Пожелание доброе

Валериан Чобану
Последний квартал 2023 года был великолепным, была и демонстрация красок леса. И мой первый опыт ночной фотографии и, можете поверить, снимки прекрасного северного сияния. Вот и подходит к концу 2023 год, и я желаю всем вам здоровья  и счастья в 2024 году.
А еще у меня есть новая книга, которую я привез из Дублина.
173 фотографии в этой книге посвящены периоду от начала Великого голода (1845–1852 гг.) до начала «Смуты» в Северной Ирландии. За это время население острова Ирландия выросло с более чем 8 миллионов до минимума в 4 миллиона в 1950-х годах. На протяжении девятнадцатого века мы можем видеть важность религии и ирландского языка, последствия Великого голода и Сухопутная война и рост культурного национализма. Работа, игра, технологии и отклонения переплетаются между изображениями ирландских пейзажей и революции. Общественное и частное переплетаются. Есть знакомые личности и события, изображения, которые были созданы массово, и те, которые мы редко видели. Социальные изменения исследуются во многих формах – через изображения, а также через потрясающие события, таких как затопление «Титаника» и «Лузитании». Основное внимание уделяется фольклору, музыке, сельской жизни и традициям, ирландскому пабу и островам Ирландии. Появляются также проблески дворянства или англо-ирландского класса. Изменения в одежде и играх приносят с собой ностальгию и мысли о прошедшем детстве. Учитывая это, авторы  решили включить раздел, посвященный женщинам и детям, жизнь которых сильно изменилась за эти годы. Некоторые из этих изменений включают избирательное право, введение обязательного школьного образования, открытие женщинам возможностей для работы и учебы, такие достижения, как водопровод и электрификация, изменения в медицине и охране материнства. Женщины и дети также занимают видное место в первом разделе книги, который начинается со знакового изображения Эдварда Карсона, подписывающего Ольстерскую Торжественную лигу и Соглашение. Другой раздел посвящен ирландцам за границей и охватывает всех, от «Катальпы Шесть» и Вайолет Гибсон (также известной как женщина, застрелившая Муссолини) до деятелей культуры, таких как Оскар Уайльд и Джеймс Джойс, а также художников, писателей, актрис, политиков и исполнители, которые по разным причинам путешествовали из Ирландии в страны мира. Одних будут прославлять, других – порицать. Завершается книга изображениями Ирландии, которые, по нашему мнению, отражают ее разнообразие, суть и красоту.
Старая Ирландия в цвете: John Breslin and Sarah-Anne Buckley

Работа над "Старая Ирландия в цвете" началась в 2019 году, когда John Breslin или Джон заинтересовался раскрашиванием, улучшением и реставрацией исторических фотографий посредством личных генеалогических исследований. Он начал раскрашивать старые семейные фотографии — фотографии его бабушки и дедушки из Фанора в графстве Клер и Глентиса и графстве Донегол. Открыв для себя DeOldify, приложение, используемое для раскрашивания изображений, он перешел от семейных фотографий к фотографиям Голуэя и Коннемары, а затем к другим, сделанным на острове Ирландия в девятнадцатом и двадцатом веках. Через несколько месяцев родился проект «Старая Ирландия в цвете», и с тех пор тысячи фотографий были раскрашены, и теперь у проекта десятки тысяч подписчиков в Интернете. В начале 2020 года Сара-Энн присоединилась к Джону, чтобы дать рекомендации по историческому содержанию этой книги.
Технология является ключевой частью процесса. DeOldify был первоначально разработан американским программистом Джейсоном Антиком в 2018 году, а затем программистом Даной Келли. Во время встречи в Сан-Диего в 2019 году Джон встретил Джейсона и Дану, и они обсудили раскрашивание, свои предпринимательские планы и родственные связи с Ирландией. DeOldify изучает, какие цвета следует применять к различным текстурам, формам и объектам на черно-белых фотографиях, используя обученные модели.
 
 Точность цветов настолько хороша, насколько обычно можно ожидать для определенного типа текстуры или формы, встречающихся в банке изображений. Трава, деревья и море обычно получаются очень хорошо. Крыши иногда (но не всегда) выходят с черепицей не того цвета. Довольно часто одежду окрашивают в усредненный синий или фиолетовый цвет, хотя вы знаете, что она должна быть определенного оттенка. В этих случаях все, что вы можете сделать, это выполнить некоторую пост обработку, при которой вы подправляете или вручную настраиваете этот цвет в пакете для редактирования изображений, например. Фотошоп. Есть много случаев, когда есть либо исторические записи, либо какая-то человеческая интуиция или знание того, что цвет просто неправильный. Например, мы вручную изменили униформу Констанс Маркевич с темно-синего/фиолетового на бутылочно-зеленый, шали женщин Клэдда на красные, а шерстяные свитера Тома Крина на любой цвет, кроме сиреневого! Наиболее распространенное изменение — это когда нам приходилось вручную подкрашивать ухо, руку или ногу, которые по какой-то причине не были раскрашены автоматически (например, если они были частично затемнены и не распознавались как таковые). Иногда эти раскраски вызывают споры - например, в случае с Элизабет О'Фаррелл и капитуляцией в 1916 году мы раскрасили то, что видели как ее капюшон, в синий цвет, а подол ее платья - в красный/коричневый, а зеленую шинель - в синий цвет. Пирс на переднем плане, тогда как другие интерпретировали, что на Пирсе больше видно платье О'Фаррелла, а не пальто (см. стр. 34). На них также влияет наличие первоисточников. Мы знаем, например, что у Вайолет Гибсон были голубоватые глаза и белые волосы из ее полицейского отчета; Точно так же записи острова Эллис указывают на голубые/серые глаза Мюриэль Мерфи МакСвини. Тюремные записи также приводят нас к физическим деталям «Катальпа-шестерки», а цвет глаз Пейг Сэйерс нам рассказал коллекционер фольклора Кеннет Джексон. Всегда бывает так, что новая информация может появиться после раскрашивания, и за последний год мы обновили различные фотографии по мере того, как это происходило. В вышеупомянутых записях острова Эллис мы позже нашли запись о пассажире Маркиевич вместо Маркевич и обновили цвет ее глаз на синий на фотографии ее возвращения из тюрьмы (см. стр. 47). Ирландская и британская униформа и транспортные средства раскрашены в соответствии с рекомендациями экспертов и различными фотографиями предметов той эпохи (шлемы, шевроны, значки и пуговицы, броневики и т. д.). Хотя у более известных исторических деятелей зачастую легче определить цвет глаз, члены семей других людей на этих фотографиях часто раскрывают подробности, например: Семья Мерфи дала нам правильный цвет глаз для Теобальда Вулфа Тона Фицджеральда.
Мы полностью осознаем этические проблемы, возникающие в результате изменения этих первичных документов, и надеемся, что книга приведет читателя к первоисточнику, а не предложит замену этих записей. Как учёный и историк, мы обходим два разных мира, но мы считаем, что вместе эти изображения и подписи предлагают проясняющий взгляд на ирландскую жизнь, ирландский народ, а также на драматические трансформации и изменения, которые произошли за 125 лет, описанных в этом сборнике, пишут в своем предисловие  авторы книги.