут «бросить всё» ради сказочной Жар-птицы.
Недаром же Колю полюбила девушка. Это неправда, что женщины любят тех мужчин, за которыми «как за стеной». Они ещё любят за способность души к полёту. А Коля  ещё и песни сочинял, и пел их под гитару. Кто же тут устоит? – Только потенциальная тёща, которая желала счастья своей дочери, а Колю старалась к ней близко не подпускать.
            «Облако-рай», в основном, хвалили за «душевность». Хорошую игру актёра  А.Жигалова  –  особенно.

А в  фильме «Коля, перекати поле»   многие зрители смотрели уже не только на продолжение «Облака», но и на актёра А.Жигалова:
за несколько лет  первокурсник циркового училища стал  всемирно известным  клоуном. Интересно было и то, что клоун, как пророк, состоялся не в своём отечестве.
         …Коля вернулся в свой город с подарками для всех соседей после нескольких лет плавания в торговом флоте. Главная интрига сюжета: у Коли через несколько месяцев после его отъезда родился сын. А мать его через несколько лет вышла замуж за хорошего непьющего человека.
Актёрский состав фильма остался тот же, что был  в «Облаке». Смотрится он с интересом, хотя и есть мнения, что вторая серия не оправдала надежд.
Соседи искренне рады, что Коля не пропал. И даже хвалят его за то, что он  не «перекати-поле», а «переплыви море». Сочувствуют ему в том, что своим приездом он только мешает матери его ребёнка, которая устроила свою личную жизнь. Трагедия упорхнувших из рук синиц больно ударила Колю.
Но он без колебаний соглашается не мешать чужому счастью. 

 И что бы сказали об этом сериале  такие критики как Добролюбов или Белинский?
В чём соль фильма? Кто для зрителей Коля: герой нашего времени или лишний человек? Конечно, есть и Онегинская тоска, и Печоринская печаль.
Но не тот масштаб. Понятно, что люди теперь другие. Но не до такой же степени. Считается, что кино, как басня, должно быть с моралью.
 Это от клоунов ничего не требуется – лишь бы смешили...

Разве не удивительно, что ни словом, ни духом фильм не упоминает ничего из того, чем жила в то время страна? Разве достойно художника прятаться от жизни за имитацию погружения во внутренний мир ничем не замечательного жильца старого панельного дома в забытом богом городке или посёлке?
Где это авторы отыскали такой дом и таких людей, которые бы в то время не обсуждали новости из телевизора и кандидатов на выборы во власть?
Если чуть прищуриться, то в фильме можно увидеть и тонкий сарказм по поводу душевных качеств народа, и грустный укор его свойству стоять там, где привяжут.
И даже  укор тем, кто  поддаётся романтике поисков самого себя: «На одном месте и камень мхом обрастает».
Настораживает и полное отсутствие признаков возвращения к религиозным истокам. Будто их и его не было совсем.
Уже нельзя, допустим, требовать, чтобы фильм содержал в себе нравоучение.
Но не может же он совсем не излучать никакой энергии…
Неужели Коля с его соседями – это и есть тот глубинный народ, который, если что, скажет своё веское слово?
          А.Жигалов восхищается творчеством Ч.Чаплина, который всячески выражал сочувствие и симпатии «маленькому человеку». Герой Жигалова слишком маленький. Стоило ли его так пристально рассматривать? Неужели больше не на что смотреть?
Сына он родил по нечаянности. А женился бы, так, может быть, рассудил бы, как его друг Федя: «А что я могу дать детям?  – ничего…».  И решил бы  « не плодить нищету», когда событием считается покупка новой кастрюли.
    Почему в фильме царит  скука, тоска и умеренное пьянство  в ответ на заедание среды, а не попытка сопротивления?
Женщина, которая в выходной день ловит в проруби мелких ершей для пропитания детей – это сильный образ. Но ни Коля, ни его друзья и соседи ни разу даже не заговорили о  правде и  справедливости...
Если это всё – правда, то это приговор. Если неправда – то зачем её показали с претензией на задумчивость?
Случайно ли  соседей Коли играют актёры, исполнявшие роль Шарикова в «Мастере и Маргарите» и Виктор Палыча в «Бандитском Петербурге»?
          И всё-таки, фильм производит хорошее впечатление, будит добрые чувства. Возможно, на фоне фильма «Интердевочка», давшего  повод полагать, что страна отдаётся за неприличную плату всем желающим  от Японии до США.
«Облако» и «Коля-перекати поле» не призывают куда-то бежать сломя голову и, тем более, будить лихо, пока оно сидит тихо  на кухнях панельных домов,  а только осторожно намекают, что от себя не убежишь. И даже больше: они утверждают, что, погнавшись за большой удачей, можно потерять и то малое, что  ещё даётся человеку.
         
Актёр А.Жигалов счастлив тем, что нашёл своё призвание.
От российского гражданства он не отказался, но признаёт, что уже не чувствует себя вполне русским, потому что счастливо избежал того, что пережили и продолжают переживать многие  россияне и его земляки из сурового Челябинского края. 
Событий его жизни, наверное, хватило бы на продолжение сериала о Коле.
И авторам третьей  серии было бы трудно уклониться от вопроса: хорошо ли это, пригодится не там, где родился?
Это была бы самая яркая серия. Правда, судьба А.Жигалова не кажется закономерным результатом поступков его героя. Она, скорее, исключение из правила и чудо.
Но в конце фильма «Коля-перкати-поле» мать сына Коли говорит: «Если верить в чудо, то оно исполнится». 

А. Жигалов  уехал из России в Германию, где, по его словам, была работа по контракту… клоуном. Клоун О.Попов тоже уезжал из России в Германию, выразив сожаление в связи с потерей всех накоплений в результате дефолта. «Я не хочу быть на Родине нищим!» - говорил он.
 Жигалов избегает таких острых заявлений. Но и не скрывает, что в Германии ему нравятся и жизнь, и люди.
Клоун  В.Полунин также с 1988г работал и жил в основном за границей.
Можно поразмышлять, почему одни клоуны покидают страну, а  другие в ней остаются и становятся главными.

 Говорят, что политика – это искусство возможного. - Возможно.
 А фильмы  – это точно не только дело вкуса авторов, но, иногда, ещё и искусство хоть что-то сказать в условиях невозможности говорить всё, что хотелось бы.