Краткая история христианского богословия

Сок Волгин
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛОВИЯ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРА О FILIOQUE.

Первая и непосредственная достоверность Бога есть Его дар, чувство Его присутствия и внутренне зримая определенность в нас Его благодати.

Но, так как подобное знание есть непосредственное познание блага, а человек по своей природе есть существо познающее, то для того, что бы общество было Единым и соответствовало понятию блага, первое, лишь непосредственное познание должно перейти в различенное,- необходимо произойти ересям и разделениям, что бы источник благости как и сама благость выступили конкретно и лишь потому непоколебимо для нас.

Первое разделение таким образом вообще составляют те, кто по каким то причинам не хочет или не может произвести для себя переход от непосредственного познания к опосредствованному.

Поскольку познание начинается с дара и это познание соответствует 8 члену символа веры, согласно которому дар от Отца исходит как Дух, то всё развитие христианского богопознания представляет собой знание этого пункта, его отрицание и обновленное восстановление этого знания.

Познание Бога тем самым как полное и завершенное в результате начатого процесса должно стать конкретным знанием Бога в Себе и для нас. Поэтому первое отрицание 8 члена символа веры заключается в том, что утверждение этого члена о том, что Дух исходит от Отца,- неполно в силу того, что Бог неизменен и переходить с места на место для ипостаси Духа (если Её имеют в виду) есть нечто несоответствующее понятию совершенства Бога. Поэтому правильно говорить, что от Отца исходит энергия Духа, а не Его ипостась.

Однако как только сделано первое утверждение появляется необходимость сделать второе, а именно: в силу того, что Бог Триедин, Три Совершенных в Одном Совершенном и Есть Одна Сущность и даже Один Дух, то,- просвещающая и творческая Энергия Бога исходит не от одного Отца, а от Отца и Сына как Одного Целого. Ибо в том случае если мы скажем, что благодать Бога исходит лишь от Отца и не укажем Сына, то мы отделим от Отца сущность Сына и таким образом станем сообщниками осужденных уже еретиков. Познание Бога "для нас" таким образом завершается тем, что энергия Бога посредством которой Он творит Мир и просвещает народы исходит и от Отца и от Сына и даже от Самого Духа поскольку Его ипостась не передвигается и не покидает Единство Отца и Сына.

II.

Однако как только это познание состоялось и первоначальная формулировка 8 члена символа веры сделалась, как представляется, недостаточной для борьбы с арианством, так, столь же необходимым сделалось постижение Бога в Себе. Ибо, если по отношению к нам Дух своей благодатью, исходит и от Отца и от Сына, что стало всеобще признанным, то уж конечно нельзя, как полагают, думать, что Дух и внутри вечного Существа Бога исходит не от Отца, а ещё от Кого то.

Но в силу того, что в процессе познания Бога "в Себе" возникает с одной стороны ересь Евномианства, согласно ложной идее которого ипостась Духа в вечном существовании Бога является третьей по счету в естественном понимании ряда,- 1Отец, 2Сын, 3Дух, что, соответственно логике этого представления, или сливает первые две ипостаси в одну или наоборот,- вовсе их разделяет, а с противостоящей этому представлению стороны и результатом защиты от евномианского заблуждения,- со стороны Отцов Церкви,- становится утверждение, что ипостась Духа есть как бы среднее Солнце, равное Двум, между Которых оно расположено, то недостаточным объявляется также и то утверждение, что в абсолютной природе Бога Дух от Отца исходит и почивает в Сыне.

Другими словами, коль скоро мы знаем, что недопустимо считать, что ипостась Духа по своему вечному бытию исходит от Сына в Евномианском понятии ряда (1Отец, 2Сын, 3Дух) и в то же время мы знаем, что Дух является средним между Рождённым и Нерождённым, а богословы ещё добавляют, что Дух есть Любовь от Отца к Сыну и от Сына к Отцу, то в результате необходимости мыслить Единство Трех Лиц как Совершенную Единицу и, Силу любви от Сына к Отцу так же как от Отца к Сыну,- общую Им обоим, - для нас, перестает существовать также и та трудность, посредством которой мы опасались, вначале, признать, что также и в вечной природе Бога, Дух по своему бытию исходит,- и от ипостаси Отца и от ипостаси Сына.

III.

Полученный результат, таким образом, как можно подумать в самый последний момент до того, как сделать признание в справедливости выводов познающего разума (п. I и II),- полностью опровергает формулировку 8 члена символа веры 481 года,- в качестве завершённой. Однако, не менее важно отметить, что и подобное мнение будет ошибкой.

…Поскольку Любовь в качестве бесконечной Силы от Сына к Отцу так же как от Отца к Сыну является тем, что обращает Лица Отца и Сына Друг к Другу, что связывает их Друг с Другом, то абсолютное растворение Лиц в Этой Любви, как раз и является тем, посредством чего,- Три познаются в качестве Одного Лица. Поэтому Результат заключается именно в том, что абсолютная Единица есть также Одно Лицо, что лишь подтверждает учение Церкви о том, что обращение к Богу как к одному Лицу в словах «Отче наш иже еси на небесах» есть обращение ко всей Троице.

Истинный результат, таким образом, заключается в том, что формулировка 8 члена символа веры, первое и непосредственное утверждение, что от Отца исходящим является Дух, так как все Три ипостаси для нас есть Единый Отец и Единый Господь, первоначальное утверждение есть в то же время последнее и абсолютное выражение Истины.

Но, как мы теперь понимаем, важно иметь в виду то обстоятельство, что совершенное знание этого тождества первоначального и последнего, то, чем устраняются в результате великой борьбы ереси Ария и Евномия и, что в конечном итоге делает первоначальное утверждение в истинном смысле незыблемым есть опосредствие и результат продолжительной и очень трудной работы познания.


-----------------------------—

[1] Григорий Палама об исхождении Духа во времени и от Отца и от Сына, энергией:

«А выступление Духа, двояко возвещается богодухновенным Писанием: ибо [во времени] Он проистекает от Отца через Сына, или, если угодно, то даже и от Сына, на всех достойных [людей], в которых и почивает и обитает. Итак, это движение и выступление, а если угодно, то И ИСХОЖДЕНИЕ, мы никогда не подвергнем осмеянию, ссорясь из-за именований...» («Об исхождении Святого Духа.» 1:29.)

[2] Григорий Палама об источении Духа от Сына в вечной природе Бога:

«Но от божественной природы, – говорят, – и именно от природы Сына источается Дух Святой». Пусть это будет, если вам угодно, и по отношению к [Его] вечному существованию»; «Он [Дух] – от природы Сына и естественно [читай: вечно -В.К.] существует от Него...» («Об исх» 2:65); «...божественный Кирилл всякий раз когда говорит «из природы», «природно» и «по природе», говорит, что Дух Святой и от Его [Сына] природы источается...» («Об исх» 2:68)

[3] Григорий Палама о том, что для нас Троица есть в то же время Одно Лицо,- Отец:

«…по отношению к твари Он [Триединый Бог] может быть назван и Отцом, и Троицей, поскольку единое дело трех [Ипостасей] есть приведение в бытие [всего тварного] из полного небытия, а также поскольку [люди] становятся сынами [Божиими] по причине даруемой благодати, общей для трех [Ипостасей]. Ибо [слова]: Господь Бог наш есть Господь единый (Втор. 6, 4; Мк. 12, 29) и Отче наш, иже еси на небесех (Мф. 6, 9) говорят о Святой Троице как о едином Господе и Боге нашем, Который есть и Отец, возрождающий [нас] Своей благодатью.» (150 глав)