Судьба капитана Алексеева А. М

Леонард Позолотин
Судьба капитана Алексеева А.М. капитана танкера "Совнефть"

Подвиг моряков танкера «Советская нефть»  не забыт до наших дней.
Впервые я услышал об этом от диспетчеров Одесской нефтегавани-старых танкеристов, дорабатывающие там до пенсии.
Более подробно мне рассказал Николай Иванович Плявин, капитан танкера"Иосиф Сталин".

В 1932 г имя капитана танкера «Советская нефть» Александра Митрофановича Алексеева . облетело весь мир.
Так описывали газеты происшедшее в то время:
«Это случилось в 1932 году в Индийском океане. Экипаж танкера «Советская нефть» обнаружил горящее судно. Капитан танкера А. М. Алексеев считал, что это горит пассажирский лайнер, обогнавший «Советскую нефть» накануне вечера. Высокое пламя свидетельствовало, что на судне большой пожар. Капитан знал, что эфир чист и поблизости не видно других судов.

Капитан собрал совещание старшего комсостава судна и сказал: «Радист принял сообщение: «На горизонте горящее судно. На сигналы не отвечает». Вы сами видели пламя. Считаю своим долгом заявить вам, что международная практика торгового мореплавания не считает нефтеналивное судно обязанным оказывать помощь горящим судам. Ни один из наших восемнадцати танков после сдачи бензина во Владивостоке ещё не дегазирован. Вы сами понимаете, чем мы рискуем, приблизившись к этому адскому плавающему костру... Мы вправе пройти мимо. В этом районе много судов, идущих к Суэцу и из него. Видимо, уже кое-кто из них получил SOS и идёт на помощь. Если мы пройдём мимо, закон будет на нашей стороне. Но мы пока ближе всех к горящему судну, и я полагаю, что это красавец, так лихо обогнавший нас вчера вечером. Там сотни людей. Я принимаю решение идти на помощь. Ваше мнение? Прошу высказаться».

Танкер шел без груза, и его танки после сдачи бензина еще не были дегазированы., и были заполнены парами бензина. По правилам противопожарной безопасности такой танкер не должен был вообще приближаться к горящему судну. Но горел пассажирский лайнер. Высокое пламя свидетельствовало, что на судне большой пожар.
Следовать немедленно для оказания помощи — таково было единое мнение всех собравшихся старших офицеров танкера».

14 мая 1932 года, будучи капитаном танкера “Совнефть”, Алексеев в Аравийском море принял радио маяка Quardafui, смотритель сообщал о горящем судне на горизонте. Пылал французский лайнер, который накануне обогнал “Совнефть”.
По приказу капитана Алексеева гребные шлюпки и катер танкера были выведены за борт, спущены все трапы и выведены за борт бурундуки. Двум машинам танкера дали форсированный ход 18 узлов. Танкер подошёл к горящему судну на максимально возможное расстояние, несмотря на реальную опасность. Приблизившись на минимально допустимое расстояние, танкер лег в дрейф. Танкер   

Позже в своем рапорте капитан А.М. Алексеев писал:
«Ветер зюйд-вест — шесть баллов, волнение — пять баллов. В 4 утра было еще темно. Расстояние до горевшего судна «Жорж Филиппар» составило 300 саженей. На воде плавали светящиеся спасательные буйки, судно почти все было объято пламенем. Остановившись с его наветренной стороны, со стороны его левого борта, с воды мы услышали захлебывающиеся женские крики. В мгновение весь экипаж, спустил по команде приготовленные заранее спасательные шлюпки, которые под управлением помощников капитана понеслись к бедствующему судну, а также туда, откуда слышались жуткие крики людей, находившихся в воде».

Моментально от борта (при зюйд-осте в 6 баллов и волнении 5 баллов) отвалили шлюпки, подбирая людей,плавающих в воде. Уже через несколько минут к борту “Совнефти” причалил бот № 2 под командой второго помощника Шабля В.К.
Бот под командой старпома Голуба снял с “Ж. Филиппара” последних 8 моряков команды во главе с капитаном Виком. Вик сообщил, что каюты нижних палуб отрезаны огнем, и живых на борту не осталось.

Моряки “Совнефти” спасли 435 человек (262 пассажира и 173 члена команды “Жоржа Филиппара”), среди которых были миллиардер Дрейфус и популярная актриса Пола Негри. Дрейфус порывался отблагодарить команду чеком на 5 миллионов франков (миллион капитану, остальное команде).
“Вы пережили смерть, месье, неужели вы теперь хотите оскорбить людей деньгами”, – отклонил широкий жест капитан Алексеев.

Спасательные работы завершились и танкер "Советская нефть" взял курс на Аден.
Через сутки потерпевших приняли подошедший лайнер “Андрэ Лебон”.

Судно было вне очереди пропущено Суэцким каналом, а поднявшийся на борт представитель компании "Мессажери Маритим" (той самой, что принадлежал погибший лайнер) вручил капитану Алексееву именной секстант и золотые часы. Решением французского правительства танкеру "Советская нефть" было предоставлено бессрочное право беспошлинного захода в любой из французских портов.

Капитан Алексеев был удостоен высшей награды Франции ордена “За храбрость и самоотверженность” 1-ой степени. Одиннадцать членов экипажа были награждены золотыми и серебряными медалями Франции. Танкеру “Совнефть” была дана единственная в мире привилегия – бесплатный проход Суэцким каналом.

Всего наши моряки спасли 438 человек, в том числе 261 пассажира (из которых 30 детей и 72 обожжённых и раненых) и 176 человек команды. танкер поднял на борт свои шлюпки и четыре спасательных бота лайнера.
Горящий "Жорж Филиппар" продолжал свой неуправляемый дрейф в Аравийском море еще в течение трех суток. Наконец, 19 мая все было кончено — судно затонуло в 145 милях от м. Гвардафуй. Жертвами морской трагедии стало 90 человек.

Танкер был вне очереди пропущен Суэцким каналом, а поднявшийся на борт представитель компании "Мессажери Маритим" (той самой, что принадлежал погибший лайнер) вручил капитану Алексееву именной секстант и золотые часы.
Впоследствии посол Франции в СССР наградил орденами и медалями Почетного легиона 11 членов экипажа. Решением французского правительства танкеру "Советская нефть" было предоставлено бессрочное право беспошлинного захода в любой из французских портов.

С началом Великой Отечественной Войны капитан Алексеев- лоцман порта Поти. В 1943 г. командирован на Дальний Восток. На танкере “Совнефть” совершил рейс в США, где принял у закупочной комиссии п/х “Мариуполь” (“Либерти”). На обратном пути из США случилась авария. Военным трибуналом осужден на 8 лет условно.               
Работал инженером в Управлении Дальневосточного пароходства. В 1945 году освобожден от наказания по амнистии.               
После войны А.М. Алексеев возвратился в Одессу, служил лоцманом в Одесском порту.
Скончался известный капитан в 50-х годах,  Похоронен на 2-м христианском кладбище Одессы. На его могиле  был установлен металлический крест.


P.S.
В 1968 году я услышал об этом во Франции. танкер "Чебоксары"  выполнил рейс с патокой (меласса) из порта Пуент-а-питр (Гваделупа)  на порты Лориан и Руан.
В Лориане представители фирмы-получателя сказали, что судно собирается посетить глава фирмы Луи Дрейфус. Они сказали, что Луи Дрейфус один из 12 самых богатых людей во Франции.  Они предупредили, что он старый человек, ему за 70 лет, у него строгая диета, поэтому никаких угощений.
На следующий день утром на борт по трапу бодро поднялся пожилой мужчина и с нм еще двое. Я представился, мы прошли в каюту. Дрейфус поинтересовался нашей методикой выгрузки патоки, так как, по его словам, в другом порту Франции уже две недели стоит греческий танкер  с таким же грузом. Мы рассказали что мы делаем для ускорения выгрузки. В каюте, был уже сервирован стол, я предложил тост за успех фирмы.
Дрейфус не отказался, выпил рюмку водки и закусил бутербродом с чёрной икрой.
Он сказал, что его семья давно работает с Россией, и рассказал , что в 1932 году его спасли советские моряки во время пожара на пассажирском лайнере «Жорж Филиппар». и что он запомнил имя капитана Александра Алексеева и название танкера "Советская нефть".