Уязвимость Черноморского флота

Игорь Кутузов
26 декабря 2023 года стало очередным черным днем российского Черноморского флота. Прямо на стоянке в порту Феодосии в ходе атаки двух украинских бомбардировщиков Су-24 крылатыми ракетами был уничтожен и затонул БДК «Новочеркасск». Почему же наш ВМФ продолжает нести потери, даже не вступая в бой?
На данный момент уже официально подтверждено, что в ночь на 26 декабря порт Феодосии был атакован самолетами украинской тактической авиации. Удар, судя по всему, нанесен крылатыми ракетами британско-французского производства Storm Shadow/SCALP, имеющими дальность полета до 1000 км. На обратном пути оба Су-24 ВВСУ были перехвачены и уничтожены российскими истребителями. К сожалению, они успели натворить бед.
Минобороны РФ официально подтвердило, что был поврежден один из наших немногочисленных БДК:

Ночью в ходе отражения удара вооруженных сил Украины с применением авиационных управляемых ракет в пункте базирования Феодосия получил повреждения большой десантный корабль «Новочеркасск».
Вскоре стало известно, что корабль получил серьезнейшие повреждения, выгорел и затонул прямо на месте стоянки. По некоторым данным, на его борту мог находиться ценный груз военного назначения – ударные дроны типа «Герань», которые применяются для нанесения ударов по объектам инфраструктуры Незалежной. Возможно, сила пожара объясняется именно этим. При этом, увы, есть и человеческие жертвы с нашей стороны.

Все это крайне прискорбно, поскольку «Новочеркасск» – это далеко не первый военный корабль, потерянный Черноморским флотом после начала СВО, и даже не второй из числа больших десантных. Напомним, что 24 марта 2022 года сразу несколько российских БДК в порту Бердянска были обстреляны во время разгрузки. Больше всех не повезло БДК проекта 1171 «Тапир» под названием «Саратов», который получил очень серьезные повреждения и затонул у причала. Остальные корабли смогли выйти в море и потушить начавшиеся пожары.
В минувшем августе удар украинского брандера пришелся в борт БДК «Оленегорский горняк», стоявшего на рейде близ Новороссийска. 13 сентября 2023 года БДК «Минск» получил удар британско-французской крылатой ракеты, находясь прямо в сухом доке Судоремонтного завода в Севастополе. Вместе с ним повреждения получила стоявшая там же ДЭПЛ «Ростов-на-Дону». И это далеко не исчерпывающий список потерь ВМФ РФ за два неполных года.

Необходимо отметить, что череда подобных печальных событий стала возможной лишь потому, что под контролем киевского режима сохраняются такие регионы исторической Новороссии, как Николаевская и Одесская области, а Незалежная имеет выход к Черному морю. Из-за стратегических просчетов в планировании СВО осенью 2022 года ВС РФ пришлось оставить Херсон и важнейший плацдарм на правобережье Днепра, откуда могла бы начаться сухопутная наступательная операция, имеющая целью освобождение русских городов и отрезание Киева от всех морей.
В результате украинские террористы имеют возможность использовать морские беспилотники, надводные, а теперь и подводные, для атак на российские корабли и береговую инфраструктуру на черноморском побережье. Буквально они презентовали очередной, более мощный и скоростной безэкипажный катер «Мамай», превращенный в брандер. Но этим, увы, дело не ограничилось.

Главное – это то, что на Черном море для ВМФ РФ нет по-настоящему безопасных стоянок, пока Киев имеет выход к морю и свободно снабжается из стран блока НАТО. Совершенно не вдохновляет знание того факта, что на Украине разрабатываются более мощные и дальнобойные версии противокорабельной ракеты «Нептун», которая может работать в том числе с воздушных носителей. И что же теперь делать?
Самый простой ответ, при этом самый сложный в исполнении, – это отрезать Незалежную от Черного моря, освободив русские города Николаев, Кривой Рог и Одессу. Но, если без шапкозакидательства, это дело не скорое. Наверное, пора уже поставить вопрос об ответе командования Черноморского флота за происходящее в зоне его ответственности и все эти потери, которых можно было избежать.

Требуется усиление ПВО Крыма, Морской авиации ВМФ РФ и переброска на Черное море по внутренним водным маршрутам дополнительных надводных кораблей на усиление. Это прежде всего МРК типа «Каракурт», имеющие приличную систему ПВО морского базирования, малые десантные и малые противолодочные корабли, тральщики. Донором для Черноморского флота мог бы выступить зажатый в тисках НАТО Балтийский флот.
На будущее все строящиеся в России военные корабли, от БДК до патрульных ледоколов, должны оснащаться хоть какой-то современной системой ПВО для самозащиты.

В общем и целом необходимо дальше усиливать российскую армию, готовя ее к проведению широкомасштабных наступательных операций, поскольку будущее Причерноморья, как и всей остальной Новороссии и Малороссии, будет решаться на суше.