14. Тюремные будни

Аля Хатько
 

Тяжело давался срок Лизе. Не то, что она боялась работы. К работе она с малых лет была привычна. Мысли о дочери и приютивших её стариках не давала ночью покоя, днём за разными указами, суетой думать было некогда. Кое-как в камере смирились с тем, что теперь старшей сама себя назначила Зинаида Ивановна, и прислушивались к её распоряжениям. Однажды, выбрав время, когда все были заняты написанием какого-то любовного письма для одной из особ, находящейся на свободе, Лиза тихо спросила у Зинаиды:
- Зина, откуда у тебя такие познания о тюремной жизни? Неужели ты и правда уже отбывала срок?
- Детка, было дело, - тяжело вздохнула женщина. – Как-нибудь расскажу тебе о своей жизни. Теперь не время, слишком ушей много. Если со мной что-нибудь случится тут, не дрейфь, веди себя нахально, чтобы не сели на голову. И не в коем случае не занимай нары около параши.
- Да, конечно, это противно, - согласилась Лиза.
- Эээ, детка! Не в вони тут дело, а в том, что сразу упадёшь в глазах этого никчёмного «коллектива». Ты станешь выполнять всю грязную работу: убирать камеру, чистить парашу. Ты должна будешь … Да не буду перечислять всего. Просто запомни и из последних сил защищай себя. В тюрьме свои внутренние законы. Тут уважают крепких, волевых, честных людей.
- А, кто ввел тут эти законы и куда надзиратели смотрят? – спрашивала Лиза.
- Сами зэки и ввели, а тюремщикам это и на руку. Они в целях воспитания сами пользуются этими негласными законами.
Лиза сидела, словно в воду опущенная.
- Не дрейфь, девка! Пока я рядом с тобой ничего не случится, - похлопала по плечу Зинаида.
Пока что они с Зинаидой выполняли разные работы: убирали двор, складывали дрова в поленницы. Надзирательницей у них была Варвара. Это была рябая здоровенная девка, которая за любую провинность вымещала зло на заключённых. Будучи сама страшненькой с лица, она люто ненавидела красивых женщин. Вот Зинаида и боялась за Лизу. Ведь она была эталоном женской красоты. Сначала Зинаида хотела подговорить Лизу, чтобы та изуродовала себе лицо и уже обдумывала, как это сделать. Но после передумала. Видимо Лиза и так несчастлива в жизни, а, если лицо сделать безобразным, то совсем девка пропадёт. Просто советовала Лизе, выходя на работу, как можно ниже на лицо платок натягивать, как это старухи делали, и сама иногда возьмёт, да и сажей мазнёт по лицу девушки.
- Что ты делаешь? – возмущалась первоначально Лиза, но потом воспринимала это действие, как должное. Но долго это продолжатся не могло. Вскоре попали они на дежурство рябой Варвары. Та видимо совсем была не в духе в тот понедельник и цеплялась буквально ко всем. Попалась на глаза ей и новенькая с натянутым на глаза платком. Она подскочила, как бешенная к девушке и ухватилась руками за платок, вместе с платком растрепала и косу, которую тщательно укладывала Лиза каждое утро.
- Ого! – ухмыльнулась Варька, - Так вот почему ты прячешь своё лицо. Оказывается, ты цыганка. А ну, погадай мне: скоро ли я выйду замуж? – издевалась над девушкой надзирательница. – Ты чего молчишь? Или со мной и говорить не желаешь? Так я тебя заставлю это сделать.
Лиза подняла на Варьку свои чёрные, как два омута глаза и тихо ответила:
- Не цыганка я. И гадать не умею. А замуж выйти не проблема, только бы человек хороший попался, - ответила девушка, укладывая косу и снова повязывая на голову платок.
Ничего на эти слова не ответила Варька, хотя все затаились и ждали выходки с её стороны. Но надзирательницу после слов Лизы, словно подменили она, как говорят, вся ушла в себя и, как бы перестала замечать своих подчинённых. Зинаида только покрутила головой и одобрительно посмотрела на свою подопечную. Рабочий день закончился без каких-либо приключений.
А через несколько недель Варвара отозвала Лизу в сторону и спросила:
- Хочешь работу лёгкую иметь?
Лиза снова посмотрела прямо в глаза надзирательнице и кивнула:
- Хочу. Но, чем я за это должна расплачиваться?
- Чем все женщины, - хихикнула Варвара.
- Тогда я буду работать со всеми наравне, - ответила Лиза.
- Ну, не ерепенься. Я тебе дело предлагаю. Чем-то ты меня зацепила. И сама не знаю. Ладно, иди работай, там посмотрим, может я сама передумаю.
Но не передумала Варвара, и уже через два дня, будучи на смене отвела Лизу в тюремную больницу, где их встретил врач. Это был мужчина лет 55-и, с аккуратной бородкой с проседью и такими же, с проседью коротко стриженными волосами.
- Вот, Миша! Как обещала, привела тебе девку-красотку, - кокетничая перед доктором говорила Варвара.
Мужчина посмотрел долгим проницательным взглядом на Лизу, затем перевёл взгляд на Варвару.
- Из новеньких, что ли? Действительно девка красивая. Я согласен взять её к себе. Только мне надо согласовать с начальством. Сам такие вопросы не решаю я.
Лиза стояла красная, как рак. Двое: мужчина и женщина говорили о ней, как о неодушевлённом предмете. Как будто её тут и не было. Лиза готова была выцарапать глаза этой рябой бабе. Наказал её Бог видимо не зря, сделав не то, что некрасивой, а уродливой. Теперь именно такой казалась Лизе Варвара.
-Так, что? Мне оставить её тебе теперь для более близкого знакомства? – хихикнула женщина.
Доктор ещё раз взглянул на Лизу и под её пристальным взглядом опустил глаза вниз.
- Пока забирай с собой. Пускай работает. Я буду с начальником решать вопрос. Спасибо, что не забыла о моей просьбе.
- И всё? Больше ты мне, Миша, ничего сказать не хочешь?
- Почему же нет? В то же время, на том же месте, - хихикнул мужчина и вновь взглянул в глаза Лизы.
- Ох, вижу, вижу, что угодила я тебе, Миша, - по-братски похлопала женщина доктора и резко повернувшись к Лизе скомандовала:
- Шагом марш на работу!
Зинаида встретила Лизу вопросительным взглядом.  Она заметила, что Варвара не сводит с неё глаз и шепнула:
- После расскажу.
Вечером Зинаида и Лиза уселись на нары к Зине и тихонько вели беседу.
- Так ты говоришь, что доктор смотрел на тебя оценивающим взглядом?
- Да, словно собирался торговаться.
- Значит, кроме работы есть у него желание покувыркаться с тобой….
- Да ты что, Зина! Да я его…Я его…
- И ничего ты ему не сделаешь. Коль глаз кто-то из персонала положил, уже никто тебе и ничем не поможет. Моли Бога, что Варвара сама тебя не взяла в любовницы.
- Как это? – уставилась на неё Лиза.
- А ты что ли не знаешь, что женщины между собой любовью занимаются?
- Ннннееет, - пролепетала Лиза. Кккааак это?
- А, вот так, милая. Многому тебя ещё учить надо, - тяжело вздохнула Зинаида. Ты уж постарайся с доктором вести себя вежливо. Если понравишься ему, то до конца срока будешь защищена от всякой грязи.
Лиза сидела, склонив голову, а из глаз ручьём текли слёзы.
- Какая же суровая эта жизнь, - думала она. – Я хотела отомстить за свою поруганную любовь, за разлуку с матерью и домом, где росла, а оказалось, что наказала сама себя. Какую же дорогую цену приходится платить за всё.
А ночью так и не смогла уснуть. Мысли о маленькой дочурке не давали покоя.
 Сонечка, милая моя дочурка…Только бы с тобой всё было бы хорошо. А я всё выдержу. Я найду тебя, кровиночка ты моя ненаглядная. Землю рыть буду, но найду. И губы шептали молитву Господу, чтобы дал здоровье не ей самой, а старикам, которые, скорее всего, оберегают её маленькую дочурку.

продолжениеhttp://proza.ru/2024/01/03/399