Воздушные бои в Заполярье - 2

Андрей Грачев 2
Мироненко Владимир Сергеевич.

Про Кутахова знают очень многие, даже те люди, кто не очень увлекается историей авиации. Фомченков тоже известен достаточно. А вот про Мироненко знают только специалисты. А между тем, в 42 году именно этот ас был душой полка, в большинстве успешных боев именно он командовал советскими группами.

Известно про него мало. Опыт у него был солидный - Халхин-Гол, финская. Побед там, правда, он не одержал, зато приобрёл необходимый опыт. Войну начал в 152 иап, летал на допотопной "чайке", а в октябре его перетянули в 145 иап, где собиралась команда отличных воздушных бойцов. Там он довольно быстро возглавил одну из эскадрилий. Причём, как выяснилось, эскадрилья эта стала лучшей. Здесь служили и Кутахов, и Фомченков, и Бочков. Любимым ведомым Мироненко был Габринец Владимир Михайлович, с которым в паре Мироненко одержал все свои лучшие победы.

Командовать асами - дело непростое, требуется харизма и авторитет. Всё это у Мироненко было с избытком. Он сочетал качества отличного командира и прекрасного аса.

Первого "мессера" ас завалил в составе шестёрки 26 февраля 42 года. К сожалению, эта победа не имеет подтверждения по немецким документам. Как и ещё две победы аса в группе - 9 марта и 26 мая.

Первые победы, которые имеют подтверждение по немецким документам, ас одержал 28 мая, будучи ведущим восьмёрки. В ожесточённом бою пилоты полка сбили два бф-109 из 6 отряда, один пилот, унтерофицер Ханс Эндерле, прибегнул к помощи парашюта, другой дотянул до своих и разбил самолёт на вынужденной.

А 1 июня ас в составе семёрки сбил целых три бф-109. Ожесточённый бой шёл целый час, причём немцы не признают в нем никаких потерь. А 14 числа ас одержал первую личную победу. Вылетев на перехват группы вражеских истребителей, он атаковал и сбил одного из них. По немецким данным, был подбит в бою один самолёт из III группы и после посадки списан.

22 июня в составе шестёрки ас заявил две победы, что в очередной раз не подтверждается данными о потерях немцев. А 8 июля ас вылетел в район Шонгуя ведущим тройки, атаковав небольшую группу немецких истребителей. В бою был заявлен сбитым, как отмечено, лидер вражкской группы, остальные вышли из боя. Немцы подтверждают эту победу советских пилотов. В бою был подбит фельдфебель Франц Штрассер из 7 отряда и при вынужденной разбился насмерть.

12 июля ас, будучи ведущим восьмёрки, заявил очередной бф-109, и в очередной раз от немцев нет подвержения. Зато 19 июля подтверждение есть. В ходе долгого, ожесточённого боя в качестве ведущего восьмерки ас заявил бф-109. Мы выше описали этот случай: пилотом был унтерофицер Ханс Дёбрих, имевший 19 побед на счету.

Стоит отметить, что все эти бои группа аса вела очень слаженно, ни разу немцам не удалось разбить советский строй, и тут заслуга Мироненко особенно велика.

12 августа ас одержал главную свою победу в карьере. Он вылетел на сопровождение Пе-2 в район Мурмаши. Группа была атакована бф-109, ас среагировал быстро, атаковал лидера вражеской группы и зажёг его. Под огнём Мироненко и Габринца бф-109 скрылся из вида, позже наземные посты подтвердили падение. Победу записали на всю тройку, хотя фактически это была победа Мироненко.

В прицел аса попал не просто лётчик, а командир II группы и по совместительству её лучший ас хауптман Хорст Карганико, имевший 52 победы на счету. Он кое-как совершил посадку на брюхо на советской территории, самолёт был разбит, а сам ас всё же был спасен на "шторьхе". Но как-то после этого случая ас перестал рваться в бои, сосредоточившись на командной работе. Мироненко, таким образом, вывел из строя великолепного аса.

Мироненко, впрочем, тоже всё меньше летал, выполняя обязанности помощника командира полка. Только 15 июня 43 года ас смог одержать следующую победу в районе Кандалакши, сбив бф-109. Эта победа стала в его карьере последней. В том бою полк заявил 4 победы, потери 5 отряда составили 2 бф-109, которые были подбиты в бою и разбиты на вынужденных посадках.

После этого Мироненко вскоре возглавил сначала 195, потом 197 иап. Погиб он 1 февраля 44 года. Как вспоминает Гайдаенко, нелепо: в пьяном виде начал крутить на малой высоте пилотаж и разбился. Поскольку в 197 иап Гайдаенко не служил, то видеть этого не мог, писал с чужих слов. Трудно сказать, правда это или нет. Учитывая, что аса посмертно наградили Орденом Красного Знамени, вряд ли это было так.

А вот в боях Мироненко не был сбит ни разу. Да, общая подтверждаемость побед у него не слишком высокая. Но это не отменяет факта, что он был отличный ас. Победа над Карганико - это верх его искусства, но были и другие победы. А самое главное, ведомые им группы отлично дрались, потерь почти не несли, и в этом - его заслуга. Вероятно, именно Мироненко воспитал плеяду великолепных асов, которые долго летали в его эскадрильи. Говоря про историю 19 гиап, его часто забывают. На наш взгляд, совершенно незаслуженно.

Бочков Иван Васильевич.

Этот ас был одним из лучших асов 19 гиап. За карьеру, к сожалению слишком короткую, он одержал 22 победы, из которых 15 составили бф-109. 4 из них он сбил лично, остальные - в составе группы.

Бочков, как и остальные асы, о которых мы говорили выше, начинал ещё в Финскую, где побед не имел. Первую победу он одержал 17 сентября 41 года. Заметим, что он был "старожил" 145 иап, воевал там ещё в Финскую. В тот момент полк действовал на ЛаГГах. По немецким данным, сбит был фельдфебель Йозеф Штиглмайр из 1 отряда JG77, которая позже стала частью JG5.

Затем ас смог сбить бф-109 только 19 февраля в составе группы, и, как мы уже отмечали, был сбит в том бою ефрейтор Герхард Зайбт и попал в плен. Небезынтересно, что он стал первым пилотом новой эскадры, потерянным на Восточном фронте в воздушном бою.

Следующие удачи аса в боях с истребителями были 22 и 23 июня, когда он в составе группы за два дня сбил 4 самолета бф-109. Мы рассказывали про те бои в статье о Кутахове, поэтому повторяться не будем.

Целых три победы над бф-109 ас оформил 29 июня в составе группы. В том бою крепко досталось 6 отряду. Во время вылета группа была обстреляна огнём ЗА, после чего на неё набросились истребители из 19 гиап и 122 иап ПВО. Потери составили как раз три самолёта. Унтерофицер Вильгельм Кюхлинг погиб, фельдфебель Эмиль Штратманн был сбит и ранен, но смог спастись с парашютом и всё же добрался до своих. Кстати, этот пилот имел на счету не менее 8 побед. Фельдфебель Леопольд Книр на поврежденном самолете совершил посадку на своей территории. В общем, победа была полной.

Следующим успехом был бой 19 июня, когда ас поучаствовал в победе над Хансом Дёбрихом. После этого ас отличился только 5 марта 43 года, зато сбил бф-109 лично. В том вылете пилот сопровождал "Илы". Шли двумя эшелонами - Бочков был ведущим шедшей сверху страхующей группы. Немцы атаковали двумя группами - одна завязала бой с группой Бочкова, другая атаковала "Илы". Быстрее всех среагировал Александр Сергеевич Барсуков из группы непосредственного сопровождения. Он атаковал одного из бф-109, прорывавшегося к штурмовикам, и сбил его с одной атаки. Пилот 7 отряда фельдфебель Якуб Норц, знаменитый в будущем ас, смог на горящем самолёте совершить вынужденную посадку и позже добрался до своих. На тот момент Норц имел 10 побед на счету. Добился успеха и Бочков, сбив один бф-109 в ходе ожесточённого боя. Пилотом был Эрнст Шульце из того же отряда, он был легко ранен, но смог дотянуть до своих позиций и сел на брюхо, самолёт был списан.

12 марта, при описанных выше трагических обстоятельствах, Бочков сбил очередного "мессера". Атаковав со своей пятёркой уничтожавших группу Миусова бф-109, он ввязался в ожесточённый бой, в котором потеряно было три из пяти "Кобр" его группы. Однако и Бочков смог сбить одного из нападавших. Это был фельдфебель Эмиль Штратманн из 6 отряда, с которым ас уже однажды провел успешный бой. Самолет Штратманна в том бою получил тяжкие повреждения и на вынужденной разбился, лётчик погиб. Точное количество побед Штратманна неизвестно, но их было свыше 10.

Увы, 4 апреля утром ас вылетел на задание, однако группа была атакована со всех сторон бф-109. Один из них смог зайти в хвост Бочкову и сбить его. Ас пробовал спастись с парашютом, но попал под удар хвостового оперения - частая беда "Кобры". Ему по итогам боя засчитали победу, которая была просто данью памяти знаменитому асу... Кто сбил его, осталось неизвестным.

Бочков, в отличие от большинства других асов полка, больше любил не внезапные атаки, а групповые бои, будучи большим мастером пилотажа. Высокое мастерство пилотажа позволило ему одержать ряд побед над немецкими опытными пилотами. У аса очень высокая подтверждаемость побед, и потеря его была, конечно, неоценимой утратой для полка.

Кулигин Николай Афанасьевич.

Этот пилот не относится к числу самых лучших асов 19 гиап. На его счету было лишь 6 побед. Однако все они - личные. И одна из них столь выдающаяся, что о ней обязательно стоит сказать подробно. Кроме того, 6 побед у него по Быкову, по наградным у него 8 личных и 11 в составе группы. Мы все же рассмотрим только те 4 победы над бф-109, которые нам известны.

Начнём с того, что Кулигин не сразу попал в 19 гиап. Сначала он служил в составе 98 дбап, где командовал эскадрильей и-16, потом он попал в 837 иап, где воевал на "Харрикейне". Его победы за этот период неизвестны, поскольку документация полка практически не сохранилась. А в декабре 42 года он попал в 19 гиап на должность комэска, причём командовал эскадрильей, летавшей на Р-40. Вряд ли в полк взяли бы лётчика, не имевшего на личном счету побед.

Первый успех лётчика был зафиксирован 27 марта 43 года. Летал пилот на р-40, и во время вылета на сопровождение "Илов" всегда шёл в группе непосредственного прикрытия, а страховали сверху более высотные "Кобры". На обратном пути пара бф-109 пыталась атаковать "Илы", но Кулигин быстро среагировал, круто развернул свой самолёт и в лоб атаковал бф-109, сбив одного из них. Любопытно, что на эту победу претендовал и Кутахов, но, изучив все обстоятельства, командование приняло решение засчитать победу Кулигину. Сбил был унтерофицер Андреас Рисс из 7 отряда.

4 апреля ас заявил ещё одну победу, после чего тут же сам был сбит, но, к счастью, смог посадить самолёт на бою брюхо. Мы говорили про обстоятельства того боя в статье про Кутахова. Победа эта не имеет подтверждения.

15 июня ас заявил очередной бф-109. Его группа вылетела на отражение удара врага. В ходе боя удалось добиться перевеса, заняв позицию сверху по отношению к бф-109, которые вели бой с другой группой полка. Кулигин атаковал одного из бф-109, который шёл на горку для атаки, и сбил его. Всего сбито было четыре бф-109, а по немецким данным потери составили два самолёта из 5 отряда, обе разбились после боя на вынужденных.

Свою лучшую победу ас одержал 21 июня. Это была также одна из лучших побед полка. На отражение удара врага вылетели сразу две группы полка. Первая, на "Кобрах", группа Кутахова, заметив звено бф-109, атаковала его. Кутахов с дистанции обстрелял один бф-109 и сбил его. Пилотом был Хайнрих Шмидт. Затем он обстрелял и второй бф-109, видел, как тот, горя, ушёл в крутое пике. Впрочем, поскольку точного подтверждения победы не было получено, её асу не засчитали, и справедливо.

В этот момент в тылу "Кобр" оказалась ещё одна группа бф-109. Её ведущий тут же зашёл в хвост лётчику Сверкунову и подбил его. Но, к счастью, добить не успел. Кулигин стремительно атаковал его, подоспев на выручку "Кобрам" вовремя. Бф-109 тут же загорелся и рухнул, однако немцы, в свою очередь, атаковали Кулигина, и самолёт советского аса упал вслед за "мессером". По советским данным, этого "мессера" тоже тут же сбили.

По немецким данным, сбит был не просто ас, а командир 6 отряда и лучший ас эскадры хауптман Хайнрих Эрлер. Он, как отмечают немцы, атаковал и сбил "Кобру", но затем был сам сбит якобы зенитным огнём и вывезен в тот же день с Советской территории на лёгком самолёте "шторьх". Ас одержал 107 победу в том бою.

Немцы, конечно, лукавят. У них и Вайссенбергер 28 марта сбит был якобы огнем ЗА, хотя обе эти победы по советским данным однозначно на счету лётчиков 19 гиап. Да и "Кобру" сбить он не успел, она отделалась незначительными повреждениями. Видимо, Кулигина сбил Ханс Дёбрих, ещё один яркий ас, который, к слову, на всякий случай записал себе ещё одну победу в том бою, плюс по одной записали на счет Ролли и Шмидта, последнему вообще непонятно за что.

Есть, впрочем, и ещё одно "но". На победу над Эрлером претендовал и ещё один пилот, Компанейченко Семён Нафанаилович, причём описание точно соответствует: он атаковал бф-109, атаковавший Сверкунова, и сбил его. Конечно, заявка Кулигина в приоритете, как более конкретная в деталях, а также благодаря опыту пилота, и всё же, наверное, правильнее сказать, что эту победу пилоты одержали в паре.

Конечно же, эта победа стала не только самой яркой в карьере Кулигина, но и полка в целом.

Кулигин был отличный пилот, быстро ориентирующийся в бою, стремительный, но, возможно, минусом его тактики было то, что он иногда слишком отрывался в ходе атак от ведомых, подставляя тыл.

Погиб он, однако, не от огня истребителей. С февраля 44 года он командовал 195 иап. 22 мая при вылете на штурмовку он был подбит огнём МЗА и погиб. Немецкие истребители на эту победу не претендуют.

Заключение.

Конечно, это - далеко не все асы полка. Рассказ обо всех ярких асах затянулся бы. Мы взяли только самых ярких, на наш взгляд, пилотов, самых лучших мастеров воздушного боя.

Мы видим, что полк был грозной силой для врага. И Эрлер, и Дёбрих, и Вайссенбергер, и Карганико, и Бруннер, и Веничке, и Шэрф, и Норц испытали в боях с пилотами полка горечь поражения - ведущие и просто яркие асы JG5. Полк действовал слаженно, пилоты полка хорошо работали в составе группы и способны были проводить разящие короткие атаки, используя фактор внезапности. Конечно, были и минусы в такой организации. В полку служили все лучшие пилоты 7 ВА, но остальные её полки сильно уступали 19 гиап, поэтому часто были мало боеспособны. Это касается даже 20 гиап, который задумывался как равнозначный 19 гиап, но таковым не стал. Но тут, конечно же, пилоты 19 гиап не при чем. Они замечательно выполняли свою работу. Отметим ещё, что в полку совершенно не практиковалась накрутка результатов. Полк был очень объективен. Чего не сказать про его оппонентов в лице JG5. Не будем, конечно, преуменьшать умение и противников полка. Это лишь возвышает качество побед лётчиков полка.