Желание мстить и страх мести

Леонид Андреев 2
Я родился и вырос на Кавказе и, хоть я покинул его более шестидесяти лет тому назад, всю жизнь оставался каваказцем. Я обожаю кавказкие песни и танцы, еду, национальный характер, национальную литературу, любимым моим чтением в детстве были грузинские сказки... Единственное, что я с детства не понимал, ненавидел, презирал из чисто кавказского - это была кровная месть. Я очень рано понял, что месть, по большей части совершаемая по причине тупости, властолюбия и экстремального эгоизма, порождает порочный цикл мести, который продолжает расширяться за счёт вовлечения членов семьи, а затем и целого общества новой жертвы в совершенно новый цикл, способный охватывать целые поколения.Хорошо известная история про осетина, который выследил и убил в Европе авиадиспетчера, по вине которого произошло крушение самолёта, при котором погибла семья этого осетина. Кроме уголовного характера этого поступка для него характерна и вопиющая тупость. Убив авиадиспетчера, этот осетин не вернул к жизни членов своей семьи. Если сказать точнее, то я всегда считал кровную месть тупой дикостью, единственным, что мне на Кавказе не кравилось.

В моей жизни встречались свиньи, в основном неблагодарные свиньи, поскольку я никогда никому в жизни не старался сделать плохое. Несколько несчастий мне принесли в моей жизни подонки. С половиной из них я сам неплохо рассчитался, но не из-за мести, а из-за нежелания продолжать оставаться под опасностью стать очередной жертвой этих нЕлюдей и из чисто альтруистического желания предохранить от них других людей. Эта вторая мотивация моих действий породила у меня желание мстить, но это была не месть, а попытка, как я потом уже понял, продемонстрировать нечто, которое должно вызвать страх мести. Один такой случай я описал в рассказе "Гуманистарная месть" (http://proza.ru/2011/08/25/79). Я - железный атеист, но в Судьбу я верую и не сомневаюсь, что остальные нЕлюди, которым я не возздал по заслуга (не имея ввиду, повторяю, желания мстить, а имея намерения предотвратить повторения гадостей), получат по заслугам от Судьбы. Плохие люди обычно слабы на предвидение своей Судьбы, а она у них, как правило, многократно мстительна.

Вчера я получил письмо от тётеньки, живущей в далёком от Аризоны, где я живу, штате, где она пишет, что очень любит меня. Это было очень приятно и неожиданно. Несколько лет тому назад, я порой переписывался с ней в фейсбуке и однажды, узнав, что ей очень плохо психологически, старался поднять ей настроение и подбодрить её. Мне очень приятно, что она помнит это и благодарна мне за это по прошествии нескольких лет. Я просто понял, что эта тётенька - очень хороший человек, и не ложился спать, старался, чем мог...

Я очень хорошо разбираюсь в хороших людях и всю жизнь уважал себя за эту способность тонкого эксперта. Если разбудить меня среди ночи и попросить меня перечислить всех хороших людей, с которыми когда-то свела меня Судьба, то я перечислю всех и никого не забуду. Их было не так много. По этой моей особенности каждый подонок и негодяй, с которым сводила меня жизнь или о котором мне удалось узнать, всегда вызывал у меня долгие размышления и попытку анализировать. И вот, находясь сегодня в двух шагах от лучшего мира, я понял, что всю жизнь был большим-пребольшим дураком. Я всю жизнь трагически для себя путал желание мстить со страхом мести. Именно страх мести является лучшей превентивной мерой для предотвращения человеческих подлостей, число которых в этом мире угрожающе растёт. С учётом подобного месть приобретает совсем иной смысл, чем мне всегда представлась. Всю жизнь был я большим дураком: страх мести должен быть жутким...