Часы и Время

Александр Гаврилов 7
   ЧАСЫ И ВРЕМЯ (сказка)

   Наконец, мы встали из-за стола.
   Я огляделся ещё раз: всё в этой квартире стало незнакомым – новым, свежим и чуть холодноватым. Как только что написанная, ненамоленная икона.
   А мне, зачем-то, нужно было вернуться в прошлое.

   - Да – сказал я, - квартиру вы обновили основательно. Неужели и мою любимую комнату не оставили без изменений?
   - Вот её-то мы и не изменили – улыбнулся хозяин, - специально - для тебя. Шучу, а если – серьёзно – не получилось. Там каждая чашка так держалась за своё место, что любые перемены делали комнату только хуже. Так и осталась комната второе столетие без изменений.
   - Можно я в ней заночую? – попросил я.
   - Ты всегда так и делал – улыбнулась хозяйка. – Только мы отключим на ночь бой часов – тебе надо хорошо выспаться, а то что-то лица на тебе нет.

   Когда-то, в свой первый приезд сюда, я ощутил, что в этой комнате стоит позапрошлый век – он укрывал её стены, заполнял комнату антикварной мебелью с полками, уставленными старинной посудой. Высокие напольные часы отсчитывали минуты и секунды так и не прошедшего времени.

   Часы твёрдо стояли на полу, не спеша, вращали стрелки и медным боем отбивали каждые четверть часа.
   Сегодня впервые за полтора века на Часах на ночь отключили медный бой.

   Впервые Часы оказались в темноте и в тишине.
   И им показалось, что их окутало что-то ещё.
   - Ты кто или что? – спросили Часы.
   - Я – Время -  ответило что-то.
   - Так это твои секунды, минуты и часы я отсчитываю всю свою жизнь? – удивились Часы.
   - Нет – ответило Время. – Твоя пружина только вращает шестерёнки, они двигают стрелки, ты складываешь какие-то числа и думаешь, что измеряешь меня. Но всё, что ты делаешь – это только твоё.
   - Так что же – огорчились Часы, -  я к тебе не имею никакого отношения?
   - Ни малейшего – ответило Время. – Это я имею отношение к тебе и ко всему на свете.
   - Какое же? – спросили Часы.
   - Такое же, как океан - к плывущим по нему кораблям – ответило Время. – Вы думаете, что Время течёт, а на самом деле это вы плывёте по Времени: у каждого из вас – свои пружинки, стрелки и шестерёнки.
   Время не меняется, а всё, что во Времени, меняется и проходит.
   Часто, оправдывая себя, люди говорят: «Это время такое». На самом деле, такие – они, а я всегда - одно и то же.
   Для вас существует Прошлое, Настоящее и Будущее. А на самом деле, я – едино.
   - И ты не проходишь? – спросили Часы.
   - Вообще-то, я – Вечность – сказало Время, – и становлюсь Временем только в возникающих и исчезающих мирах.
   Пространство существует, чтобы миры могли возникнуть, а Время - чтобы они могли пройти свой путь.

   - И ты, наверное, знаешь всё, что произойдёт в Будущем – раз ты – едино? – спросили Часы.
   - Знаю – ответило Время. – Но Будущее многолико. Например, если сейчас в твоём механизме случайно упадёт рычажок, останавливающий бой часов, ты пробьёшь положенную четверть часа, и спящий гость проснётся. А если бой останется выключенным, гость будет спать до утра.
   - И всего-то? – разочарованно отозвались Часы. – Это же само собой разумеется. Тут и предсказания никакого нет.
   - Но дальше - разные продолжения – сказало Время. – Если гость проснётся утром, он проснётся с теми же мыслями, с которыми заснул. А, ведь, он приехал попрощаться со старыми друзьями, потому что думает, что скоро его не будет.
   А если он проснётся сейчас, из глухой ночи ему придут иные мысли, и он перестанет думать о скором конце жизни и, глядишь – его жизнь продлится.
   - Уж не ты ли нашепчешь ему эти мысли? – осведомились Часы.
   - Без меня вообще ничего не обходится в этом мире – сказало Время. – А я хочу, чтобы каждый человек как можно дольше жил на свете, потому что с уходом каждого я пустею, а пустое время не имеет никакого смысла.

   Я открыл глаза.
   В ночной тишине комнаты гасло эхо боя часов.
   Почему-то я почувствовал глубокое удовлетворение от того, что часы пробили – я не хотел, чтобы хозяева отключали бой, но не стал перечить их заботливости.

   Когда я приезжал раньше, и меня селили в этой комнате, часы отбивали всё положенное время, и я с удовольствием слушал этот бой – иногда - сквозь сон, иногда – просыпаясь. Он внушал оптимизм – казалось, что, бой, как кукушка, дарит и дарит годы жизни.
   В этот приезд часы молчали, словно соглашаясь с тем, что моё время заканчивается.

   И вдруг – бой в тишине ночи.
   Наверное, мне это приснилось – ведь, отключили же его хозяева.
   Тут часы пробили ещё раз.
   Значит – не приснилось.
   
   Я включил торшер.
   В полутьме комнаты стены шкафов возносились к высокому потолку.
   Часы укоризненно смотрели на меня.
   При слабом свете старинного торшера особенно ощущалось, что комната осталась в девятнадцатом веке.
   В этом веке меня ещё нет, значит, всё ещё впереди, и конец жизни ещё нескоро.   

   Опять пробили часы. Я проснулся в своём времени.
   Но осталось ощущение обязательной жизни впереди.
   Значит, её надо прожить.
   И написать и намолить столько икон! Необязательно – рукотворных.

   - Ну – сказали Часы, - Он остаётся. Ты довольно?
   - Да – ответило Время. – Я чувствую себя наполненным.
   - Может быть, каждый уснувший в этой комнате, может продлить свою жизнь? – заинтересовались Часы.
   - Может быть – ответило Время. – В этой комнате в девятнадцатом веке остановились «шестерёнки», и она перестала «плыть» по времени. Ушедший век охватывает каждого уснувшего здесь, и у него во сне возникает ощущение, что вся жизнь ещё впереди. Это ощущение остаётся при пробуждении и удлиняет жизнь.
   - Значит, хозяева этой квартиры могут жить очень долго – задумчиво произнесли Часы.
   - Могут – сказало Время. – Но хозяева даже не знают, как они щедры – эту комнату они всегда предоставляют гостям, а сами здесь не спят.