Феномен лабиринта в человеческой культуре

Альберт Кулик
Многие пытались разгадать тайну лабиринта, но не у многих получалось
Народная околоархеологическая мудрость

В человеческую культуру (особенно европейскую) с давних пор вошла идея лабиринта, которая с течением времени получила многостороннее развитие и проникла в различные сферы жизни.

Ныне одно упоминание о лабиринте рисует в воображении человека необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и тупиков, (да еще, бывает, и окруженных каменными стенами), из которого трудно выбраться. Отсюда лабиринт мыслей (чувств, отношений), лабиринт событий, обстоятельств и т.д. Сама жизнь человеческая, от начала до конца, есть сложнейший лабиринт. В общем, можно сказать, что в мировую культуру прочно вошли лабиринтография, лабиринтоведение и даже в некотором роде лабиринтомания.

А вот, как и почему все это случилось, никто до сих пор толком не знает. Главной неразгаданной тайной символа лабиринта остается его происхождение. Сложившийся и ставший привычным для нас геометрический образ на самом деле очень далеко ушел от своих «первоисточников».

Нетрудно убедиться в том, что все «классические» лабиринты (наскальные рисунки-петроглифы, которые появились еще в каменном веке) изображены по одному, вполне определенному и весьма незатейливому плану: с одной-единственной тропой, ведущей от входа к центру... Семь (иногда и более) спиральных линий, плотно закрученных вокруг центрального ядра. Вход в систему только один. Путь от него по спирали непременно приводит к центру. Соприкасаясь вплотную, линии «лабиринта» нигде не пересекаются и никак не сообщаются друг с другом. Покинуть его можно без труда и только одним путем — тем же, что привел к центру. Других входов и выходов нет.

Забредшему в такой «лабиринт» гипотетическому путнику не приходится ломать голову над решением сложных задач: как быстрее выбраться наружу. Все что нужно делать — это идти по единственной дорожке, которая ведет внутрь и выводит обратно. Но тогда какой же это лабиринт?

Чтобы понять первоначальный замысел простейшего либиринтообразного изображения на петроглифах, нам совершенно необходимо обратиться к текстильной деятельности людей каменного века. Начало этого важнейшего занятия было положено шитьем меховой одежды. А швейная нить (первоначально из сухожилий) стала, без всякого преувеличения, революционным изобретением древнего человека. Само осознание того факта, что части меховой одежды можно надежно и технически очень просто скреплять нитью путем нанесения продольного стежка, было по тем временам качественным скачком человеческой мысли.

Следующим важным достижением в контексте развития текстильной деятельности стало прядение как переработка относительно коротких и тонких волокон в значительно более длинные и толстые нити, которые по-другому еще называют пряжей.

С этой целью пучок коротких волокон скатывался между ладонями, затем к ним постепенно добавлялись новые и новые порции волокон, которые так же скатывались. В результате получаемая таким образом комплексная нить все более удлинялась.

После прядения имело значение и получило развитие плетение, то есть изготовление различных изделий из гибких линейных материалов растительного и животного происхождения: прутьев, стеблей, корней, волос, полос кожи. Так стали производить циновки, коврики, лапти и другие бытовые изделия.

Именно плетение заложило технические предпосылки для возникновения ручного ткачества. Для изготовления циновок стебли, траву, пальмовые листья или же другие материалы переплетали между собой под прямым углом. Ткачество отличается от плетения тем, что для него выделяется две системы нитей: нити основы – (неподвижные) и нити утка, подвижные, вручную скрепляющие и переплетающие нити основы, опять же под прямым углом. Таким образом, ручное ткачество – это производство ткани (полотна) на простейшем ткацком приспособлении (станке), на котором экран - нити основы, а ткацкое переплетение формируется благодаря ручному переплетению их под прямым углом с нитями перемещаемого утка.

Ручное ткачество ткани (полотна) позволило первобытным людям эпохи неолита получать новые предметы обихода, помогающие противостоять сложностям жизни и дальше развиваться в культурной, религиозной, экономической и бытовой сферах жизни.

Нам же во всем этом необходимо понять (в контексте проблемы лабиринта) нечто очень важное. Уже на самых ранних этапах текстильной деятельности у людей появляется ее принципиально новый, основополагающий и необыкновенно ценный продукт – натуральная полимерная нить. Шерстяная и растительная. Причем в значимых количествах. А нить в текстильном деле, можно сказать, перефразируя известное изречение,– всему голова.

Естественно возникла необходимость выработки оптимальной формы для хранения нити и дальнейшего обращения с нею в текстильном деле. Ведь в свободном состоянии, в массе своей, даже не очень длинные, но тонкие нити, как мы хорошо знаем, неизбежно и беспорядочно перепутываются сами в себе и друг с другом и уже никак не поддаются дальнейшему использованию по прямому назначению. Нить для хранения и последующего использования в текстильном деле должна быть обязательно упорядочена, то есть, намотана предварительно на какую-то центральную основу. И техническое решение этой задачи было попутно найдено. Им стали сферический клубок и цилиндрическая катушка нити. По современной технотекстильной терминологии – паковка.

Она-то,  первобытная паковка и была удостоена древними художниками (в силу жизненной важности текстильных нитей для человеческого существования!) изображения на камне в виде плоских сферических фигур, получивших впоследствии название – лабиринт. Хотя лабиринтами исходно они никогда не были, и быть не могли. Таким образом, самые древние (первичные, классические) «лабиринты» предельно лаконично изображают на плоскости (в вертикальной проекции) не что иное, как первичную паковку швейной нити, которая, как и положено ей, имеет два конца: наружный и внутренний.

Нет сомнения в том, что помимо величайшего практического значения текстильная нить имела для наших предков еще и некий сакральный смысл. Им свойственно было даже саму жизнь и судьбу человека воспринимать как нить, выпряденную на прялке некой высшей силой. Нить, как и жизнь, имеет свое начало и свой конец. Считалось, что с помощью символического шитья, магического вязания, ткачества можно было предначертать будущее новорожденному, а потом в процессе жизни подкорректировать его.

Все эти обстоятельства, вместе взятые, и послужили стимулом для высечения древними художниками петроглифов, которые впоследствии прочно вошли в человеческую культуру под красивым греческим названием лабиринт, наполнившись при этом другим и далеко идущим содержанием.

В этом и состоит разгадка многовековой тайны первозданного (исходного, классического) лабиринта. Именно отсюда он есть и пошел. Все остальное, что приписывается лабиринту относительно его богатейшей семантики, было домыслено значительно позднее последующими поколениями людей, в меру развития их интеллекта. А это античная мифология; английские ходы-головоломки мейзы (сложные, вычурные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам должен выбрать направление среди запутанных тропинок и тупиков); лабиринты из живой изгороди («живые» лабиринты), ставшие непременной деталью многих садов и парков Европы; дворцовая архитектура; красочные изображения на полах церквей и соборов Европы и т.д.

Внося некоторые изменения в технику создания базовой модели, авторы новых лабиринтов легко увеличивали или уменьшали количество витков, делали лабиринт прямоугольным и квадратным, получали различные варианты центрального ядра и т.д. Короче, лабиринт стал в итоге геометрическим образом сложности, запутанности и тупиковости чего-либо. И чем дальше по времени от своего прототипа, тем больше.

Но тут вот что еще крайне интересно. Нынешний этап эволюции лабиринтографии примечателен тем, что лабиринт (посвященный главным образом детским играм), целиком и полностью изображается теперь средствами текстильной нити, которая и была в самом начале.

Короче, все вернулось на круги своя! На эту тему имеется великое множество вариативных изображений. Например, здесь: https://ru.freepik.com/free-photos-vectors/лабиринты. Кстати, уже сама система путей лабиринта любого типа и любой конструкции есть не что иное, как система сложно переплетающихся между собой нитей.

Так что в начале всей этой культурологической эпопеи, связанной с символом лабиринта, была гениальная по своей простоте и широчайшим возможностям для человеческого существования текстильная нить.