Старик и Деу. Пермь. Башкир. Реконстр

Олег Данкир
---
     Давно жил один старик. Бедный был шибко; ничего у него не было. Возьмёт в руки палку и гуляет. Да и гулять шибко круто не мог. Ищет гнезда – хоть сороки, хоть короны, яички собирает из гнезд; этим и живёт.
     Один раз он шёл из поля, ходил там яички птичьи собирать. И вот стреч ему попадает Деу. Деу говорит:
--- «Я тебя съем!»
     Старик отвечае:
--- «Нет еще, не съесть тебе меня. Посмотрим, кто кого сильнее! Вот, – говорит Старик, – возьми этот камень и дави его: если у тебя пойдет из камня желтая вода, так ты съешь меня, а если у меня пойдет, так я тебя съем!»
     Деу согласился. Старик взял в руку вместо камня яичко; давил, у него желтая вода побежала. Деу взял камень, жмет его изо всей силы, весь камень изломал, только пыль из него летит, а воды нет.
     Потом старик говорит:
--- «Я тебя съем!»
     А старик сам тощий такой. Деу испугался:
--- «Я, – говорит Деу, – тебе золота дам, пожалуйста, не ешь».
     Старик всё бородой трясет:
--- «Я тебя, – говорит, – съем!.. Ну, да ладно, показывай, где твоё золото!»
     И вот Деу повел его к себе за золотом. Пошли. Шли долго, не один день. Пришли в избу; там одна мать Деу дома. Деу сказал матери:
--- «Гость пришел; самовар поставь!» –
     Рассказал ей, как дело вышло. Наелись, напились. Ночь стала. Старик и говорит:
--- «Спать надо».
     Деу ему отвечает:
--- «Иди ложись, – говорит, – в избу».
     Постлали ему постель. Старик и говорит:
--- «Нет, – говорит, – я в избе не привык спать: там блох, наверно, много. На потолок пойду»
   А сам думает, кабы чего-нибудь не сделали с ним. Залез на потолок, лег.
     Ночью старик потихоньку слез с потолка. Смотрит, а у них в избе огонь горит. Смотрит старик в окно, а там Деу топор точит, точит и говорит своей матери:
--- Я раз секу, другой раз сечь нечего будет!»
     А Мать ему говорит: «Не шевели старика! Не знаешь, какой человек, может быть, святой? Гляди, кабы худо не было тебе!»
     А Деу говорит:
--- «Нет, – говорит, – я не боюсь!»
     Старик, услыша это, взял худой пенёк, с человека ростом, положил его на потолок, под крышу, завернул его в зипун, будто человек спит. Сам слез с потолка и опять в окошко глядит.
     Деу залез на потолок с топором в руках. Раз он сек его, другой раз сек, только пыль летит от него. Не стал разговаривать, так и слезал с потолка. Вошёл он в избу, потом матери говорит:
--- «Вот какой старой он: только пыль летит от него!»
     Потом легли они спать. Как уснули, этот старик залез опять на потолок, взял зипун и надел на себя. Потом слез, пришёл под окошко, да и кричит:
--- «Вставайте, – говорит. – Что вы долго спите? Отворяйте дверь!»
     Так с характером, знаешь, кричит. Они испугались, торопились, отворяли дверь, огонь развели, самовар ставят. Чай пьёт старик и говорит, а сам чешется и царапается.
--- «Вы, – говорит, – сказали блох нет! А я еще на потолок залез, и там блохи кусали меня! Кабы, – говорит, – в избу, так больше бы кусали меня!»
     Чаю напились. Деу махан варил, человека раньше заколол. Этот старик сидит за обедом, а Деу кладет ему эту голову человечью, главной мосол. Старик рвёт рукой, тащит в рот себе, а сам прячет в дыру. Много ли, мало ли сидел, потом сказал:
--- «Будет, – говорит, – наелся!»
     Потом посидели они, Старик и говорит весело, словно ничего не боится:
--- «Ну, теперь, – говорит, – надо рассчитываться!»
     Деу ему и говорит:
--- «Возьми, Старик, сколько поднимешь, сам тащи золота!»
     А старик говорит:
--- «Вот какой ты дурак! Я много дураков видел, этакого не видал! Тебе тащать по уговору, а то остануся у тебя в работниках, не откормишь меня. Да я с матерью тебя тащу, с домом, – говорит, – всего тебя утащу! Тебя работником держать стану, мать стряпкой у меня будет! Айда Деу, лучше сам тащи, сколь поднимаешь!»
     Деу это спугался, что Старик этот может остаться. Кладёт сам на себя золото, много кладёт, согнулся даже. Старик ему грозит:
--- «Айда еще клади!» – говорит старик.
     Деу через силу себе клал, не может уже поднимать. Вот, наконец, и пошли они; старик сзади его идёт. Пойдёт, пойдёт Деу, да и упадет; потом говорит:
--- «Старик а старик, оставим хоть немного: шибко тяжело нести!»
     А старик его сзади понужает:
--- «Айда, – говорит старик, – тащи, не оставляй!»
     Пришли они к старику. Старик говорит этому Деу:
--- «Стой, – говорит, – в воротах! Я бабу пошлю самовар ставить».
     А Старик своей бабе сказал:
--- «Я, – говорит, – тебя заставлю, чтобы ты маханину клала варить! – Так ты спрашивай у меня: какую маханину?»
     Вышел старик и говорит Деу:
--- «Айда заходи!»
     Так вот золото и принёс Деу в избу. Старуха самовар поставила, сели пить чай. Старик потом говорит бабе:
--- «Айда мясо клади варить!»
     Баба спрашивает старика спрашивает:
--- «Какое мясо, – говорит, – класть?»
     Старик ей и отвечается:
--- Ты, старуха, мол, у старшего Деу голову клади варить, а у середнего грудь клади, а у младшего ногу. Коли не хватит, то вот сидит»
     Тут Старик руку протянул и хотел схватить Деу за горло. Испугался Деу, угол у избы подымал и убежал. Обрадовались они, старики. Старик пошёл избу чинить.
     Деу тем временем бегом бежит с испугу. Навстречу ему попала лиса, она и спрашивает:
--- «Куда ты Деу эдак круто идёшь, чуть не бежишь, запыхавшись?»
     Деу ей отвечает:
--- «Да вот, Старик меня хотел поймать, убить».
     Лиса ему говорит:
--- «Эх ты, дурак-то, дурак, Деу! Да я его своими соплями побью, он и упадёт; потом я молоко у него хлебаю, сметану хлебаю, а и убегу! А ты, такой здоровый, боишься! Пойдём, я тебя поведу. Держи хвост мне!»
     Взял Деу у лисы хвост, держит его. А старик как раз починял избу. Оглянулся старик и видит Деу идёт, и говорит:
--- «А, – говорит старик, молодец ты какая лиса, ты тащишь мне долг, заплатить хочешь! Айда тащи скорее!»
     Деу тут совсем испугался, осердился на лису, завертел, завертел хвостом-от и ударил лису о землю, а сам убежал с маху. Старик взял лису, да и ободрал шкуру на шубу старухе.
+++++++++++++