Ковер, как утопия

Олег Сенатов
В фильме Романа Михайлова «Отпуск в октябре» (Россия, 2023) нарисована гротескная  картина кинематографической тусовки, не лишенной известной привлекательности, но кажется, что ее участникам все время чего-то не хватает, и они ищут философский камень в советском прошлом, полагая, что он скрыт в низкокачественной советской пленке «Свема», и его можно выявить, разыгрывая сцены из убогих советских фильмов. Другой возможный путь – вглядывание в узоры советских настенных, напольных и накроватных  ковров – этому занятию посвящен великолепный пролог. Финал этого фильма не поддается столь же простой интерпретации; я его понимаю так, что его героиня – представительница  нового поколения, осмотревшись, - усомнилась в правоте старших, задумавшись о пути альтернативном.
Тема советского ковра прозвучала в еще одном недавно вышедшем фильме – «Нише» Антона Ермолина (Россия, 2022). Его герои – бывший инженер, занимающийся перевозкой мебели,  подруга главного героя, служащая билетером в кинотеатре, его приятель, - бывший пианист, работающий охранником, -  чувствуют себя неустроенными в этом мире, и ищут в жизни какой-то отдушины; главный герой, Вячеслав Тихонов, очищает среду от отрицательной энергии, и упаковывает ее в трехлитровые банки; его подруга Марьям занимается ковроткачеством, но эти занятия неспособны сделать их счастливыми. Все надежды – на нахождение ниши, куда можно было бы спрятаться от окружающей действительности. И тут появляется Вестник, одетый в каракулевую шапку - «пирожок» (такую можно было увидеть на Горбачеве), и приглашает Вячеслава Тихонова на Землю Обетованную под именем Йошкар-Ола. Он туда отправляется немедля, и попадает в реализованную утопию – фантастический город с удивительной архитектурой и интерьерами, увешанными, и исстеленными советскими коврами; ковры, свернутые в рулоны, даже повсюду поставлены вертикально,. Пещера ведет на театральную сцену, где редкие зрители устраивают Вячеславу Тихонову бурную овацию; ниша найдена; жизнь состоялась; только вот зрителю в это не очень верится. Что ж, зритель всегда прав!
К сказанному следует добавить, что оба фильма великолепны по своей художественной форме; их изобразительные средства, хотя они и используют  опыт мирового кинематографа, пронзительно современны.
                Ноябрь 2023 г.