Богатырь из теста

Борис Григорьевич Вайнер
(Сказка о Храбреце и Хитреце)

Пьеса-сказка в двух действиях
по мотивам татарского фольклора
(здесь первое действие)


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Старик
Старуха
Камыр
Джамиля, дочь шаха
Визирь
Колдунья
Дэв
Первый горожанин
Второй горожанин
Первый слуга Визиря
Второй слуга Визиря

В эпизодах:
Страж Лесного Луга, лесные птицы и цветы






ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

 СЦЕНА 1

Музыка.
Деревенский дом. Вечереет. На завалинке под окном сидят Старик со Старухой. Старуха штопает, Старик чинит сеть. Они поочередно вздыхают.

СТАРУХА: О-хо-хо...
СТАРИК: Э-хе-хе...
СТАРУХА: О-хо-хо...
СТАРИК: Э-хе-хе...

В наступившей тишине слышится соловьиная трель. Затем она смолкает.

СТАРУХА (поворачиваясь к Старику): О-хо-хо...
СТАРИК (поворачиваясь к Старухе): А я про что?.. Э-хе-хе...
СТАРУХА (снова вздыхая): Всё у нас как у людей. А деток в доме нету. Скучно без них.
СТАРИК (сердито): Опять заладила. Мне, думаешь, не скучно? Был бы сынок – сети бы со мной ставил, по дрова бы со мной ходил... Э-хе-хе...
СТАРУХА: О-хо-хо... Я бы его любила-холила, мальчишкам в обиду не давала, лепёшками тёплыми угощала... О-хо-хо.. Бабай, а бабай!..
СТАРИК: Ну что ещё?
СТАРУХА: У меня тут тесто с утра поднялось...
СТАРИК (недоуменно): И что?
СТАРУХА: Ну... Может, нам из теста малыша слепить?
СТАРИК: Малыша?!..
СТАРУХА: Ну, сынка нам с тобой! Я даже имя придумала – Камыр!
СТАРИК: Сынка?.. Из теста?.. (качает головой) Ишь чего в голову пришло!.. (размышляет) Камыр, говоришь?..
СТАРУХА: Я бы ему постель стелила, спать укладывала, колыбельную пела, а?
СТАРИК: Камыр... Ладно, давай. Пускай будет Камыр. Родной сынок, хоть и из теста. Всё в доме радость...
СТАРУХА: Вот я и говорю – на радость нам!
СТАРИК: Не зря у меня с утра в правом ухе шумело...
СТАРУХА: А мне лужок с незабудками снился...
СТАРИК: Приметы верные, и обе к радости... Поднялось, говоришь, тесто?..

Уходят в дом. Музыка. Стремительно темнеет, наступет ночь,  звучит соловей, а затем песня:

Чудо чудное порою
Приключается на свете,
И глазам своим не верит
Тот, кто видит чудеса.
Только нет на белом свете
Чуда большего, чем дети,
Что растут у нас под боком
Не по дням, а по часам.


                СЦЕНА 2


На последних строках песни быстро светает.
Декорация та же. Утро. Старик  снова сидит на завалинке, латает сеть. На  крыльцо выходит хозяйка. Она вытряхивает половик.

 СТАРИК (шутливо): Денёк-то какой хороший. Как там сынок наш тестяной? Всё спит?
СТАРУХА (принимая игру): Спит, как же не спать? Время-то раннее.
СТАРИК: Ясное дело (поднимает палец вверх, со значением) Первый признак, что дитя спит, – тишина. Если его не слышно – значит, не проснулся.

Из окна доносится громкий плач младенца.

СТАРУХА: Абау!..  Кто это?.. Что это?..
СТАРИК: Что это?.. Кто это?..

Старуха забегает в дом.

СТАРУХА:  Абау!.. Ати! Отец! (Выглядывает в окошко) Наш малыш из теста! Он ожил!..  Наш сынок ожил!..  Камыр ожил!.. (бегает по дому, то и дело выглядывая в окно с очередной новостью) Камыр проснулся! Он с козлёнком играет! Он уже на лавку залез! Камыр есть просит!..

Старик откладывает сеть и спешит  в дом. За окнами начинаются беготня и шум: крик ребёнка, меканье козлёнка, причитания Старухи, стук передвигаемого сундука, хлопанье простынь, звон посуды, звяканье вёдер. И снова звучит песня:

Словно тесто дрожжевое
Ребятишки подрастают:
Оглянуться не успеешь –
За столом малыш сидит,
Оглянуться не успеешь –
Ростом старших догоняет,
Оглянуться не успеешь,
А сынок – уже джигит.


СЦЕНА  3


Небольшая поляна в глубине леса, с укрытой густыми ветвями ели избушкой. Из-за кустов на краю осторожно выходит человек. Это Визирь шаха. Одет он скромно – явно не хочет, чтобы его узнали. Подходит к крыльцу.

ВИЗИРЬ: А слуги-то не соврали... Тут она и живёт, ведунья. Полный дом, должно быть, зелий колдовских. Порошки сонные, яды всякие, снадобья, привороты-отвороты любовные... Вон даже на окошке склянки стоят, надписанные... (Тихо подбирается к окошку и читает надписи на склянках, затем возвращается к крыльцу). Ох, как мне всё это во дворце нужно!.. Ох я бы им всем показал... Хозяйка! Эй, хозяйка!..
КОЛДУНЬЯ (голос из глубины дома): Это кто тут меня зовёт?.. Кто без спросу заявился?.. (выходит на крыльцо и рассматривает пришельца)  Я тебя не знаю. Ты кто?
ВИЗИРЬ: А зачем тебе меня знать? Человек как человек. Прохожий, на всех похожий.
КОЛДУНЬЯ: И чего же ты хочешь, на всех похожий?
ВИЗИРЬ: Ты, говорят, ведунья умелая. Мне бы снадобий твоих чуток. Приворот там любовный, порошок сонный покрепче, яд какой-никакой... Я заплачу.
КОЛДУНЬЯ: А на что тебе приворот?
ВИЗИРЬ (видно, что он лжёт): Э-э... Девушку полюбил. В первый раз в жизни. (В сторону, усмехаясь) Ну в крайнем случае в шестой.
КОЛДУНЬЯ: А порошок на что?
ВИЗИРЬ: Э-э... Сплю я плохо. (В сторону) Бывало, как заснёшь в пятницу, так в четверг только и проснёшься.
КОЛДУНЬЯ: А яд зачем?
ВИЗИРЬ: А это на всякий случай. (В сторону) Так я тебе и рассказал. Это штука полезная. Хоть гостю незваному, хоть соседу к обеду.
КОЛДУНЬЯ (подумав, качает головой): Вот что я тебе скажу. Я как с утра тебя не знала, так и сейчас не знаю. На всех ты, может, и похож, а на хорошего человека – нет.
ВИЗИРЬ: Это почему же?
КОЛДУНЬЯ: Потому. У хорошего человека душа открыта, задних мыслей нету. А у тебя, видать, все мысли задние, не считая боковых... Короче, я кому попало зелья не продаю.  Так что шёл бы ты отсюда подобру-поздорову!..
ВИЗИРЬ: Так, значит?..
КОЛДУНЬЯ: Значит, так. И деньги твои мне без надобности.
ВИЗИРЬ (поняв,что ему дали от ворот поворот): Ну что ж, дело хозяйское. Ухожу, ухожу... (медленно удаляется).
КОЛДУНЬЯ (вслед): Ишь ты!.. Зелья ему подавай... (машет рукой и скрывается в доме).

Визирь осторожно, но быстро выбирается из-за куста, хватает с подоконника пару склянок со снадобьями и снова ныряет в лес. Под его ногой трещит ветка.

КОЛДУНЬЯ (выскочив на шум и сразу заметив пропажу): Вот же ж!.. (глядит вслед беглецу) Так ты ещё и вор!.. Тьфу!..  Ничего, ничего... Мне за тобой недосуг бегать. Всё равно у меня не убудет, а тебе на пользу не пойдёт! Уж я-то знаю!.. Вот же ж... Тьфу!.. (Машет рукой и опять скрывается в доме).


СЦЕНА 4


Музыка песни из первых сцен.
Дом родителей Камыра.На затихающей мелодии на крыльцо выходит сам джигит. Это уже большой и крепкий парень. Одет по- походному.

КАМЫР: Ати, ани, спасибо вам за всё. А мне в дорогу пора.

Старик и Старуха подходят к сыну.

СТАРИК: И куда ж ты пойдёшь, сынок?
КАМЫР: Далеко пойду. На свет поглядеть, себя показать. Может, и счастье своё найти получится. С вами бы остался, да тесно мне тут...
СТАРУХА: Может, побудешь ещё, улым? Ты ведь вон какой вымахал, а всего-то ничего с нами живёшь... Чужой край не родной, не ждут там тебя.
КАМЫР: Ждут не ждут, а дождутся. Тут мне и поиграть не с кем, не то что силой померяться. Мальчишку подкинул, а он чуть не до крыши взлетел. Другого пальцем тронул, а он аж  до плетня отскочил. Не хочу я их обижать. А в далёких краях мне покрепче противник найдётся. Там, говорят, и дэвы попадаются, и джинны, и пэри...
СТАРИК: Э, сынок, там кое-кто и поопаснее водится. Дэва ты сразу увидишь, а того и не распознать можешь.
КАМЫР: И кто же это?
СТАРИК: Кто на человека похож, а на деле и дэва страшнее. Особенно для тех, кто с открытым сердцем живёт.
КАМЫР: Ничего, отец. Я уже большой, разберусь.  (Матери) Пойду я, мама. Спасибо тебе за лепёшки, что в дорогу напекла.
 
Идёт в сторону леса и останавливается
Прощайте! Не грустите тут без меня! Я как насмотрюсь да нахожусь, так сразу и обратно!.. (Уходя, поёт):
Как ни старайся – на лавочке сидя,
К счастью пути не найдёшь.
Если ты миру навстречу не выйдешь,
Что ты о мире поймёшь?

    Всё ты услышишь и всё ты увидишь
Только на этой тропе.
        Если судьбе ты навстречу не выйдешь –
        Что ты поймёшь о себе?

СЦЕНА 5

Музыка. Дом Колдуньи на поляне. На краю её появляется Камыр. Он осматривается.
КОЛДУНЬЯ (голос из окна): Ты куда?! А ну вернись!.. Стой, кому говорят!..
Хозяйка выскакивает на крыльцо.
Она явно за кем-то (или чем-то) гонится.

КОЛДУНЬЯ: Вот поймаю – запру и вообще выпускать не буду!.. Стой, негодница!..
КАМЫР (выступая вперёд из-за куста): Хозяйка, может, тебе помочь?
КОЛДУНЬЯ (подозрительно): А ты ещё кто такой? Ходят тут всякие, а потом зелье с окошка пропадает...
КАМЫР: Камыром меня кличут. По свету хожу,  счастья ищу, по пути добрым людям чем могу помогаю. И сейчас вижу – помощь моя требуется.
КОЛДУНЬЯ:  Камыр, говоришь? Похоже, похоже... Вроде даже пирогами запахло...  И чем же ты помочь можешь?
КАМЫР: А кого ты ловишь?
КОЛДУНЬЯ: Вот всё тебе возьми и расскажи. Ишь какой шустрый!.. Иголку свою ловлю. Удрала от меня.
КАМЫР (удивлённо): Иголку?!  У тебя что – в доме другой нет?
КОЛДУНЬЯ: Другая-то есть, а такой больше нет. Волшебная у меня иголка. Сама что хочешь сошьёт.
КАМЫР: И что случилось?
КОЛДУНЬЯ: Что-что... Из-за нитки это. Глаза у меня плошать стали. А если в эту иголку сразу нитку не вдеть, она слушаться перестаёт. А как же я вдену? (Поёт).

Хозяйка я лисе и волку,
Я тайны зелий берегу,
А просто нитку вдеть в иголку,
Как ни стараюсь, не могу.

Когда кого я невзлюбила – 
Не поздоровится врагу.
А нитку, сколько бы ни билась,
Продеть в иголку не могу!
 
КАМЫР: Вон она лежит, иголка... А ну-ка, хозяйка, брось мне нитки эти. Попробую с беглянкой твоей поладить...
КОЛДУНЬЯ (бросает клубок): Держи, если не шутишь!..

Камыр ловит клубок, а затем устремляется за невидимой иголкой, приговаривая «А ну стой!.. Ты куда это собралась?.. А ну вернись!..». Он хватает иголку, вдевает нитку и протягивает хозяйке.

КОЛДУНЬЯ (принимая иголку): Ну спасибо, джигит. А то я без неё как без рук... А чего улыбаешься?.. Тебе, может, надо чего от меня?
КАМЫР: Ничего не надо, хозяйка. Это я радуюсь, что помог.
КОЛДУНЬЯ: Э нет, так не пойдёт... Ты помог – и я помочь должна. Может, подсказать чего...
КАМЫР: Подсказать? Тогда дорогу подскажи.
КОЛДУНЬЯ: Куда?
КАМЫР: Туда, где я себя испытать могу.
КОЛДУНЬЯ: Испытать? Ишь ты!.. Испытать... (обходит Камыра кругом) Ладно. Только для начала я сама тебя попытаю. Ответишь на загадку – укажу дорогу. А не ответишь – иди дальше куда сам шёл.
КАМЫР: Это можно.
КОЛДУНЬЯ: Скажи-ка мне, джигит, что это такое: «Без рук, без ног, а ползёт под потолок. Пыхтит, ползёт, недосмотришь — упадёт,  И не больно ему. Почему?».
КАМЫР (чуть подумав, хлопает себя по лбу): Так это ж про тесто! Это оно под потолок ползёт! И не больно ему.
КОЛДУНЬЯ (в сторону): Смышлёный. Но простодушный... (Камыру)  Тогда вот что, парень... Тут у нас Дэв объявился. Грозился весь город опустошить, еле отговорили. Зато теперь то и дело новую девушку доставить требует. Нынче шахской дочери черёд пришёл. Избавишь город от Дэва – и судьбу свою решишь, и невесту найдёшь себе под стать. Как думаешь – справишься?
КАМЫР (решительно): Думаю, справлюсь.
КОЛДУНЬЯ: А совет мой тебе такой будет: Дэв силён, слов нет, а только и у него слабое место имеется. О котором никто не знает.
КАМЫР: Какое? 
КОЛДУНЬЯ: Коготь заговорённый. Вся его сила в когте. Коготь этот вроде иголки моей, только сильней намного. Если кого из людей этот коготь зацепит, тот никогда отцепиться не сможет:  куда коготь, туда и он. Ни один человек с ним не совладает...
КАМЫР: Так-таки ни один?
КОЛДУНЬЯ: Ну разве что батыр из батыров... Погоди-ка... (Ныряет в дверь и выносит подарки). Вот тебе от меня шкатулка. Она только с виду простая. Что добудешь, в неё положи да спрячь, придёт час – оно тебя выручит. А это клубок волшебный. Заблудишься – выведет куда надо. 
КАМЫР (принимая дары): Спасибо, хозяйка (спускается с крыльца). Пойду я.
КОЛДУНЬЯ: Иди. У тебя, вижу, вся душа нараспашку. Запомни, джигит: иной человек и поопаснее Дэва будет.
КАМЫР (удивлённо): Отец с матерью мне тоже это говорили...
КОЛДУНЬЯ: Поклонись им от меня, когда увидишь. Ну, прощай.
КАМЫР: Прощай (уходит).



СЦЕНА 6


Вечер. Городская площадь. Слева дом Визиря, справа дворец для дочери шаха, ещё правее видна опушка леса.
Появляются двое горожан.

ПЕРВЫЙ: Слыхал новость?
ВТОРОЙ: Нет. А что такое?
ПЕРВЫЙ (на ухо собеседнику): Дэв-то наш совсем разошёлся. Мало ему простых девушек – на дочь шаха позарился!
ВТОРОЙ: Ох ты! А шах что?
ПЕРВЫЙ: А что он может против Дэва? Сила солому ломит...  Дочку, Джамилю, уже сюда, во дворец, привезли. Теперь стерегут, чтоб не сбежала.
ВТОРОЙ (вполголоса): И ведь никакой управы на него нету! Хоть бы батыр какой нашёлся.
ПЕРВЫЙ: Где ж ты его возьмёшь, батыра? Они на дороге не валяются...
ВТОРОЙ:  И то верно. Вот я слышал, у соседей...
ПЕРВЫЙ: Погоди... Вон она, бедная. Тяжко ей.

Звучит тихая музыка (вступление к песне)
Во дворце высвечивается окно. В нём силуэт девушки.

ДЖАМИЛЯ (поёт):

Мне и свет как тьма, и дворец не дом,
Лишь печаль да тоска со мною,
И куда ни глянь – никого кругом,
Кто бы сердце мне успокоил.

Убежать бы мне речкой быстрою,
Улететь бы мне с птичьей стаей
В небо ясное, в поле чистое,
Да крепки замки – не пускают.

Она уходит вглубь дворца, на окне смыкаются шторы




СЦЕНА 7


Там же. Утро. Звучит труба. Появляется Визирь.

ВИЗИРЬ(кланяясь невидимому шаху): Слушаю и повинуюсь, господин!.. (оглядывается – нет ли кого поблизости, качает головой). Да, легко шаху указы издавать: «Полстраны и мою дочь тому, кто её от Дэва спасёт»... Кто ж её спасёт!.. Это же Дэв! Голову оторвёт и скажет, что так и было... Да-а, тут хитрость требуется... (поёт) 
В сраженьях смысла я не вижу
И взгляд на них имею свой:
На свете нет таких коврижек,
Чтоб рисковал я головой.

Пусть простофиля в битву рвётся,
А хитрецу – зачем она?
Красавиц тьма кругом найдётся,
А голова – всего одна!..

Думаю, батыра нужно нанять. Дэв меня и слушать не  станет, а батыр – человек, его обмануть проще пареной репы. Нанять за недорого, и если у него получится, награду самому получить! А то и девушку... Только где ж его взять, батыра этого? Давно они нас не навещали. Ну, если забредёт хоть один – я уж своего не упущу...

Появляется Камыр.

(В сторону) А это кто такой? Вроде бы крепкий малый... Неужто на ловца и зверь бежит?.. (Камыру, ласково). Здравствуй, джигит. Ты, я вижу, из дальних краёв. Куда путь держишь, если не секрет?
КАМЫР: И ты здравствуй. Нет никакого секрета. Дэва ищу, город от него избавить хочу.
ВИЗИРЬ (в сторону) Совсем простецкий парень, похоже... (всплескивая руками, Камыру): Ай, молодец какой! Батыр! Мы тут все только тебя и ждали.
КАМЫР: Покажешь, где Дэв живёт?
ВИЗИРЬ: Отчего ж не показать? Покажу. Только издали.
КАМЫР: Можно и так.
ВИЗИРЬ (с улыбкой, но осторожно хлопая Камыра по плечу):  А ты, когда  с дэвом закончишь, зайди ко мне. Я тебя знатным обедом угощу! (в сторону)  Так угощу, что больше ты здесь не появишься...
КАМЫР:  Отчего ж не зайти? Мне главное город спасти да девушку выручить.
ВИЗИРЬ: Молодец! Батыр! (в сторону, усмехаясь): А что для меня главное, это только я знаю. (Камыру) Ну, тогда пойдём, джигит!

Уходят.


СЦЕНА 8


Вечер. Городская площадь. Во дворце справа освещено то же окно. Звучит мелодия песни Джамили. Появляется Камыр. Смотрит на окно.

КАМЫР: Значит, вот он, дворец. А вон там, стало быть, Дэв живёт...
ДЖАМИЛЯ (появляясь в окне): Кто здесь?
КАМЫР: Я, красавица. Слышал, Джамиля тебя зовут.
ДЖАМИЛЯ: А тебя как, джигит?
КАМЫР:  Камыром матушка нарекла.
ДЖАМИЛЯ: Камыр... Зачем ты здесь, Камыр? Со мной рядом опасно.
КАМЫР: Затем и пришёл, что опасно. Не бойся, я тебе помогу.
ДЖАМИЛЯ: Да ты знаешь ли, с кем дело иметь придётся?
КАМЫР: А он меня знает? Если нет – вот и познакомимся.
ДЖАМИЛЯ: Смелый ты, Камыр. Только не ты первый за это  берёшься...
КАМЫР: Ясно, не первый. Потому что последний. Больше не понадобится.
ДЖАМИЛЯ: Ой, боюсь я за тебя, джигит...  Что ж, тогда удачи! Прощай...
КАМЫР: А зачем прощаться? Свидимся ещё.

Девушка скрывается в глубине комнаты. Камыр смотрит в сторону, где начинается лес и где живёт Дэв.

КАМЫР:  Что хозяйка-то лесная мне говорила? Дескать, страшно тут. А пока ничего особенного... (направляется в сторону жилища Дэва).

Вокруг быстро темнеет. Музыка. Слышны раскаты грома. Это приближается, а затем появляется Дэв. Камыр бросает на землю котомку и выхватывает меч.

ДЭВ (поёт):

Тем в человеке страх сильней,
     Чем господин его сильнее, –
А я любого из людей
Одним мизинцем одолею.

А я просить умею так,
Что отказать никто не может.
Забрать красавицу – пустяк,
Когда у всех мороз по коже...

ДЭВ (глядя на джигита): Э, никак ещё один дурачина явился!.. Умереть хочешь? 

Гремит гром, воет ветер – на глазах начинается гроза.

КАМЫР: Да пока не собираюсь! А кто из нас дурачина, ещё поглядим.
ДЭВ: Вроде как тестом печёным пахнет... Эй ты, я тебя буду Перемячом звать!..
КАМЫР: Да хоть пирогом назови, только в печь не сажай.
ДЭВ: Я могу и в печь!
КАМЫР: А силёнок хватит?
ДЭВ (удивлённо): Ты что же – не боишься?!
КАМЫР (бросая котомку, выхватывает меч): Кого бояться – тебя, что ли? Я самого злющего быка у нас в ауле не боялся, а он куда страшнее был!..

Музыка. Во тьме сверкают молнии, гремит гром. Камыр и Дэв сражаются.

ГОЛОС ДЭВА (в темноте): Ну ты потише, потише! Чего размахался? Так ведь и задеть меня можешь!..
ГОЛОС КАМЫРА: Я тебя так задену, что некому будет на девушек зариться!.. А ну получай!..
 
Камыр и Дэв бьются. Грозная музыка.

ДЭВ: Эй, джигит, постой!.. Устал я что-то от тебя... Может, ты денег возьмёшь да отпустишь меня?
КАМЫР: Купить меня хочешь?.. 
ДЭВ: Я и дом могу отдать!..
КАМЫР: Нет, не за этим я сюда пришёл!..

Они продолжают бой, и звук его постепенно удаляется за кулисы. Грозная музыка всё нарастает. Наконец следуют заключительный аккорд и рёв смертельно раненного Дэва. Затем светлеет. Возвращается Камыр, он что-то с трудом удерживает в руках. 

КАМЫР: Ты куда, коготь? Ну нет, так дело не пойдёт. И не думай удрать. Сильный-то ты сильный, а место твоё – у меня в шкатулке! (не без труда укладывает коготь в шкатулку и закрывает её). Теперь надо шкатулку спрятать, как хозяйка лесная велела. Я и дупло надёжное приметил (уходит за кулисы).

Кругом продолжает светлеть. Появляется, то и дело оглядываясь по сторонам, Визирь. Он суетится, бегая по двору, отбегая и возвращаясь,  рассматривая всё, что попадается на глаза..

ВИЗИРЬ (удивлённо):  Так. Так. Кровь. Чёрная. И тут. И тут. Не иначе Дэва кровь..  Надо же. Вот уж не ожидал... Похоже, конец  Дэву пришёл... Стало быть, батыр своё дело сделал.  А значит,  и сам он мне больше ни к чему! (Лезет в карман и достаёт склянку Колдуньи  со снадобьем). Однако полезные  вещи у ведьмы этой на окошке водятся.  Как уж тут сказано?  (читает вслух надпись):

У того, кто зелье примет,
Все забудут даже имя.
Он страшилой обернётся
И обратно не вернётся.

Славное угощенье для батыра!.. Кто страшиле поверит, что он Дэва сразил? А я тут как тут! Это я сразил! Это я город выручил! Это я девушку спас! Кто докажет, что не так было?.. (Усмехнувшись, прячет склянку обратно).

Снова выходит Камыр.

ВИЗИРЬ (изображая радость): Камыр! Вижу, управился ты, джигит...  Ай, молодец! Ай, герой! Всем батырам батыр! Выручил нас! Ну, давай теперь пойдём ко мне, раз ты своё дело сделал. Тебе передохнУть и подкрепиться не помешает.
КАМЫР (вытирая пот со лба): Уф... И то правда. Ну что ж, пойдём.

                Уходят вместе.



Сцена 9

Вечер. Та же площадь. Перед домом Визиря. Бьют часы.
Из дома выходят Камыр и Визирь.

ВИЗИРЬ: Ну что ж, джигит. Я тебя накормил-напоил, скоро к шаху сведу за наградой. Ты заходи попозже.

Камыр молча кивает, делает несколько тяжёлых шагов и падает.

ВИЗИРЬ (глядя на Камыра): Прощай, простофиля. Вино-то у меня особое было. Кроме зелья колдовского, я ведь и сонного порошка не пожалел. И  сам ты теперь себя не вспомнишь, и никто не вспомнит... Эй, слуги!

Появляются двое слуг. Заметно, что они боятся хозяина.

Хватайте его и в лес несите. Да поглубже, в самую чащу. Там и оставьте.
ПЕРВЫЙ СЛУГА: Хозяин, а как хватать?
ВИЗИРЬ: За подмышки, балбес!
ВТОРОЙ СЛУГА: А за ноги?
ВИЗИРЬ: И за ноги, балда!
ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СЛУГИ: А кто за подмышки? А кто за ноги?
ВИЗИРЬ: Вот же остолопы!.. Балбес за подмышки!.. А балда за ноги!..

Слуги хватают Камыра, но, повозившись, останавливаются.

ПЕРВЫЙ СЛУГА: А поменяться можно?
ВТОРОЙ СЛУГА: Б-балда за подмышки, а б-балбес за ноги... Можно?
ВИЗИРЬ (еле сдерживаясь): Бестолочь!.. Можно!..

Слуги меняются местами.

ВИЗИРЬ: Тащите теперь!
ПЕРВЫЙ СЛУГА (с опаской): А он не очнётся?
ВТОРОЙ СЛУГА (с опаской): Батыр всё-таки...
ВИЗИРЬ:  Скоро зелье подействует, так что до ночи не очнётся. А когда очнётся – его и мать родная не признает. Куда ему против колдовства... А против хитрости – тем более.

Слуги поют:

Рос на полянке боровик –
Крупнее мы не знали.
Но увидал его грибник –
И поминай как звали.

Искал опасности храбрец –
Смелее мы не знали.
Бедняге встретился хитрец –
И поминай как звали...

ВИЗИРЬ (слугам): Тащите уже!..

Слуги кланяются и уносят Камыра. Небо темнеет.
Постепенно затихая, звучит песня.

ЗАНАВЕС