Патриарх Гермоген казак, остановивший смуту

Новосельцев Григорий Петрович
Миссионерское давление католического Запада на православный Восток началось после разрыва Рима с Православной Церковью. В 1204 году западные союзники-крестоносцы разграбили столицу Византийской империи и пытались уничтожить восточно-римскую государственность. Сорок лет спустя, Рим напал на Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием. Галицкий князь Даниил Романович пытался найти поддержку на католическом Западе, но в результате потерял свои земли, православие и русскую идентичность. Сегодня Галицкая Русь является точкой вторжения для католической экспансии на Восток.

Северо-восточная Русь выбрала другой путь. Князь Александр Невский, находясь в вассальной зависимости от татарского хана, понимал, что главная угроза для Руси исходит с Запада, там, где находится опасность для Православия. Благодаря его защите Православия и Россия сохраняли свое историческое будущее.

Через три с половиной века, когда Россию навязчиво атаковала католическая агрессия, Патриарх Ермоген стал непоколебимым сторонником Православной Веры и Православного Царства.

Время патриаршества Ермогена (1606-1612 гг.) пришлось на период Смутного времени. В это время страна лишилась государственной власти и сильной армии. Все структуры управления, сословные и хозяйственные связи были разрушены. Война за корпоративные и сословные интересы сильно разделила общество. Лидеры оппозиции поддерживали того или иного самозванца в противостоянии с "ненастоящим" царем. Было много самозванцев, включая Лжедимитрия II и других. Вооруженные банды терроризировали население.

Люди искали спасение в городах, в то время как деревни были разрушены и сожжены. Народ страдал от голода.

Эта ужасная эпоха в России началась при царствовании Бориса Годунова (1598-1605). Борис стремился утвердиться на престоле и сделать его династическим, что противоречило интересам боярской верхушки. Польша, особенно польско-литовское государство Речь Посполитая, играла важную роль в этом периоде. Знать Речи Посполитой ассимилировала многие западно-русские фамилии, превращая их представителей в поляков и католиков. Из Польши пришел самозванец, притворяющийся спасшимся царевичем Димитрием, который был поддержан сильными силами. Папа Римский писал этому самозванцу: "Ты избран Богом, чтобы вернуть москвитян в объятия их духовной матери и чтобы народы приняли католическую веру".
В 1605 году, после того как Лжедмитрий въехал в Москву под триумфом, началась героическая защита Православного Царства святителем Ермогеном. К тому времени он уже был архиереем Казанской епархии, а с 1598 года - митрополитом. Ермоген всю свою жизнь до Смутного времени связывал с Казанью. Он родился здесь приблизительно в 1530 году, начал свое служение священником в местной церкви и был свидетелем явления и приобретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Позднее, святитель Ермоген, будучи уже митрополитом, написал книгу о явлении этой иконы и о чудесах, происшедших с ней.

Когда Лжедмитрий вступил на престоле Московского Царства, он учредил знакомый ему с Запада Сенат. Однако, когда вопрос о его браке с католичкой Мариной Мнишек был рассмотрен в Сенате, митрополит Ермоген сильно возражал против этого. В то время святитель не знал, что Лжедмитрий уже скрытно перешел в католицизм и был женат на Марине по католическим обрядам, а также дал обещание привести русский народ в унию с католической церковью. Под его руководством в Москве архиепископом был назначен грек Игнатий, который обучался в Риме. Этот патриарх был легко заинтересован самозванцем и стал соучастником в великом обмане, который был направлен на обход требования русских архиереев о перекрещении Марины. Ермоген обратился к Лжедмитрию, говоря: «Христианскому царю не стоит брать некрещеную жену и приводить ее в святую церковь, а также строить католические храмы. Не делай так, царь, потому что ни один из прежних царей не поступал так, а ты хочешь сделать это». Лжедмитрий приказал опалить Ермогена. Святитель был отправлен в Казань. Приказ был лишить его звания и заключить в монастырь, но этому помешала гибель самозванца.

Боярская партия осознала, что новый царь не является их сторонником, а жители Москвы явно ощутили дух католической и иностранной оккупации. 14 мая 1606 года группа бояр, во главе с князем Василием Шуйским, восстала, и самозванец был уничтожен. Василий Шуйский стал новым царем. Епископы лишили Игнатия звания патриарха, который был сторонником и соучастником самозванца. Собор назначил Ермогена митрополитом и патриархом. Имеются сведения, что первый патриарх Иов, отказавшийся вернуться на патриарший престол из-за слепоты и старости, указал на Ермогена в качестве его кандидатуры. Началось служение Ермогена-Патриарха, в котором он отдал все силы для спасения Церкви и Отечества.

Первые месяцы правления Василия Шуйского показали его слабость как правителя. Он ограничил свою власть договором с московским боярством, которое поставило его на престол, и не обладал достаточной силой и авторитетом для поддержания устойчивого государства. В провинциях распространялись слухи о возможном возвращении спасенного царя Дмитрия, и народ медленно поднимался к бунту.

Мощи царевича Дмитрия были торжественно перенесены из Углича в Москву. Патриарх Ермоген установил церковное празднование царевича три раза в год: в день его рождения, дня его смерти и дня перенесения мощей. Кроме того, он приказал объявить самозванца Гришку Отрепьева, анафеме во всех храмах.
Однако, никакие усилия не помогли изгнать дух самозванства. Продолжающийся призрак мнимо спасенного царевича продолжал волновать страну, поднимая людей на бунт и собирая их в воровские шайки. После того, как московское правительство с трудом подавило восстание под предводительством Болотникова (Патриарх предал его церковному проклятию), оно столкнулось с еще более страшной угрозой. Лжедмитрий II, объявившийся на южных рубежах, с помощью поляков собрал огромное разношерстное войско под своими знаменами. Это разделило страну. Он осадил столицу и установил свой лагерь в подмосковном селе Тушине. В самой Москве сторонники самозванца предприняли попытку свергнуть царя Василия. Мятежники требовали от Патриарха признать его избрание незаконным. Патриарх с трудом защищал Шуйского, чтобы тот оставался на престоле, но его усилия были тщетны. В июне 1610 года, разгром русского войска, посланного против поляков, осадивших Смоленск, решил судьбу царя Василия. Поляки приблизились к Москве. В Москве снова начались беспорядки. Патриарх попытался защитить царя, убеждая толпу, что измена будет наказана Богом. Однако, на этот раз ему не удалось спасти Шуйского. Царь Василий был свергнут и принужден стать монахом. После его свержения, когда власть перешла к семи знатнейшим боярам, они привлекли на престол Сигизмунда, сына короля Владислава, а Патриарху пришлось отказаться от своего первоначального плана сделать царем молодого Мишу Романова. Патриарх согласился на избрание Сигизмунда, но ставил условием его принятие Православия через Крещение. Несмотря на протесты Патриарха, бояре впустили в Москву армию Жолкевского, коронного гетмана. Король Сигизмунд требовал сдачи Смоленска и ясно дал понять, что хочет править в Москве сам и безоговорочно. Бояре составили грамоту для московского посольства, в которой согласились полностью подчиниться королевской воле. Патриарху было предложено подписать эту грамоту, но он отказался и объявил, что если в Москве появится неправославный царь и не выведет польские войска, он начнет поднимать русских на сопротивление и благословит народ идти на Москву и страдать до смерти. На следующий день Патриарх обратился к народу в церковной проповеди, призывая его защищать православную веру. Однако, ему была приставлена охрана и он стал открытым противником поляков. В глазах русского народа, оказавшегося под иностранной надеждой, Патриарх стал последней надеждой.
Стихийное движение за независимость, которое давно началось в городах, стало организованным. Этому значительно способствовал Прокопий Ляпунов, энергичный рязанский воевода. Города активно обменивались письмами, обсуждая меры для защиты веры и родины. Патриарх играл важную роль в этой переписке, и его имя часто упоминалось. В одном из писем ярославцы писали, что без его помощи все было бы потеряно.

Когда стотысячное ополчение приблизилось к Москве, предатели и поляки снова обратились к Патриарху, требуя, чтобы он приказал ополчению отступить. Однако святейший владыка остался непоколебимым и подвергся угрозам смерти. Его заключение становилось все более мучительным. Штурм Москвы не удался, но Прокопий Ляпунов погиб, и воеводы не смогли согласиться. Впрочем, освобождение Москвы уже было вопросом времени.

В августе 1611 года Патриарх передал свое последнее письмо, продолжая призывать к служению России и вере. Святитель умер от голода 17 февраля/2 марта 1612 года. В ноябре того же года новое ополчение, возглавляемое К. Мининым и князем Д. Пожарским, освободило Москву. В народе вспыхнула радость. Гнев Божий превратился в милость. Но Патриарх Ермоген уже не был свидетелем этого.

В 1913 году, в честь трехсотлетия Дома Романовых, Патриарх Ермоген был почитаем как святой. В Чудовском монастыре планировалось создание церкви и установка его мощей, но это не удалось из-за революции, а затем монастырь был разрушен.

В начале XVII века католицизм преследовал Россию, и она была на грани исторического забвения. На престоле были те, кто поддерживал ватиканского агента, и папский нунций просил патриарха Игнатия принять унию. Однако и этот царь, и этот патриарх исчезли, и на их место пришел великий Ермоген. Может быть, это не просто совпадение, а судьба, посылаемая Богом? Героическое служение святителя Ермогена привело к возрождению России под Романовыми. Интересно, что его прославление пришлось на трехсотлетие династии.

В конце этого великого периода истории нашей страны стоят святой мученик-Царь и святой мученик-Патриарх. В этом есть мудрость. Объединение православной церкви и власти в России возникло в вершинных моментах нашей истории. Как бы ни произошло с Россией и с нами, никто не сможет отнять у нас это.