Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московски

Новосельцев Григорий Петрович
Счел необходимыми рассказать о том чьим именем пользовались самозванцы Это лишний раз подтвердит их ложь и обман.
Благоверный Дими;трий Угличский и Московский, царевич.
Полное житие благоыерного царевича Димитрия, который был известен как угличский и московский царевич, началось в Москве 19 октября 1582 года (или по другим источникам, в 1583 или 1585 год). Царь Иоанн IV Грозный назначил Димитрию и его матери Марии Федоровной, из рода Нагих, удел в городе Углич. Однако после смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат Димитрия, Феодор Иоаннович. Фактически Российским государством правил его шурин Борис Годунов, а не сам Феодор. Борис был властолюбивым боярином. В то время, как Борис получал дары от иностранных дворов наравне с царем, Феодор оставался почти безвольным царем, дела которого определял Борис. Борис знал, что начиная с Феодора, государство признавало Димитрия наследником престола. Сам Борис неоднократно признавал Димитрия в качестве наследника престола в различных делах Феодорова времени.

Изначально дьявол, враждебно настроенный к добру в человеческом роде, увидев скромность и бескорыстие братьев, царя Феодора и царевича Димитрия, решил внушить Борису прельщение властью, чтобы сам стать правителем Руси, когда корень царской линии будет уничтожен. В своем страхе о будущем и обольщенный видением власти, Борис Годунов начал действовать против царевича, рассматривая его как личного врага и намереваясь избавиться от законного наследника трона.

Для реализации своего преступного плана Борис Годунов решил отправить царевича в Углич, удаленный от московского царского двора, вместе с его матерью – вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками.

Стремясь избежать кровопролития, Борис Годунов пытался сначала клеветать на наследника престола, распуская лживые слухи о незаконной рожденности царевича и запрещая поминать его имя во время богослужений. Но такие действия не принесли желаемого результата, и коварный Борис решил распространить новые вымыслы, утверждая, что Димитрий уже с раннего возраста проявляет в себе характер наследственного государя, его отца. Однако Борис считал это недостаточным и понимал, что не сможет взойти на царский престол, пока Димитрий жив, и поэтому он принял решение убить царевича. Попытка отравить его с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия, не удалась: яд не повредил царевичу.
Однако, когда злоумышленники осознали, что злодеяние не может остаться скрытым, они решили совершить его открыто. Борис Годунов через своего сообщника Андрея Клешнина нашел Михаила Битяговского, дьяка, который согласился убить царевича своими руками. Борис послал Битяговского в Углич вместе с его сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым, под предлогом управления делами и хозяйством вдовствующей царицы. Битяговский поручил Волоховой, кормилице Димитрия, вывести царевича во двор в назначенное время. В субботу, 15 мая 1591 года утром, боярыня Волохова позвала Димитрия гулять во двор. Кормилица Ирина пыталась удержать его во дворце, но боярыня силой вывела его в сени, к нижнему крыльцу, где уже находились Осип Волохов, Даниил Битяговский и Никита Качалов. Волохов, взяв Димитрия за руку, спросил: "Это новое ожерелье у тебя, государь?" Царевич, подняв голову, ответил спокойным голосом: "Это старое ожерелье". Волохов ударил его ножом в шею, но не смог достичь гортани. Кормилица, видя гибель своего государя, бросилась на него и начала кричать. Убийца, бросив нож, побежал прочь, но его союзники, Даниил Битяговский и Никита Качалов, нанесли кормилице смертельные удары и, забрав у нее праведного царевича, убили его и сбросили с лестницы. В это время царица вышла на крыльцо, увидев гибель своего сына, и начала громко плакать над ним.
Царица-мать, которая была обвинена в недостатке надзора за царевичем, была отправлена в отдаленный монастырь святого Николая на Восхе, за Белым озером, и изменена в иночество с именем Марфы. Ее братья были сосланы по разным местам, а жители Углича, участники самовольного возмездия над убийцами, были либо казнены, либо сосланы на поселения в Пелым, а других виделили.

Казалось, будто все замолкло или умерло, но народ начал говорить о покойном царевиче, и шепот, хоть и попытки его подавить, только нарастал. Никто не верил угличскому следствию князя Шуйского, которое было подкреплено показаниями стольких свидетелей, как мирских, так и духовных, хоть и было подтверждено указом самого царя. Нельзя было и предположить, что даже сам князь Шуйский верил в это, так как спустя пятнадцать лет после этого, когда он сам был коронован Дмитрием, он написал в документах для народа, что "царевич Дмитрий Иоаннович не прекратился из-за грехов православной веры Великого Государя, и он был убит, как невинное агнце, в Угличе". Он заявил всей России, что "царевич Дмитрий Иоаннович был убит по тайному предписанию Бориса Годунова, из зависти". Патриарх Иов в грамоте 1606 года написал: "Он был невинно заклан руками своих изменников", а патриарх Ермоген в своем повествовании об убийстве царевича, а также многие современники иностранные и русские, все единодушно говорили, что царевич был убит по тайному приказанию Годунова. Ложь, защищающая убийц, стала очевидной, когда в 1606 году был открыт гроб царевича, и было обнаружено, что "в левой руке царевич держал полотенце, вышитое золотом, а в другой – орехи", именно такими вещами его ибыла найдена мертвым. Царевич Дмитрий был похоронен в Угличе в дворцовом храме Преображения Господня.

Однако Господь, видящий не внешность, а намерения, даже до их осуществления, сказал через пророка Исайю: "Мне отмщение, Я возмездие" (Римлянам 12:19). И еще одним пророком: "Грехи отцов наказываются на детях до третьего и четвертого рода, но Его милость простирается до тысяч поколений" (Исход 20:5-6). Он наказал необычными событиями всех, отвечающих за смерть Дмитрия. Борис, взошедший на трон благодаря приписываемому воскрешению мертвого мальчика, был свергнут с престола, а также его семья. Князь Василий Шуйский, самый близкий судья в смерти царевича, который устранял первого Лжедмитрия, был также свергнут с престола во время второй смуты. Но тень царевича оказалась сильнее удерживающего престол царя: он сам стал одним из невольных, будучи заключен, как и его братья, и умер под арестом вместе со всей своей семьей, когда-то так могущественной. Таковы были дела Божьи в отношении Его народа.

Уже во время царствования Бориса Годунова у гроба благочестивого царевича Дмитрия начали случаться чудеса исцеления больных. 3 июня 1606 года, при царствовании Василия Шуйского, при патриархе Ермогене, святые нетленные мощи мученика были обнаружены и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова.
Принятие святых мощей царевича Димитрия в Москве было вызвано необходимостью защиты от самозванца, притворяющегося настоящим царевичем. Ежегодно в Москве отмечались несколько праздников, посвященных царевичу Димитрию, включая день его рождения, день его убийства и день перенесения его мощей. Русская Церковь по-особому почитает святого царевича Димитрия, а город Углич совершает празднование "плащаницы св. царевича", в рамках которого показывают плащаницу и одр, на котором были несены его мощи. Этот праздник отмечается с большой торжественностью, и гражданам Углича приносить своих детей под плащаницу считается обязанностью. Праздник также символизирует веру в то, что душа святого царевича ушла к Царю Небесному, и его день убийства стал днем радости на небесах.
Святитель Димитрий Ростовский также описывает чудесные исцеления, которые происходили по молитвам святого царевича Димитрия. Особенно часто исцелялись люди с проблемами со зрением.

Согласно легенде, после смерти святого царевича, в Угличе был построен храм, посвященный его имени. Этот храм, известный как "церковь царевича Димитрия на крови", стал местом, где хранилось рукописное житие святого царевича, написанное святителем Димитрием.

Во время Отечественной войны 1812 года, во время вторжения французской армии, святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены священником Иоанном Вениаминовым. Он вынес их из Архангельского собора и спрятал в алтаре на хорах Вознесенского монастыря. После освобождения от французской оккупации, святые мощи были торжественно перенесены обратно в Архангельский собор.

В источнике, известном как "Иконописный подлинник", под 15 мая говорится: "Молодой мученик в царской короне и пурпурном одеянии, с молитвенными руками; был убит в Угличе по приказу Бориса Годунова".