Га

Наталья Бобыкина
Древнее слово - слог
В русском языке достаточно много слов, состоящих из одного слога и несущих информацию о более древних временах народных говоров. К ним относится и слово «ГА».
В Словаре живого великорусского языка В. Даля «га» – это восклицание изумления, испуга, вопроса (Га?), встреченное учёным в южнорусских областях России [1. С. 348]. В словаре русских говоров, собранных «га» – это «да» - в станице 1 Донского округа, вопросительный отклик в Курской и Воронежской областях, выражение недовольства в Смоленской области [2. С. 343].
Но вызывает интерес то, что это древнее слово является частью таких слов, как дорога, гать, загадка, газ, телега, бродяга, а также гарпун, газон, гармонь и даже гармония. Во всех этих словах прослеживается процесс движения.
Дорога – это путь с любым покрытием, а в Вологодской области дорога обозначает судьбу, то есть жизненный путь. Но в любой интерпретации – это слово обозначает движение [3. С. 131-132].
Разные слова, имеющие в своём составе слог «га» так или иначе обозначают движение чего-нибудь. Например, слово «гать» – искусственно проложенный путь с помощью тонких брёвен и жердей, а в Псковской, Тамбовской, Костромской, Курской Пензенской губерниях и станице 1 Донского округа гатью называют запруду, плотину через реку, то есть всё ту же дорогу, искусственно построенную [2. С. 153]. Производные от этого слова - загата – запруда, плотина; загастить – сделать плотину, загатенный – заваленный хворостом, землёй [4. С. 356].
Интересный подход к объяснению слова «га» у Владимира Головкова в его книге «Русский корнеслов. О корневом образном словообразовании русского языка», по мнению этого автора «Га – это движение, и всё, что с ним связано. При чём движение как материального, так и нематериального порядка» [5. С. 11]. С этой точкой зрения он объясняет такие слова, как гастрономия, нога, вьюга, кочерга, цыгане, гаубица, газон, гарпун, даже бюстгалтер и, конечно же, баба Яга. В этом ряду вызывает вопрос только слово бюстгалтер, но, если его рассматривать как ограничение движения, закрепление для удобства женщины при ходьбе и вообще жизни.
Даже слово «влагалище» входи в эту структуру – как движение (га) семени (ла, от латинского Lac - молоко) к матке (лище) – месту, где зарождается новое существо. Проще говоря, это путь семени к яйцеклетке (лище) для создания новой жизни.
Гармонь, а до революции в разных губерниях она имела названия гармоза, гармозин, гармозурина, гармони, гармоница, гармощь, гармозень, гармоника и др. (2, с. 144) – музыкальный духовой инструмент, источником звука которого является язычки, приводимые в колебание потоком воздуха, приводимое с помощью клавиш или кнопок (баян, аккордеон, гармонь) или воздух подаётся дыханием исполнителя при вдохе и выдохе (губные гармошки и др.). То есть имеется движение, в этом случае воздуха для получения звуков.
А гармония – это звучание в унисон, согласование разнородных и даже противоположных элементов, их слияние в единое органическое целое, согласованность всех частей и элементов форм, то есть единение, согласованное движение противоположных элементов.
Баба Яга в этом случае легко объяснимое мифологическое существо. Правда, в разных традициях имеет своё звучание: Йома (коми), Йога или Йогиня из индоевропейской мифологии и др. То, что в основе имени мифологической бабушки стоит всё то же слово «га», определяющее её постоянное и важное движение. В древнеславянском календаре самыми древними созвездиями являются те, что расположены в центре видимого нам неба. Сегодня – это Большая и Малая Медведицы, Цефей, Кассиопея, Дракон и созвездие Жирафа, с которым не связан ни один греческий. Римский или славянский миф. Скорее всего, это другое существо, изгнанное со звёздной карты человека и заменённое жирафом. Но нас интересует, где же здесь Баба Яга? А это –созвездие Кассиопеи в греческой интерпретации.
Созвездие Кассиопеи – Бабы Яги находится рядом с Млечным путем – Калиновым мостом, считающимся дорогой в иные миры, куда уходят души умерших предков. Баба Яга – это самая древняя богиня-Богородица, Ма, Ма-Дивия, Макошь и др. В народных русских сказках ей подчиняются звери и птицы, рыбы и насекомые. То есть она – богиня всей Земли, её природы и живых существ. Баба Яга помогает главному сказочному герою достать гусли-самогуды, погубить Кащея Бессмертного и Змея Горыныча, достать меч-кладенец и крылатого коня Сивку-Бурку. Кассиопея частично находится на Млечном пути, который олицетворяется с дорогой в навий мир, птичьей дорогой, по которой уходят души предков. Поэтому Баба Яга изображается с костяной ногой, находящейся в навьем мире. И её избушка находится на краю леса. А лес – это образ потустороннего мира, откуда никто не возвращается. Баба Яга специально поставлена у леса, чтобы принимать умершие души и сопровождать их в навий мир и, если что, отправлять живыми обратно [6]. В этом случае и обозначение скопления звёзд словом "Галактика" становится понятным - течение молока или Млечный путь (lac - по-латински - молоко). Большие скопления звезд выглядят как молочные реки.
Слово «га» присутствует в словах загадка, отгадка (разгадка).
Загадка - это словесная игра в виде замысловатого вопроса. Путём аналитического мышления человек должен найти ответ. То есть, в этом случае движение мысли в поисках правильного ответа.
Слово «За» в словаре Н.М.Шанского обозначает: позади, после, потом, из-за [7, с. 3]. Загадник – это человек, загадывающий о будущем, гадатель [4, с. 583]. Загад – затея, намерение, задумка, выдумка. Второе значение слова – приказ, распоряжение, наряд.  То есть побуждение к действию, работе, размышлению [4, с. 351]. То есть получение чего-то после движения (мысли, работы, знания будущего в гадании).
Таким образом, в тех словах, где появляется древнее слово-слог «га» речь идёт о движении, материальном или мысленном, но передвижения для поиска цели,  отгадки, знаний о последующих шагах в своей жизни или происшествиях, ожидающих человека на жизненном пути.

Литература:
1. Словарь живаго великорусского языка Владимира Даля  - Спб., М.: Издание книгопродавца М.О. Вольфа, 1880.
2. Словарь русских народных говоров. Вып. 6. Выросток-Гон. – Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1970.
3. Словарь русских народных говоров. Вып. 8. Дер - Ерепениться. – Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1972.
4. Словарь русских народных говоров. Вып. 9. Ерепеня – Заглазеться. – Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1972.
5. Головков В. Русский корнеслов. О корневом образном словообразовании русского языка. [Электронный ресурс]. – Электронная система Ridero, 2019 г. -
6. Бобыкина Н.Ю. Календарь-Солнцеворот и древние Боги Космоса. [Электронный ресурс]. - http://proza.ru/2020/07/27/1610.
7. Этимологический словарь русского языка. Т. 2, вы. 6. З. / под ред. Н.М. Шанского. – М. Изд-во Московского университета, 1975. - С. 3.