Художники о Варавве. Осуждённые за мятеж. Очерк 9

Вадим Гарин
Предыдущий очерк  http://proza.ru/2023/12/18/958
 
Коллаж автора.  Фото 1 - Библейский разбойник Варавва. Иллюстрация из Библии под редакцией Charles F. Horne и Julius A. Bewer 1910 года.  Источник: wikipedia.org
https://kulturologia.ru/blogs/040921/50947/

Фото 2 – фрагмент иллюстрации из Библии. Голова Вараввы.

Фото 3 – сикарии готовятся к нападению на солдат армии Ирода.
Источник: cz.pinterest.com

Фото 4 – кинжал «Сика» из археологических раскопок.

Фото 5 – фрагмент распятия Иисуса Христа и двух разбойников из художественного полотна итальянского художника Андреа Мантенья (1431-1306гг.) Картина написана предположительно в 1457-1459г. темперой на панели. Размеры картины: 67х93 см. Находится в Лувре, Париже.


9.1 Сикарии и Варавва

                Задолго до крупномасштабных восстаний евреев Иудеи против Римской империи в период с 66 по 73 год* н.э. и последующих 115-117 гг. в среде партии зилотов** зародилось движение сикариев***, которое стало широко известно с рождения Иисуса Христа. Они противостояли римскому правлению, начиная с 6 года н.э, когда Рим попытался провести перепись евреев с целью обложения Иудеи налогом. В ответ сикарии подбивали евреев к восстанию, совершали бандитские нападения и убийства в Иерусалиме, в Масаде и в Эйн-Геди.
                В первую очередь они терроризировали евреев - коллаборационистов, хотя случались нападения и на легионеров Рима. Ночью борьба радикалов за свои убеждения становилась более жёсткой. Они нападали на солдат армии Ирода, мытарей – сборщиков налогов для Римской империи, либо сочувствующих правлению.  Калечили или убивали их, устраивали попутно грабежи. Все это до поры до времени имело вид хаотических разбоев и актов неповиновения властям. Позже, к началу Первой Иудейской войны против римлян, сикарии пополнили свои ряды заговорщиками, разбойниками, несколькими видными священниками и ораторами.
 
                Иисус Варавва  являлся, по-видимому, руководителем одной из террористических группировок сикариев (фото 2 на коллаже. На картине современного художника – взята из интернета, группа сикариев готовится к нападению на солдат армии Ирода).
                В 1908-1909 гг. в Нью-Йорке издана «Библия и её история, преподанная тысячей уроков с картинками (для детей)».
                10 книг было опубликовано под редакцией Чарльза Ф. Хорна и Джулиуса Августа Брюера. В книгах размещены работы более 70 художников, от мастеров эпохи Возрождения до художников, живших в то время.   Офорт «Освобождение Вараввы» (фото 1 на коллаже) принадлежит известному Британскому художнику викторианской эпохи сэру Лоуренсу Альма-Тадемы (1836-1912гг).
                На офорте мы видим ликующую толпу, приветствующую освобождённого Варавву. К нему радостно тянутся руки. Слева от него один из соратников, который доверительно что-то шепчет ему на ухо и пожимает Варавве руку. А поодаль видим осуждённого Иисуса Хриса с нимбом над головой в злобном, враждебном окружении части той же, но разделившейся толпы. Руки со сжатыми кулаками угрожающе смыкаются вокруг Него, пытаясь расправиться с праведником. Римские легионеры во главе с центурионом Лонгиным (Имя сотника упоминается в апокрифическом Евангелии от Никодима. II-Ivвв.) пытаются оторвать его от толпы и увести на казнь (Фото 1 на коллаже).


                В Евангелиях говорится о Варавве, как об убийце (Мф. 27, 16–17).  Это определение возникло от неточности Синодального перевода. Греческое слово ";;;;;;;" - двузначное. С одной стороны, оно действительно означает "грабитель, разбойник", а с другой - "повстанец, мятежник" (Греческо-русский словарь Нового Завета/Русск. пер. и ред. В.Н. Кузнецовой. – М., 2000).
                Речь идёт не об убийце, а о мятежнике, склонявшим евреев к восстанию против римлян.
                Российский библеист, профессор С.Петербургской духовной академии, один из авторов Православной энциклопедии архимандрит Ианнуарий (Иевлев, 1943-2017гг.) справедливо полагал, что разбойник Варавва "был не грабителем, а «сикарием», то есть «кинжальщиком», партизаном-террористом. Таких террористов в Иудее побаивались, но уважали, как патриотов, добивавшихся независимости от Рима" (Богословско-экзегетический комментарий. М. 2019г).
                Таким образом Варавва со товарищи, безусловно, грабил и убивал. Но грабил не  правоверных иудеев, а римских пособников или сочувствующих римскому правлению. Обычно сикарии орудовали малыми группами и убийства совершали в толпе, часто во время праздников (фото 3 на коллаже). Они подбирались к заранее определённой жертве, вытаскивали кривые кинжалы «Сика» (фото 4 на коллаже) из-под одежды, наносили удары и скрывались в толпе.
                Варавву в народе знали не  только как руководителя группы сикариев, но и часть евреев воспринимала его как мессию****, который боролся с завоевателями. Варавва подбивал народ к восстанию и когда его обнаружили, он, убегая, убил (предположительно) чиновника или мытаря, за что был схвачен и приговорён к смерти. То есть убийство он совершил во время мятежа (Мар.15:7). Точнее сказал Лука, сообщив, что в темницу Варавва попал "за произведённое в городе возмущение и убийство". (Лук.23:19)

 9.2 Сообщники Вараввы               

                Возникает несколько вопросов: были ли у Вараввы сообщники и кто они? В Евангелии от Матфея сказано: «Тогда распято с Ним два разбойника: один по правую руку, другой по левую (Мф. 27:38); (Мк. 15:27);  «Вели с Ним на смерть и двух злодеев (Лк. 23:32); Ин. 18:19). На фото 5 коллажа распятые Иисус Христос и два разбойника (фрагмент картины итальянского художника Андреа Монтеньи).
                Кто эти злодеи?  Сообщники ли они Вараввы? Когда, за что и кто их арестовал, и каким судом их судили? Доподлинно из Евангелия это не известно. Однако то, что римский наместник утвердил приговор и отправил их на распятие – это говорит само за себя:  ими совершено государственное (политическое) преступление. Скорее всего, соучастие в мятеже.

                Спросите, почему я «прицепился» к этим двоим? Да потому, что не понятно почему Понтий Пилат судил и приговорил к распятию одного Иисуса, а распяли ещё двоих, не считая Вараввы, которого если бы не помиловал народ, то распяли бы и его. И было бы на Голгофе четыре креста!
                Кто судил этих двоих и Варавву и приговорил к смерти? А если это сделали евреи, то почему на кресте?
 
                Поскольку Иисус, Варавва и ещё двое разбойников были арестованы не римскими властями, а людьми первосвященника и старейшин, о чём повествуют все четверо евангелиста, то и судили их судом Синедриона (Иисуса привели на первый допрос к первосвященнику, а потом и на суд Синедриона).  После суда***** Иисуса бросили в местную темницу, где уже находились осуждённые ранее трое (с Вараввой) злодеев. С Иисусом Христом более или менее понятно.

                Ещё задолго до ареста первосвященники пристально наблюдали за Иисусом, который творил много чудес, чем снискал большую популярность у еврейского населения, что отразилось в текстах Евангелия. Первосвященники и фарисеи собрали совет, где обсудили сложившуюся ситуацию:
                - «Этот Человек много чудес творит, - сообщил членам Синедриона первосвященник Каиафа, - если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом. Что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:47-50; 18:14). Таким образом, «приговор» Иисусу Христу был вынесен ещё задолго до его ареста. Именно этими шкурными обстоятельствами объяснялось желание покончить с Ним раз и навсегда.

                Жестокий, но проницательный и умный правитель Понтий Пилат сразу «раскусил» истинные мотивы осуждения Иисуса «ибо знал, что предали Его из зависти» (Мф. 27:18). Первосвященник, старейшины и их соратники видели в Иисусе опасного конкурента и решили убить Его руками римлян.
                А вот ещё с двумя разбойниками, оказавшимися с Иисусом в темнице, было не всё так просто.
 
                Злодеев  судил Синедрион и приговорил их к смерти ещё до ареста Иисуса Христа за участие в мятеже вместе с Вараввой. Иисуса же судили позже за богохульство и тоже приговорили к смерти, но приговор утверждать не стали потому, что хотели, чтобы он был вынесен Понтием Пилатом, для чего облыжно обвинили Его в политических преступлениях и повели на повторный суд к прокуратору Иудеи, утаив приговор суда Синедриона.

                Чем подтверждается, что разбойники были осуждены ранее? А тем, что в процессе суда над Иисусом Понтий Пилат приказал привести на суд самого опасного разбойника Варавву, ранее осуждённого на смерть вместе с ещё двумя злодеями, чтобы использовать последний аргумент в пользу Иисуса. Выбирая самого отпетого из троих, он считал, что народ, поставленный перед выбором, не помилует убийцу. Он ошибся.

                Придётся ненадолго отойти от темы и ещё раз «окунуться» в юриспруденцию Рима и Иудеи.
                Синедрион являлся административным, законодательным и судебным органом.  Большой Синедрион
решал только самые важные дела преимущественно Общегосударственного масштаба. Гражданские процессы, возникавшие по поводу грабежей, оскорблений, повреждений и пр. разбирались низшими судами, коллегиями из трёх членов (тройки!). Дела же уголовные – малыми Синедрионами из двадцати трёх членов. И только самые важные судебные дела решались Высшим (большим – 70 членов) Синедрионом.
                Таким образом, можно сделать вывод, что «преступление», совершённое Иисусом Христом, случайно оказавшимся в одной камере с разбойниками, являлось в глазах религиозной власти Иудеи делом государственного характера. Синедрион имел право выносить смертные приговоры самостоятельно, кто бы что ни говорил и ни писал. Я в финале очерка о Понтии Пилата уже разбирал юрисдикцию иудейских и римских властей   http://proza.ru/2023/01/20/890  и приводил примеры смертных приговоров, вынесенных местными властями, вопреки утверждениям евангелистов.
               
                В Иудее существовала практика разграничений юрисдикции. Преступления, не касающиеся интересов Рима и, главное, среди них религиозные преступления рассматривались синедрионом и тетрархами вплоть до вынесения смертных приговоров. Синедрион имел право по Закону приговаривать ко всем видам наказаний, какие только употреблялись в еврейском государстве:  денежные взыскания, телесные наказания (бичевание) и, наконец, смертная казнь, которая осуществлялась побитием камнями или сожжением, или обезглавливаним, или удушением.
                Но первосвященникам, старейшинам нужна была именно римская казнь для Иисуса Христа – распятие на кресте, поэтому они и обратились к правителю Понтию Пилату. Такого мнения придерживались многие видные церковники, как, например, Иоанн Златоуст  (ок. 347—407гг) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитаемый как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе с Василием Великим и Григорием Богословом; Феофилакт Болгарский (1078 — 1107гг), византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания и многие-многие  другие.
                Так почему Синедрион захотел применить по отношению к Иисусу Христу именно распятие на кресте? Почему Он не был побит камнями, казнью, назначенной для богохульников?
                Скорее всего, синедрион хотел снять с себя ответственность за смерть Иисуса перед народом, в среде которого
было много почитателей. Его казнь могла послужить причиной возмущения, за которое пришлось бы отвечать Синедриону. А в действительности Иисус представлял смертельную угрозу именно религиозной власти Иудеи. Поэтому Каиафа настойчиво убеждал Понтия Пилата в совершении Иисусом преступлений, угрожающих  государственному строю Иудеи и Римской власти (обвинении в притязаниях на царскую власть, в желании разрушить Храм, призыву к мятежу, неповиновении власти Рима и др.). А такие преступления подлежали суду префекта (В Евангелиях префекта называют прокуратором – читайте 7.1-4 мои очерки о Понтии Пилате).
                О суде над тремя разбойниками во главе с Вараввой в Евангелиях не упоминается. Видимо, утверждение приговора Синедриона остальным разбойникам носило чисто технический характер. Римляне считали сикариев опасными для Рима террористами, нападающими не только на граждан Иудеи, но и на римских солдат. Разбойники были задержаны за произведённое в городе возмущение против римской власти и убийство, поэтому «заслужили»  позорную казнь на кресте, и Понтий Пилат утвердил приговор, как говорится, «не глядя». Суд над ними не потребовался.
                С Иисусом дело обстояло иначе. Первосвященнику надо было доказать, что Он покусился на государственную власть, объявив Себя не только сыном Божьим, но и царём Иудейским. То есть Иисуса обвинили в политическом преступлении, а они подлежали суду наместника Рима. Попутно Ему выставили обвинение в запрете платить подать Кесарю, объявив себя царём, зная, что римское правительство строже всего относится к политическим преступникам.
                Из Евангелия мы знаем, что иудеи сказали Пилату, что им не положено казнить государственных преступников. В Евангелии просьба передана не точно или не полностью. Из текста можно было понять, что им вообще не позволено предавать смерти любых преступников, и префект должен утвердить приговор Синедриона, что не соответствует истине.

                В следующем очерке вернёмся к личностям двух злодеев, осуждённых вместе с Вараввой, и их значении в учении церкви.

Продолжение следует.

Примечания:               

*Первая иудейско-римская война или Великое восстание Иудеи (66-73гг.) длилась 7 лет. Позже в 132-135гг произошло восстание
Бар-Кохбы. Восстания носили националистический характер, направленный на восстановление независимого иудейского государства.
                Началом борьбы против римского владычества можно считать штурм Иерусалима и взятие еврейской святыни - Храма
в середине лета 63 г. до н. э. Римляне учинили массовое избиение его защитников. Иосиф Флавий сообщает, что Помпей вступил в святая святых Храма и разграбил храмовые сокровища. Протест против Рима с этого времени принял непримиримый характер.

**Зилоты – само это в переводе с древнееврейского означает «ревнитель». Ревность имелась в виду религиозная, то есть нетерпимость к язычеству в целом и, особенно, к языческим властям. А также к любым проявлениям язычества среди самих иудеев или даже просто соглашательству с язычниками. Зилоты
 в первом веке являлись радикальной религиозно-политической группировкой, сыгравшей важную роль в антиримском восстании 66-73 гг. и, прежде всего, в разрушении Иерусалима в 70 г.

***Сикарии – это  боевое крыло  движения зилотов. Сикариев относят к радикальному крылу движения. На латыни Sicarii - форма множественного числа от Sicarius "человек с кинжалом", "владеющий кинжалом". Сила сикариев заключалась в народной поддержке. Даже те иудеи, которые сами боялись участвовать в терактах, помогали сикариям и укрывали их.

**** Часть евреев воспринимали Варавву как мессию.
Учение о Мессии является характерной особенностью классического иудаизма.  Раввинистические тексты содержат множество упоминаний о Мессии как о царе и вожде, который избавит Израиль от завоевателей и установит золотой век мира и благополучия.
                В еврейской традиции мессия это царь-герой, вождь, который возглавит народно-освободительное движение еврейского народа и после победы и его освобождения от иностранного гнёта, поведёт еврейский народ к процветанию и благоденствию, что позволит выполнить возложенную на него Богом миссию поводыря для всего остального мира! (Ис. 2:4).
                А в христианстве Мессия – Спаситель, зовущий к покаянию и своей мученической смертью берущий на себя первородный грех людей, чем и спасает человечество.
    
***** Во время суда над Иисусом были нарушены многие нормы закона. Они носили грубейший характер, начиная со времени проведения суда. По еврейским законом суды проводятся только днём, а Иисуса судили ночью  (спешили осудить до праздника), отсутствовали свидетели от защиты (присутствовали только подставные), приговор вынесли на основе сомнительного признания («ты говоришь»), а по закону обвинение на основе признания обвиняемого запрещено Талмудом. Затем нарушено время вынесения приговора (повторный, окончательный приговор вынесен через несколько часов – законом предусмотрено вынесение такого приговора только через сутки после заседания). При этом надо отметить, что у членов суда не только было желание убить Иисуса – они это могли сделать собственной властью, но сделать так, чтобы Его приговорил к смерти на кресте римский наместник. Чтобы синедрион остался как бы ни при чём.
 

Автор благодарит В. Теняева, который даже 2 января читал и самоотверженно правил текст очерка.